Деньги от инкриминируемой Михаилу Абызову аферы могли выводиться через девелоперские компании его вероятного подельника Николая Степанова в Новосибирске....
Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин потребовал у и.о. руководителя СУ СК России по Новосибирской области Виталия Зарипова проверить ситуацию с долгостроем ЖК "Новомарусино" в Новосибирске, где ранее обманутыми признали около 800 человек.
Поводом послужило обращение самих дольщиков: несколько домов все еще не введены в эксплуатацию, хотя стройка началась более 10 лет назад. При этом деньги, вложенные людьми в жилье, могли "раствориться" в российских и иностранных компаниях, которые связывают с делом бывшего министра по делам открытого правительства Михаила Абызова.
Подробности - в материале корреспондента The Moscow Post в Новосибирской области.
Застройщиком микрорайона являлось ООО "Доступное жилье Новосибирск" (ДЖН). Сам проект начался в 2012 году. В 2014 году сдали первую очередь. Информация о задержках появилась в 2017 году. Проблемы у застройщика еще раньше - в 2015 году. После дольщики рассказывали, что с 2015 по 2017 годы на месте не выполнили практически никаких работ.
Нашли "стрелочника"?
Главным действующим лицом ситуации представляют единственного собственника ДЖН Вадима Варвянского. Сегодня он находится под стражей - его арестовали в августе 2021 года. Как пишет РБК, его обвиняют в злостном уклонении от погашении кредиторской задолженности в крупном размере и злоупотреблении полномочиями. Но он может быть лишь пешкой.
Сейчас ДЖН находится в процедуре банкротства. Сумма требований кредиторов к Варвянскому составила 502 млн рублей. Одновременно с этим подано заявление на привлечение к субсидиарной ответственности на сумму 2,167 млн рублей. Варвянский ходатайствовал о переводе рассмотрения дела в Москву, по месту его прописки, но экс-девелоперу отказали.
Варвянский – один из бывших топ-менеджеров группы RUCOM скандального экс-главы министерства по делам открытого правительства Михаила Абызова. Последний уже несколько лет находится в СИЗО по целой серии серьезнейших обвинений.
Ему инкриминируют мошенничество и организации преступного сообщества. По версии СКР, структуры господина Абызова продали несколько энергокомпании (среди них АО "Сибирская энергетическая компания" и ОАО "Региональные электрические сети") за 4 млрд руб. при реальной стоимости 186 млн руб. Свою вину Михаил Абызов не признает.
Вместе с ним были арестованы еще пять человек, которых СКР считает его соучастниками. Это Николай Степанов, Максим Русаков, Галина Фрайденберг, Александр Пелипасов и Сергей Ильичев.
И именно первый из них, Николай Степанов, бывший председатель совета директоров RUCOM, как оказалось, имеет прямое отношение к компании ДЖН и ситуации с обманутыми дольщиками. Он являлся единственным собственником компании до 2016 года, после чего его сменил Вадим Варвянский.
Фото: Rusprofile.ru
То есть, это произошло уже после 2015 года - как раз тогда, когда стройка начала "буксовать", а вложенные людьми деньги "испарились" в неизвестном направлении. Видимо, Степанов предвидел такое развитие событий, и с целью ухода от ответственности мог поставить вместо себя собственником Варвянского, наобещав ему решить финансовый вопрос и завершить проект.
Тем не менее, оба попали в руки следствия. Но Николаю Степанову никто обвинения по ситуации с дольщиками не предъявлял, как будто он и не имел к этому отношения.
Разделяй и выводи
Задержали Степанова в том же 2019 году, что и Абызова. Ранее Степанов трудился в ОАО "Читаэнерго". В Москву его пригласил именно Михаил Абызов – видимо, впоследствии навыки трудов Степанова в энергетике оказались полезны в намечавшейся афере.
Впрочем, это было еще в далеком 2003 году. Степанов стал работать в Российских коммунальных системах, где председателем совета директоров был Абызов. В десятых годах, при Абызове-министре и при компании RUCOM Степанов активно занялся девелопментом, хотя раньше не имел к этой сфере никакого отношения.
Помимо ДНЖ, он был собственником и других подобных структур в Новосибирске - ООО "Джет", ООО "Комфортный дом", ООО "Рива-центр", ООО УК "Строитель", ООО "Аквамарин". Всего учредил 24 юрлица, многие из которых имеют признаки фиктивности. Большинство из них напоминает кубышки для перегона денежных средств.
