Отношения Москвы и Вашингтона находятся на "околонулевом" уровне. Об этом заявил заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков в своем недавнем интервью агент...
Но вместе с этим, как сказал Рябков, России и США принадлежит центральная роль в поддержании международной безопасности и стратегической стабильности. Не все в США эту позицию разделяют, а может и вовсе не понимают, что это значит делить с кем-то "центральную роль". Звучит не по-американски! Возможно, что и двусторонние отношения скатились на уровень близкий к нулевому ввиду "трудностей с переводом".
Предновогодняя неделя полна сюрпризов. Один из них преподнес журнал Foreign Affairs в статье The Real Russian Nuclear Threat (Реальная российская ядерная угроза). Это издание, почти что внешнеполитический рупор Демократической партии, опубликовало рассуждения сотрудника Центра новой американской безопасности Питера Шрёдера.
Скажем прямо, лучше бы редакторы журнала повременили, перечитали бы текст, или отправили статью на рецензию. А так, рецензией приходится заниматься The Moscow Post.
Автор, судя по стилю изложения, только-только занялся "публицистикой", но тему выбрал сложную. Решил разобраться, насколько Запад "обеспокоен рисками ядерной эскалации" в отношениях с Россией. Насколько эти риски можно считать "ложными". В оригинале подзаголовок статьи так и сформулирован: "The West Is Worried About the Wrong Escalation Risks".
"Если влиятельные игроки в Вашингтоне продолжат неправильно понимать причину решения Путина [начать СВО] и полагать, что демонстрация силы – единственный способ сдержать его, они рискуют спровоцировать противоположную реакцию – или даже рискуют спровоцировать прямой конфликт с Россией", – цитирует Питера Шредера Радио "Спутник".
Вплоть до 2022 года, Шрёдер пять лет был первым заместителем офицера национальной разведки по России и Евразии в Национальном совете по разведке. Также значился членом главной аналитической службы ЦРУ. Он работал в посольстве США в Москве и считается экспертом по российской внешней политике и вопросам безопасности. Имеет почти двадцатилетний опыт работы по России и Евразии в разведсообществе и правительстве, готовил материалы для "высокого начальства".
Если бы статью на сложную тему в "главном журнале" Америки написал студент-старшекурсник, вопросов бы не было. Но вопросов много и поэтому статью Шрёдера можно считать нежданным "подарком". Всем тем, кто интересуется, как и о чем думают опытные специалисты по России, сидя в Вашингтоне.
Автор данной статьи демонстрирует, как можно либо "не понимать предмет анализа", либо манипулировать вниманием читателя к России и проблемам ядерного сдерживания в применении к тому, что сегодня происходит на территории бывшей Украины.
Если коротко, то все, что изложено Шредером, не может не вызывать тревоги по поводу способности американцев адекватно ориентироваться в вопросах российской политики. Неспособность понять оппонента неизбежно ведет к настороженности и нервозности, что, в свою очередь, повышает риски непреднамеренной эскалации.
Как и положено "бывшим разведчикам", автор претендует на "откровения и эксклюзив". Для начала, не соглашается со своими бывшими начальниками. В его случае это директриса Национальной разведки Аврил Хейнс и директор ЦРУ Уильям Бёрнс. Они, - говорит Шрёдер, считают, "маловероятным, что Россия применит свой ядерный арсенал". Предупреждает, что "самоуспокоенность среди американских чиновников основана на непонимании риторики Путина".
По его мнению, официальные лица не верят, что конфликт на Украине может привести к применению российского ядерного арсенала против НАТО. Главный же посыл статьи состоит в том, что надо сомневаться. Что Москва действительно думает по поводу применения ядерного оружия автору, как-бы, известно. И, как это не парадоксально, "известно" ему то, о чем говорят его бывшие "начальники". А именно, что причин для "применения Россией ядерного оружия" нет.
Вот так, поставил все под сомнение, даже где-то нагнал страху, но вернулся к "официальной" точке зрения. Но заявка на оригинальность и решительность сделана. Дальше, больше. "Россия не стесняется своего ядерного арсенала", - делает "открытие" Шрёдер. Можно добавить – даже этот арсенал упорно совершенствует!
А Владимира Путина, - продолжает автор, надо коллективными усилиями убедить "в том, что он совершит ужасную ошибку, если обратится к своему ядерному арсеналу". Когда российский лидер что-то говорит о ядерном оружии, он имеет ввиду не Украину, а страны НАТО! О "тактическом ядерном оружии на Украине" даже речи нет, продолжает Шрёдер.
