Киев сохраняет надежду на "положительные сигналы" от Евросоюза по вопросу своего участия в евроинтеграции. Несмотря на статус кандидата на вступление в ЕС, Украину туда, ...
Решение об интеграции в Североатлантический альянс Киев принял в 2002 году. Президент Украины Владимир Зеленский 30 сентября 2022 года объявил, что подписал "заявку на ускоренное присоединение" к НАТО. В конце 1994 года Украина подписала с Евросоюзом Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, а год назад саммит организации предоставил ей статус кандидата в члены ЕС, сообщает корреспондент The Moscow Post.
Обещать не значит выполнять
Пока эти намерения и договоренности ни к чему не привели, если не считать незаконную смену власти в результате государственного переворота в 2014 году, гражданскую войну на Донбассе, конфликт с Россией, потерянные территории и отток населения, а также разрушенную экономику.
Возможно, Североатлантическому альянсу придется пересмотреть подход к Украине и, вопреки всей браваде ее генерального секретаря решить, чем именно можно будет поступиться, написал Стивен Брайен в статье, перепечатанной в Asia Times (Гонконг).
"НАТО обещает Украине членство после окончания войны. Теперь есть и другие мнения — последнее [негативное отношение к "упрощенному пути"] озвучил президент США Джо Байден. Наверняка, Байден придумал это не сам, похоже, что Вашингтон пересматривает свое стремление к победе", - размышляет Брайен.
Первые результаты украинского наступления подрывают доверие к альянсу. Реалисты в НАТО должны думать, как защитить свой глубокий тыл, а не разбазаривать ресурсы на стороннюю державу — какие бы стратегические возможности контроль над Украиной ни сулил бы. К тому же, НАТО разработала план, названный "Сдерживание и защита Евроатлантического региона". Документ согласован министрами обороны и должен быть принят на саммите альянса в Вильнюсе в июле.
Украинский "батискаф"
Хотя Джо Байден уверяет, что готов помогать Украине "сколько потребуется", опросы общественного мнения показывают, что сторонников его подхода среди американцев все меньше. Белый дом в преддверие президентской гонки меняет отношение к своим европейским партнерам-иждивенцам, которые привыкли решать свои проблемы за счет США и должны, по мнению администрации, делать больше для Киева. Кто-то сказал, что современные "украинские власовцы" поступили на службу не только к генералам Пентагона, но и к немецким промышленникам, лондонским интриганам и всем евронеонацистам.
Объединенная Германия, расходуя около 1% ВВП на оборону, в очередной раз сделала все, чтобы контролировать Украину. Берлин использовал для этого, как усыпляющие отношения с Москвой, так и свое влияние в Евросоюзе, а также особые связи с киевскими путчистами, включая мэра Киева Виталия Кличко.
Традиционно "гибкая" Франция, надеясь на "стратегическую евроавтономию Макрона", тоже заняла сторону укронацистов, видя в них новую "линию Мажино". Польша, Прибалтика и другие "бывшие" задавали тон со времен распада СССР.
Началась схватка, которой Великобритании отчасти руководила. Несмотря на то, что страна имеет крупнейший в Европе оборонный бюджет, в военном отношении она ослаблена, ее армии, как говорят, не хватит даже, чтобы "заполнить стадион Уэмбли". Тут Лондону и представился случай свести "лоб-в-лоб" не только Москву и Киев, но и вовлечь в схватку США, подчеркнув этим свое "стратегическое значение".
Американцы всегда вели двойную игру – с Советским Союзом против нацистской Германии, с нацистами - против СССР. Теперь, "коллективный" Запад при американском лидерстве задался целью нанести России "стратегическое поражение", взять исторический реванш, подорвав позиции Кремля.
Но спускаться на глубину в киевском "батискафе", чтобы взглянуть на "украинский Титаник", США не готовы. Боевые действия выявили уязвимость вооружений и техники в распоряжении НАТО. Последовала реакция: Вашингтон меньше своих союзников хотел бы видеть Украину в Североатлантическом альянсе.
Война слов и образов
Из европейских членов НАТО в "репетиции стратегического поражения" не участвуют Венгрия и Турция. На этом провальном варианте настаивают Польша и Прибалтика, для которых Украина – это заградительный рубеж, рассуждают журналисты The Economist.
Позиции Берлина и Парижа изменчивы и могут быть подвержены влиянию интересов, которые связывают их с Китаем. Лондон больше других агитирует за участие киевского режима в НАТО. Делает это, невзирая на опасения Вашингтона и риски эскалации. В плоскости слов и формулировок эскалация уже идет. Бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил, что боевиков на Украину могут отправить Польша и государства Прибалтики, если на саммите в Вильнюсе Киев не получит гарантии на вступление в альянс. Варшава может создать "коалицию желающих" и начать интервенцию. Поляки уже перебрасывают склады боеприпасов на границу c Россией и Белоруссией, понимая также, что, в случае вооруженного конфликта, их страна может жестоко пострадать.
