Несмотря на уход Бориса Джонсона, Великобритания продолжит "вредительский" курс по отношению к России?...

Фразу "англичанка гадит" приписывают Александру Суворову. За всю историю Англия лишь однажды объявляла России войну, предпочитая отстаивать свои интересы не в открытой борьбе, а с помощью дипломатических интриг и военной силы третьих государств.

И хотя, "гадила англичанка" обычно исподтишка, руководствуясь принципом "ни войны, ни мира", в истории были моменты, которые могли привести к прямому столкновению двух держав. Один из таких моментов мы переживаем сегодня. Лондон убеждает Европу в необходимости воевать против России до последнего украинца, заявляя, что "любая попытка уладить конфликт приведет лишь к усилению нестабильности в мире".

Поддержка киевского режима показывает, что воевать чужими руками это и часть британской традиции, и составляющая современной британской политики. Но силы уже не те и люди во главе правительства Ее Величества попроще будут, ближе к эпатажу и фантазиям вроде внешнеполитической концепции "Глобальная Великобритания".

Вопрос корреспондента The Moscow Post на очередном брифинге официального представителя МИД РФ Марии Захаровой был посвящен предстоящему уходу премьер-министра Бориса Джонсона и перспективам отношений России, Евросоюза и Великобритании.

Мария Захарова: Великобритания навязывает свои ценности с неоколониальным подходом

Коллективная русофобия

Лондон, выйдя из состава ЕС и обретя некую "свободу рук" в международных делах, продолжает строить козни и вредить Москве. Но не только. Есть основания полагать, что Лондон продолжает соперничать за первенство со своими давними континентальными конкурентами – Парижем и Берлином. В связи с предстоящей передачей власти в партии консерваторов, соревнование за первую роль в Старом свете поднимется на новую ступень отношений в парадигме "любви и ненависти".

Европа – это органический инструмент русофобской политики Лондона, который используется в конфликте на Украине. Европа была также целью других конфликтов и провокаций, направленных на то, чтобы нагадить отношениям России с ЕС, Германией и Францией. Вспомним "дело Скрипалей". Свою игру "англичанка" начала задолго до специальной военной операции. Особые отношения с Польшей и государствами Прибалтики, направленные против России, стали продолжением планов Лондона.

Ревность же к Европе, особенно "старой", проявляется во всем, что касается определения, кто в этой части Северной Атлантики "главный". И англичане хорошо помнят, и кто с кем реально воевал во время Второй мировой войны, и кто кого судил в Нюрнберге. В том, что они продолжают считать себя "главнее", их упрекать не стоит. И воевали много больше французов в составе сил союзников, и ООН создавали вместе с США и СССР.

Британцы уверены, что по любым объективным критериям их страна продолжает оставаться влиятельным мировым игроком. Великобритания - постоянный член Совета безопасности ООН, шестая по размерам экономика, ядерная держава, член влиятельного международного объединения спецслужб, а также источник информационного, образовательного и культурного влияния.В период пика своего могущества Британская империя занимала четвертую часть суши и управляла четвертой частью населения мира. Интересы обогащения были движущей силой расширения, политика была следствием экономических интересов и личных устремлений колонизаторов. Элита, да и вся страна, привыкла к жизни, в которой многое было доступно за счет колоний.

К началу прошлого столетия Англия была первой экономикой мира с долей в глобальном ВВП около одной четвертой части. Сегодня страна занимает пятое место, только незначительно опережая Францию и Индию. По перспективам роста ВВП в ближайшие годы Великобритания уступает всем членам "Семерки", за исключением Канады.

Британская экономика отличается развитым сектором услуг, особенно в сфере финансов, страхования и бизнеса. Торговые отношения с континентальной Европой были осложнены Brexit. Но Лондон убежден, что после референдума о выходе из ЕС страна стала играть более значимую роль с точки зрения мировой политики и глобальной безопасности, как ее принято понимать в столицах стран НАТО.

Завистники и "зловредники"

Мир изменился, но отношение к России прежнее, зловредно-завистливое и враждебное.

