Похоже, что Андрей Козицын лишается имущества на Западе, его же партнеры Искандер Махмудов и Андрей Бокарев чувствуют себя вольготно....
Власти Франции конфисковали у Андрея Козицына виллу-замок Château Soligny в Каннах стоимостью более 60 млн евро.
Какие проблемы навалились на олигарха в то время, как его "коллеги" Махмудов и Бокарев сумели ловко ускользнуть от санкционной удавки Запада - в материале корреспондента The Moscow Post в Свердловской области.
Согласно документам французского министерства юстиции, имущество Козицына подверглось аресту приблизительно в начале сентябре 2022 года. Среди подвергнутых аресту активов: вилла и этаж апартаментов в соседнем многоквартирном доме купленных, видимо, для прислуги. При этом имущество (и другие активы) якобы были оформлены не напрямую на Козицына, а на французскую компанию SCI IRBIS
Свердловский олигарх Андрей Козицын - гендиректор и ключевой бенефициар ООО "УГМК-Холдинг" - той самой "Уральской горно-металлургической компании", где в партнерах у него еще недавно значились Искандер Махмудов и Андрей Бокарев.
Как утверждают в Сети, якобы это выписка из французского реестра недвижимости, касающаяся виллы, которую приписывают Андрею Козицыну. Фото: телеграм-канал Shumano
Но что интересен вот что: его партнеры Махмудов и Бокарев под такое санкционное давление не попали. Лишь Бокарев - под санкции Великобритании. Произошло это через месяц после того, как Бокарев вышел из капитала УГМК. Таким же образом поступил и господин Махмудов. Последнего, похоже, от санкций это и уберегло.
Напомним, что в марте Махмудов и Бокарев вышли из многих активов. Помимо УГМК, это АО "УК "Кузбассразрезуголь", АО "Восточный порт", АО "Ростерминалуголь". Кому конкретно передали доли - неизвестно, но похоже, что основная доля УГМК осталось за господином Козицыным.
Существует мнение, что господин Козицын стал просто токсичным для бывших бизнес-партнеров. По другой версии, он остался номиналом их общего имущества, взяв на себя основные санкционные риски.
Как "собиралась" сталь
Отметим, что УГМК как считают многие на Урале создавалась путем недружественных поглощений других предприятий. В основе структуры был Качканарский ГОК, с которым связана скандальная история. Её рассказывал российский журналист-расследователь Константин Рубахин.
В 2000 году владелец Качканарского ГОКа и однокурсник Искандера Махмудова, Джалол Хайдаров, опасаясь за свою жизнь, покинул Россию. Как утверждают авторы сайта rubakhin.org, якобы такое решение Джалол Хайдаров принял после того, как его бывшие компаньоны Искандер Махмудов и Михаил Черный отобрали у него Качканарский ГОК и будто бы начали преследование Хайдарова и его семьи при использовании свердловских силовиков.
Те же авторы утверждают, что у них в распоряжении имеются выписки из допросов господина Хайдарова в Израиле, куда он мигрировал. Приводим полную цитату:
"Искандер Махмудов и Андрей Козицын лично приехали на Качканарский завод вместе со своими вооруженными автоматами людьми, силой ворвались на территорию завода, вошли в здание управления и предъявили присутствующим там работникам поддельное решение совета директоров Качанарского завода о моем снятии. На этом решении отсутствовали подписи трех членов совета директоров – Заднодворова, Гареева и Валишева. Вместо них Андрей Козицын поставил две свои подписи. Так фактически насильственным путем Искандер Махмудов и Андрей Козицын захватили мою собственность".
К слову - считается, что эти допросы стали одной из основ уголовных дел против членов Измайловской ОПГ в Израиле, Испании и Германии.
Удостовериться в подлинности не удалось, архивы полиции и спецслужб Израиля простым смертным не доступны. Но если это правда, то основу УГМК могли составить результаты рейдерской атаки.
Сегодня же УГМК распухло до невероятных размеров, и финансовые показатели завода могли бы вызвать интерес у силовиков. Если говорить о ликвидированном в 2019 году ООО "УГМК-Холдинг", где гендиректором значится Козицын, то по итогам 2018 года структура получила 166 млрд рублей выручки, и при этом жалкие 2,4 млрд рублей чистой прибыли. А в 2014 году получила колоссальный убыток в 29 млрд рублей.
В юрлице, которое являлось учредителем ООО "УГМК-Холдинг", т.е. самой УГМК новый гендиректор Эльфат Исмагилов. Формально Козицын ушел со всех постов, чтобы не подставлять компанию под санкционный удар. Но сам под этот удар попал.
При этом существует мнение, что связанные с УГМК активы и средства могли выводиться за рубеж. Еще в 2020 году, при Махмудове и Бокареве компания "Халдивор Файнанс Лимитед" (Кипр) стала владельцем 51% голосующих акций ООО "УГМК-Сталь". Последняя, в свою очередь, являлась владельцем почти 84% ПАО "Надеждинский металлургический завод".