"Мигающий красный свет" – это предупреждение американским чиновникам, принимающим решения - разжевывает Шрёдер "особо непонятливым". Объясняет, что прямое участие сил НАТО в конфликте на Украине может иметь "стратегические последствия". Если до автора это дошло, это уже неплохо.
Но радоваться рано. Шрёдер через параграф, опровергает свое же утверждение о том, что предупреждения Москвы предназначены не Киеву, а Вашингтону. И заявляет, что "народ страны [Украины] не желает сдаваться Москве и прекращать боевые действия даже перед лицом ядерной угрозы".
И продолжает в духе только ему понятной логической конструкции: "Такие атаки", - говорит Шрёдер, "усилят желание Запада помочь Украине как раз в тот момент, когда оно начало ослабевать". И для него уже не важно, что "ядерной угрозы" киевскому режиму нет и быть не может, как он только что сам говорил.
Нет никакого желания тратить время перебирая, "что думает автор о том, что думает Путин". Или, как Россия, по его мнению, может "перемещать свои стратегические ядерные силы в российские леса", или "в открытый океан".
Также не стоит переубеждать кого бы ни было в том, что "обычные силы НАТО превосходят российские" или "что американо-российские отношения настолько плохи, что хуже просто не может быть". С этим замечанием трудно не согласится, к сожалению.
"Российско-американские отношения действительно попали, по сути дела, в коматозное состояние, и произошло это по вине Вашингтона, который не просто сформулировал, но даже доктринально, концептуально закрепил ошибочную и опасную установку на нанесение России стратегического поражения", - заявил в ранее упомянутом интервью замглавы МИД РФ Сергей Рябков.
Дочитывая статью Шрёдера, можно только выразить сожаление, что он взялся за такое сверхответственное дело. Почему? В России, может быть не у всех и не везде, но продолжает бытовать представление о том, что в Национальном совете по разведке США или в ЦРУ работают грамотные специалисты по России. Способные довести до читателя (или до своего начальства) взгляды и оценки, основанные на знании фактов, документов и позиции противоположной стороны.
Тем более, способные сделать обоснованные выводы по таким важным вопросам, как роль ядерных арсеналов в российско-американских отношениях. Но содержание статьи говорит о другом. Как минимум о том, что не надо спешить с выводами: "Хуже быть уже не может, говорит оптимист. Еще как может, возражает на это пессимист". Это вполне может относиться к качеству и адекватности представлений о России в разведсообществе США.
Судя по послужному списку Шрёдера и его публикации в Foreign Affairs, автор может "далеко пойти", может быть даже получит должность в составе следующей администрации. Продолжит консультировать "больших начальников" по России и Евразии и будет давать им практические рекомендации.
Он завершает свой анализ практической рекомендацией: "Для того, чтобы предотвратить ядерную войну, государствам придется убедить Москву в том, что победа на Украине просто не стоит тех затрат, которые могут довести планету до пропасти". А также заявляет, что "балансирование на грани ядерной войны — опасная игра".
Шрёдер, правда, обнадеживает, заявляя в одном месте, что "у западных политиков всех мастей есть сильный стимул добиться того, чтобы ядерное оружие никогда не использовалось в конфликте". Какое совпадение! Российские политики того же мнения.
Примечательно, что он упоминает ДСНВ только раз в цепи событий, когда в феврале 2023 года Москва приостановила участие в договоре. Не упоминает о намерениях США нанести России "стратегическое поражение".
По выражению Рябкова, именно "эта политика блокирует путь к диалогу о новых договоренностях, которые могли бы прийти на смену ДСНВ. Но "возможностей "обособить" контроль над ракетно-ядерными вооружениями от негативного военно-политического фона" просто нет, говорит Рябков.
"Если изменений в этом плане в предстоящий период не произойдет, тогда никакого договора [ДНСВ] не будет, и, по всей видимости, не будет никаких иных документов или решений, которые могли бы послужить заменой договору", - заявил замглавы МИД РФ.
Шрёдер тоже думает об изменениях, но других. Он утверждает, что, если "Вашингтон хочет избежать ядерного противостояния, он должен избрать другой курс. Американские политики должны проводить политику, направленную на подрыв процесса принятия решений Россией".
И продолжая эту линию, говорит, что "единственный способ для американских чиновников, в том числе в разведывательном сообществе, культивировать инакомыслие среди российских чиновников, —это наладить с ними более прямые контакты".
И если это получится, то тогда "эти чиновники" смогут "помешать любым попыткам Путина использовать ядерное оружие"! Вот такие коварные эти парни из ЦРУ!
Читать далее: http://www.moscow-post.su/in_world/amerikanskoe-slovobludie-na-yadernuyu-temu-188507
Читать на "The Moscow Post"