Кому выгодно, что бы стратегический завод продолжали "растаскивать"?...

На фоне спецоперации и, как следствие, востребованности боеприпасов и оружия, совершенно дико выглядит ситуация вокруг ЗАО "Климовский специализированный патронный завод" (КСПЗ) из Подмосковья: две команды делят оборонное режимное предприятие, но как бы в процессе драки не выплеснули и ребёнка, тем более печальный опыт потери активов у завода уже есть, сообщает корреспондент The Moscow Post в Подмосковье.

Нетипичные руководители

Горемычный завод, предшественник которого ведёт историю с 1936 года, на днях попал в медиа-повестку в связи с уголовным делом в отношении теперь уже экс-директора - депутата Совета депутатов городского округа Подольск Московской области Ивана Дорогих. Судя по сайту Подольского городского суда Подмосковья, он проходит фигурантом уголовного дела по ч. 3 ст. 327 УК РФ ("Использование заведомо поддельного официального документа"). На днях суд определится с мерой пресечения.

Газета "Коммерсант" сообщила, что в деле Дорогих речь идёт об использовании поддельного диплома о высшем образовании при получении допуска от ФСБ. Любопытный факт: на выборах депутатов Московской областной Думы, на которых Иван Дорогих выдвигался в качестве кандидата-одномандатника, он также указывал, что имеет высшее образование и закончил в 2004 году государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московская государственная академия приборостроения и информатики". Что ещё известно о бывшем директоре патронного завода? Дорогих - уроженец Литовской ССР, 13 января 2023 года ему исполнилось 45 лет. До сих пор он является депутатом на непостоянной основе в Подольске от партии пенсионеров. В бизнес-портфеле Дорогих на сегодня пусто, но ранее он был владельцем ООО "Частная охранная организация "Элита-НСБ" в Наро-Фоминске, которое ликвидировано в 2019 году.

Также на сегодня в арбитраже Москвы есть иск к Ивану Дорогих и ООО "Дизайн-ателье "Апельсин" о взыскании почти 18 млн рублей убытков и упущенной выгоды, поданный патронным заводом. Суть претензий пока не раскрывалась. А ещё экс-директора КСПЗ газета "Коммерсант" причисляет к команде инвестора, бывшего главы совета директоров Виталия Полетаева, который представляет одну из сторон корпоративного конфликта.

Свой пост гендиректора КСПЗ Дорогих покинул в апреле 2022 года, просидев в кресле, по данным "Руспрофайла", с июля 2018 года, то есть почти четыре года. С 29 апреля 2022 года возглавляет оборонное предприятие Игорь Рудыка. На сайте завода кратко указано, что Рудыка - выпускник Голицынского военного института ПВ ФСБ России, проходил службу в Центре специального назначения Управление "А" ФСБ России, работал в службе безопасности президента, а также является членом Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа", имеет государственные и ведомственные награды. Подобные регалии о многом говорят. Ведь не зря бытует мнение, что бывших силовиков не бывает.

Если обратить внимание на сайт завода, то можно заметить интересное явление: почти сразу со сменой директора появились новости о неоднократных встречах с главой Подольска Дмитрием Жариковым, вплоть до поздравлений того с днём рождением со страниц сайта (а это довольно не типично), о проведении учений на территории завода с ФСБ, полицией и МЧС России, а также визите делегации МЧС России.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что на завод, который за несколько лет до этого фигурировал в нескольких уголовных делах и скандалах, в том числе связанных с потерей активов, пришли представители силового блока. И это было бы вполне объяснимо. Ведь на фоне спецоперации такие предприятия требуют жёсткой руки и порядка во всём.

Но далеко не все согласны, что у нынешнего руководства есть право занимать высокое кресло.

Ещё в сентябре 2022 года в передаче "Момент истины" выступил Виталий Полетаев, которого в видео-интервью представили как инвестора, бывшего председателя совета директоров КСПЗ. Полетаев в этом интервью рассказал о том, что к 2014 году предприятие имело более 0,5 млрд рублей долгов, но он с группой инвесторов вложил существенные средства в завод, была получена "боевая" лицензия, налажен экспорт. Как говорит сам Полетаев, именно инвесторы "вытащили предприятие в уверенную прибыль", выплачивали дивиденды, в том числе госкорпорации "Ростех", представляющей государство. По словам Полетаева, в обмен на вливания средств мажоритарный акционер в лице Марины Сахаровой должен был переоформить контрольный пакет акций, а конкретно 50%+1, но не сделал этого. По его же данным, Сахарова на сегодня находится в Германии, где у неё есть элитная недвижимость.

Именно Сахарова, по словам Полетаева, в начале марта 2022 года прислала документы на предприятие о внеочередном собрании акционеров, чтобы сменить действующее руководство. И, как мы видим, в конце апреля смена топ-менеджера действительно состоялась. Полетаев также утверждает, что среди нового руководства отметился и Алексей Гарин, который ещё в 2014 году стал фигурантом уголовного дела о мошенничестве с деньгами этого же оборонного предприятия и был осужден, но отделался, что называется, лёгким испугом (освобождён прямо в зале суда). Заплатить ущерб 65,166 млн рублей бывшего финансового директора завода Гарина в 2018 году обязал Зюзинский районный суд г. Москвы.