Ранее 100% акций "УГМК-Сталь" принадлежали ЗАО "Третий код". Тогда за ней осталось 49%. Владельцем ЗАО до 2021 года являлся Сергей Ратманов, который руководил несколькими компаниями гендиректора УГМК Андрея Козицына. Сам же Козицын до 2021 года был гендиректором и "УГМК-Сталь".
Сегодня расклад несколько иной: в составе "УГМК-Сталь" у "Третьего Кода" лишь 32%. Оставшееся распылено между уже двумя офшорами - тем же кипрским "Халдивор Файнанс Лимитед" с 34% долей, и "Нонкомис Селект Инк" (33%) с Британских Виргинских островов.
Фото: Rusprofile.ru
Выручка "УГМК-Сталь" только за 2021 год - 66 млрд рублей. А прибыль - 4,5 млрд рублей. При стоимости активов в чуть более 9 млрд рублей соотношение наталкивает на вопрос - а не могла ли большая часть прибыли "утечь" в офшоры? И потом на эти деньги Козицын, и не только он, могли бы прикупить себе имущество на Западе.
Фото: открытые источники
По сети ходит даже целая схема о том, где могли оказаться активы бенефициаров УГМК, считая Козицына.
При этом дома у него хватает проблем. Чего стоит только скандал с банком "Кольцо Урала" в Екатеринбурге, который позже был присоединен к "Московскому кредитному банку". Бенефициарами "Кольца Урала" были Андрей Козицын и Искандер Махмудов.
В Екатеринбурге в октябре прошлого года был вынесен приговор в отношении экс-главы УМВД Екатеринбурга Игоря Трифонова, которому инкриминируют получение взятки в размере 7,5 млн рублей за указание незаконно возбудить дело о мошенничестве со средствами банка. Об этом писал "Коммерсант".
Говорилось, что эти средства Трифонов должен был создать проблемы уголовного порядка для руководства УК "Терра" и её поручителя, компании "Форекс-Химия". УК взяла кредит в банке на покупку недвижимости.
Многие посчитали, что это была возможная схема, через которую Андрей Козицын мог за спиной у своего партнера Махмудова попытаться вывести деньги из кредитной организации. Участвовать в схеме мог ранее судимый за мошенничество предприниматель Владимир Дягилев, который также взял в "Кольце Урала" кредит на 354 млн рублей, но не вернул.
Самое интересно, что говорил Дягилев в суде. Он утверждал, что курируемая им ГК "Тренд" обеспечивала деятельность компаний, созданных якобы для получения кредитов, которые использовались в интересах руководителей "УГМК-Холдинг" и банка "Кольцо Урала". То есть по сути заявил, что банк занимался фиктивным кредитованием.
Логично предположить, что подобным образом деньги через банк могли бы выводиться и непосредственно из самой УГМК, оседая в виде дорогих шато на Лазурном Берегу. Впрочем, ни к Козицыну, ни к Махмудову по итогам той истории претензий у силовиков не возникло.
Дурная слава дома
Но это все, что называется, ядро деятельности предпринимателя. А вот в Екатеринбурге он давно снискал себе не лучшую репутацию, став фигурантом целой серии скандалов.
Например, в 2018-м году УГМК снесла важный и знаковый для многих екатеринбуржцев объект – телебашню. По словам бизнесмена, она была "позором" для города. Это явно горожан не порадовал. И в том же году случился крупный скандал по поводу строительства собора Святой Екатерины в сквере у Драмтеатра в Екатеринбурге.
Козицын выступил одним из благотворителей. А кончилось дело едва ли не гражданским противостоянием, на которое вынуждены были обратить внимание федеральные власти - значительная часть горожан размен сквера на храм не приняла.
Огромное количество проблем с экологией и безопасностью на производстве - тоже наносило урон репутации господина Козицына. Пожалуй, один из самых резонансных случаев - пожар на остатках серных руд в карьере Сибайского ГОКа, который входит в УГМК (сейчас ГОК стоит, но работает шахта). Жители стали жаловаться на отравляющий воздух и постоянные болезни.
Но с такими доходами и имуществом за рубежом господину Козицыну о простых людях думать, видимо, не пристало. Аналогию можно провести с другим российским олигархом, хозяином ГК "Киевская площадь" Годом Нисановым.
В материале "Зверинец" Года Нисанова" The Moscow Post рассказывал о возмущении жителей французской комунны Сен-Жан-Кап-Ферра на мысе Ферра. Там на месте частного зверинца "вдруг" появился шикарный особняк, который приписывали Году Нисанову. При этом зверьков пришлось переселять далеко от этого места - люди лишились доступа к живой природе.
С шикарным шато придется попрощаться? Фото: elitetraveler.com
Провернуть всю эту историю Нисанов, естественно, мог не лично. Изначально территорию зоопарка прикупил лондонский миллиардер Роберт Борн, который, к слову, тоже имеет сомнительную репутацию. Слухачи называют его близким приятелем Года Нисанова.
Похоже, подобные недобрые проявления давно стали визитной карточкой наших олигархов. Видимо, они привыкли, что дома, в России, им можно все, и им ничего за это не будет. Теперь лицам, "закопавшим" выведенные из РФ деньги на Западе, приходится сталкиваться с новой реальностью.
Читать на "The Moscow Post"