Фото: Rusprofile.ru
ООО "Комфортный дом", где у Степанова 100% долей, имеет уставной капитал в 40 млн (!) рублей. При этом в компании официально никто не работает, выручка за 2021 год - менее 1 млн рублей, убыток - почти 20 млн рублей. Зато в 2020 году структура получила 405 млн рублей чистой прибыли при 461 млн рублей выручки. Куда исчезли эти деньги?
Фото: Rusprofile.ru
При этом в прошлом компания была фигурантом административных разбирательств в Управлении ФАС по Новосибирской области. Их подробности не приводятся.
Другой пример - ООО "Джет", который возводил апартаменты Джет на ул. Железнодорожной в Новосибирске. Похожая ситуация: 40 млн рублей уставного капитала при полном отсутствии сотрудников. Но, по итогам 2021 года, компания получила 36 млн рублей, имея выручку менее 0,5 млн. Т.е. в нее просто вкачали деньги. Откуда "дровишки"?
А в 2018 году она получила прибыль в 130 млн рублей - едва ли не в шесть раз больше, чем годом ранее (20 млн рублей). Подобные странности можно найти почти во всех организациях, где учредителем выступал господин Степанов. ООО "Аквамарин" при уставном капитале в 25 млн рублей имеет только одного сотрудника, и так далее.
Пять ключевых связанных со Степановым юрлиц объединяет один человек – их генеральный директор Евгений Александрович Литвинов. Он же сам - учредитель девяти юрлиц, каждое из которых похоже на "пустышку" и уже ликвидировано.
Компании Степанова, которыми управляет Литвинов. Фото: Rusprofile.ru
И пусть выводы может делать только следствие и суд, предположения напрашиваются. По всей вероятности, в девелоперские компании Степанова могли выводиться деньги, полученные в результате вероятных афер команды Михаила Абызова.
А теперь, когда и Степанов, и Абызов "отдыхают" в СИЗО, необходимо спрятать концы в воду, обанкротить связанные со Степановым структуры, предварительно выведя из них средства. Не этим ли занят господин Литвинов?
А стройка и ныне там
Что касается многострадального ЖК "Новомарусино", к счастью нескольких семей часть домов все-таки были сданы, в них смогли въехать люди. Но с трудом. Один из обманутых дольщиков, которым пришлось заселяться "с боем", поделился с The Moscow Post впечатлениями.
Обманутый дольщик Сергей: "К "Новомарусино" начали присматриваться в 2015 году. По всему городу, по радио, по телевидению шла мощная рекламная кампания жилого комплекса. Долго сомневались, но потом узнали, что мэрия Новосибирска тоже решила вложиться в стройку. Подумали – ну мэрию-то, наверное, не кинут.
Но за два года активность на стройке сначала падала, а потом и совсем остановилась. Девушки-менеджеры уверяли, что это – временные трудности с поставкой материалов, но сроки сдачи дома сдвигаться не будут. Потом начались другие речи, что сроки все же придётся перенести, сначала на месяц, потом на полгода. Нам еще повезло – дом, в который нам предстояло вселиться, был почти готов и оставалось только получить документы на его ввод в строй. Где-то два месяца постоянных скандалов и нервотрепок с документами, "завтраков" от компании и в итоге нам удалось-таки "зайти" в квартиру".
Кое-кто из дольщиков в итоге получил компенсацию. Как рассказывает Сергей - абсолютно копеечную. А кое-кто не смог получить даже её - одна из обманутых дольщиц скончалась, из-за нервотрёпки, связанной с квартирным обманом, у неё не выдержало сердце.
Должен ли Николай Степанов отвечать за ситуацию с дольщиками ЖК "Новомарусино"? Фото: Андрей Любимов/РБК
В числе пострадавших действительно оказалась и мэрия Новосибирска, которая купила в ЖК 93 квартиры. Они обошлись бюджету в 200 млн рублей. Впоследствии чиновников, заключивших контракт с ДЖН, а именно главу управления жилищными вопросами мэрии Дениса Ковалева и его предшественника Дмитрия Рыбалко, заподозрили в превышении должностных полномочий. Об этом пишет сетевое издание "НГС.НОВОСТИ".
Если сложить все воедино, можно предположить, что обманули и местных чиновников, как бы кто к ним не относился. Степанову же, вместе с Абызовым придётся отвечать перед законом за другие дела, а вот за "Новомарусино", скорее всего, призовут к ответу "стрелочника".
Читать на "The Moscow Post"