Между тем новое руководство завода на выступление Полетаева в передаче уже "ответило" - 21 февраля 2023 года арбитраж Москвы рассмотрит иск о защите деловой репутации КСПЗ к "Моменту истины" и Полетаеву. Какие конкретно слова покоробили нового директора, пока не известно.

А при чем тут Чемезов?

Во всей этой истории больше всего смущает молчание "Ростеха" в то время, как на стратегическом оборонном заводе наблюдается долгоиграющий корпоративный конфликт, который может грозить негативными последствиями для отрасли на фоне СВО. Особенно если сведения о живущей в Германии Сахаровой, контролирующей предприятие, подтвердятся. Если верить документам, да и слова Полетаева подтверждают, то у госкорпорации, которой руководит Сергей Чемезов, есть 26% акций именно этого патронного завода. То есть имеется и право стукнуть кулаком по столу. Но "Ростех", судя по всему, в этом конфликте занял молчаливую позицию, только в разных судебных спорах госкорпорация участвует третьим лицом. Вот, пожалуй, и вся позиция.

Судьба государственного пакета акций государства довольно примечательна. В 2001 году на базе разорённого неграмотным управлением и хищениями "Климовского штамповочного завода" создаётся ЗАО "Климовский специализированный патронный завод". Председателем совета директоров КСПЗ назначается бывший замминистра внутренних дел России - командующий внутренними войсками МВД России Анатолий Шкирко. В октябре 2001 года регистрируется выпуск обыкновенных акций ЗАО. В сентябре 2002 года на общем собрании акционеров ЗАО принимается решение об отчуждении акционерами (Гимбатовой Б.Е., Прулиус Е.В., Губских Ю.П) 26% акций в пользу Российской Федерации в лице Министерства имущественных отношений путём дарения. На 30 июня 2009 года в реестр владельцев ценных бумаг ЗАО входили РФ и некий А. Е. Бобков. Долю государства указом президента РФ от 10.07.2008 года № 1052 должны были внести как имущественный взнос в госкорпорацию "Ростех". Два акционера потом, правда, через суд пытались отыграть назад права на акции, заявляя, что ничего не дарили и то всё техническая ошибка, но арбитраж встал на сторону государства.

А в 2012 году, как гром среди ясного неба, появляется сообщение от МВД, что выявлено хищение 25% акций ЗАО "Климовский специализированный патронный завод", принадлежащих государству. Ущерб оценили на сумму более 52 млн рублей. В хищении заподозрили неких не названных бывших акционеров предприятия, в том числе 48-летнего безработного, который, по данным следствия, "совместно с другими бывшими акционерами путем предоставления в районный суд подложных документов присвоил 25% акций патронного завода". Но, судя по тому, что все последующие годы "Ростех" участвовал в спорах патронного завода третьим лицом, права на государственный пакет акций были впоследствие восстановлены.

Банкротить нельзя прощать

За всю историю существования патронного завода он успел побывать фигурантом целой серии громких скандалов. Так, в 2014 году из СМИ стало известно, что Одинцовский городской суд Подмосковья арестовал бывших и действующих руководителей ЗАО "Климовский специализированный патронный завод". Им вменяли хищение у завода 200 млн рублей в 2010-2011 годах под видом сдачи ему в аренду высокоточного металлообрабатывающего оборудования. По этому делу на тот момент в международном розыске находился и бывший председатель совета директоров КСПЗ ранее судимый Хорхе Портилья-Сумин. Именно в этом деле, в одном из эпизодов, и был фигурантом ранее упомянутый бывший финансовый директор завода Алексей Гарин.

В марте 2020 года сотрудники полиции обнаружили на территории завода подпольные производства и склады контрафактного алкоголя.

По данным газеты "Коммерсант", в январе 2023 года также завершено расследование уголовного дела в отношении бывшего замгендиректора КСПЗ Александра Бобкова, которого обвиняют в мошенническом хищении металла с предприятия. То же издание намекает, что дело о дипломе, начатое в отношении экс-директора Дорогих, может стать не единственным. Впереди - расследование о выводе средств завода через аффилированные фирмы, о сдаче помещений в аренду по заниженным ценам, продаже автомобилей по ценам ниже рынка.

Были в адрес завода и банкротные поползновения. Так, в октябре 2022 года в реестре юридически значимой информации некий Вадим Сухоруков заявил, что планирует подать банкротный иск к заводу. Заявление, судя по всему, так и не было подано, но осадочек остался. Такой симптом сложно назвать позитивным.

Есть у завода и конфликтная ситуация с государственным органом. Так, 16 февраля 2023 года арбитраж Москвы рассмотрит иск управления Росимущества по Московской области, по которому с завода требуют более 73 млн рублей, в том числе неосновательное обогащение за фактическое использование федерального земельного участка площадью 612 117 кв.м.

Как мы видим, назвать ситуацию на патронном заводе штатной, довольно затруднительно, раздрай в управлении до добра не доводит. Официально данные о том, кто является основным акционером КСПЗ, не раскрываются. Действительно ли оборонный завод находится под контролем Марины Сахаровой, проживающей в Германии, мы утверждать не возьмёмся, но, если это так, то правоохранительным органам есть на что обратить своё внимание.

Читать на "The Moscow Post"