Когда генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что альянс выступает против заморозки конфликта, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров назвал это фактическим признанием того, что они [НАТО] являются "прямым участником объявленной против России гибридной, да и горячей войны".
Основания для этого есть. Именно 22 июня, в 04:00 на танках Leopard боевики ВСУ пошли в наступление у Орехова, на Запорожском фронте. В тот же день, секретарь Совбеза РФ России Николай Патрушев доложил президенту России Владимиру Путину об уничтожении с начала контрнаступления ВСУ 13 западных танков, включая Leopard, и 59 западных бронемашин пехоты (БМП).
Всего, с 4 по 21 июня было уничтожено и 246 танков, в том числе 13 западных, боевые бронированные машины и бронеавтомобили - 595, в том числе БМП - 152 единицы, западных - 59. Боевые бронированные машины - 443, орудия боевой артиллерии и минометы - 279, из них западных - 48, ракеты систем залпового огня - 42, зенитные ракетные комплексы - 2, тактические истребители - 10, вертолеты - 4, БПЛА - 264, автомобильная техника - 424 единицы, - сказал Патрушев на совещании главы государства с членами Совбеза РФ.
Время Европы?
Америка делает больше других для Украины в конфликте с Россией, на ее долю приходится основная доля поставляемой военной помощи, хотя некоторые признаки "дистанцирования" заметны. Интересы США смещаются в сторону Китая. Пентагон посмотрел на ход "контрнаступа", и притормозил.
"Америка оказалась в необычном для себя одиночестве в альянсе, который сама создала и которым долгое время руководит", — такое мнение приводит журнал The Economist, указывая на нежелание Белого дома принимать Украину в НАТО по ускоренной процедуре.
"Цель министерства обороны в отношении Украины состоит в том, чтобы обеспечить существование свободной, процветающей и демократической Украины, способной защитить себя и сдержать дальнейшую российскую агрессию", - заявила 22 июня Лаура К. Купер, заместитель помощника министра обороны России, Украины и Евразии, давая показания на слушаниях подкомитета комитета по иностранным делам Палаты представителей.
Лаура Купер - карьерный чиновник, начинала в качестве младшего научного сотрудника "Фонда Карнеги за международный мир", работала в госдепе, перешла в Пентагон в 2021 году. Специалист по Евразии, она имела прямое отношение к планированию политики США в Афганистане, сегодня отвечает за военную помощь Украине. Пентагон, союзники и партнеры США, по ее словам, оказали "значительную помощь в области безопасности", Украина "подготовлена и вооружена".
Девять стран выделили по 1 млрд долларов каждая. Германия и Польша передали танки Leopard, Нидерланды и Дания тренировали украинских пилотов. Более половины всех поставленных танков, бронетранспортеров, боевых машин пехоты, 155-мм артиллерийских систем и беспилотных авиационных комплексов, а также около половины ракет "Стингер" и "Джавелин" были получены не из США.
"Союзники и партнеры" оказали Киеву помощь более, чем на 28 млрд долларов, подготовили в три раза больше солдат, чем США. Европейцы взяли на себя и долгосрочные обязательства: Германия выделила на поддержку Украины около 13 млрд долларов на 10 лет, Норвегия - более 7 млрд, Дания - 3,2 млрд долларов.
О том, что Россия и Китай находятся в фокусе Стратегии национальной обороны США, еще в марте говорила и Мара Карлин, и.о. помощника замминистра обороны по политике. Как бы не хотелось Вашингтону, но у европейцев на два региона сил не хватит. Хотя, Пентагон готов своих партнеров "притянуть за уши" на китайском направлении. К 2024 году НАТО намерена открыть в Токио офис для связи с Японией, Австралией, Новой Зеландией и Южной Кореей.
Евросоюз тоже далеко
Членство в Евросоюзе Киеву тоже не светит. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен сообщила, что в ближайшие четыре года Евросоюз выделит Украине 50 млрд евро в виде льготных кредитов и грантов. По информации Bloomberg, деньги пойдут на зарплаты и пенсии, а также восстановление инфраструктуры.
Французский министр-делегат Клеман Бон отметил, что без реформы финансовой системы ЕС не готов принять Украину в свои ряды, учитывая ее аграрный потенциал и численность населения. Это стало бы потрясением для бюджета с учетом того, что еще придется финансировать восстановление после завершения конфликта, сказал он.
Сроки переговоров о вступлении Украины в ЕС еще не определены. Украинский премьер-министр Денис Шмыгаль говорил, что Киев рассчитывает на вступление в ЕС менее, чем через два года после начала переговоров. Владимир Зеленский признал, что некоторые мировые лидеры видят Украину в составе ЕС лишь через 10 лет. Оптимисты обычно говорят: "Обещанного три года ждут!"
Читать на "The Moscow Post"