Мария Захарова, комментируя перспективы отношений Москвы с Лондоном, вспомнила про интервью министра иностранных дел России Сергея Лаврова, в котором он заявил, что благодаря Борису Джонсону Великобритания оказалась на задворках европейской политики. Действия уходящего британского премьера были направлены на внешний эффект, нацелены на подогревание конфронтации между Россией и Европой.

Ожидает ли российское дипломатическое ведомство, что с приходом нового премьера отношения между Великобританией и РФ потеплеют? Поможет ли "нейтрализация" этого скандального типа нормализации диалога между Брюсселем и Москвой, Великобританией и Россией?"— задал вопрос корреспондент The Moscow Post.

Отношения между Великобританией и РФ никогда не были простыми, отметила Мария Захарова, а сегодня переживают глубокий кризис. Англосаксы претендуют на первенство и доминирование во всем, включая видение мира, ценности. Ими движет идеология неоколониализма, замешанная на претензиях на глобальную гегемонию, что делает нормальный диалог невозможным. "Их" менталитет не предполагает равного общения, равноправия, взаимоуважения и учета интересов.

Британия выступала за открытые рынки, когда мир жил по законам протекционизма. Империя покровительствовала свободной торговле, движению капитала, а также поощряла инвестиции в инфраструктуру своих колоний. Этим "старая добрая Англия" еще в конце XIX века выгодно отличалась от империй-конкурентов. А еще Лондон всегда гордился своими способностями если не менять режимы в других странах, то влиять на эти изменения. Ностальгии по тем временам остаются частью британского менталитета и отношения к окружающему миру.

Новое заклинание: "Риши, Мордон, Трасс"

Первый раунд выборов нового премьер-министра Великобритании отсеял двух кандидатов, оставив в списке шесть претендентов. Лидером первого тура стал Риши Сунак, бывший министр финансов, получивший в свою поддержку 88 голосов консерваторов. Он стал депутатом британского парламента в 2015 году, пост канцлера казначейства (министра финансов) получил спустя четыре года. В письме Борису Джонсону, которое он опубликовал, он утверждал, что всегда поддерживал премьер-министра публично, хотя и не был согласен с ним по ряду вопросов.

Риши Сунак родился 12 мая 1980 г. в Гэмпшире (Англия, Великобритания) в семье пенджабцев, окончил Оксфордский университет, где изучал философию, политику и экономику, получил степень магистра делового администрирования в Стэнфордском университете (США), работал в инвестиционном банке Goldman Sachs, других фирмах.

Сунак с супругой владеют IT-компанией Infosys, заявившей об уходе из России только в апреле, что может помешать ему занять место Джонсона.

Второе место по итогам первого тура досталось младшему министру по торговой политике Пенни Мордонт, которую поддержали 67 депутатов-консерваторов.

В 2019 году она стала первой в истории страны женщиной на посту министра обороны. До этого занимала должность заместителя министра по делам вооруженных сил в правительстве Дэвида Кэмерона.

Мордонт считается кандидатом, объединяющим разные течения в партии. Она является и сторонницей Brexit, и приверженцем либеральной социальной политики, и не замешена в политических скандалах. В случае выхода на финальный этап гонки, когда рядовые члены Консервативной партии будут выбирать из двух кандидатов, шансы Мордонт на победу выглядят лучше, ее поддержка в среде рядовых членов партии выше.

Лиз Трасс, министр иностранных дел в кабинете Бориса Джонсона занимает по итогам первого тура третье место, набрав 50 голосов коллег. Трасс известна жесткими высказываниями в адрес российского руководства. Ее ястребиная позиция может стать препятствием на дороге к посту премьер-министра. Тем более, что Трасс начинала свою политическую деятельность как левый политик, потом была в составе либералов-демократов, и только после этого пришла к консерваторам.

Консерваторы будут стараться покончить с воспоминаниями об эпатажном Джонсоне, обновить партию, партийную программу и выиграть парламентские выборы 2024 года. Трасс входила в число ближайших соратником Джонсона и не дистанцировалась от него во время скандала.

После выборов "в четверг"

"Да, пройдут выборы, будет политическая перезагрузка Великобритании. Так или иначе на повестке есть и полураспад страны, учитывая заявления дезинтеграционого характера, которые звучат много лет и являются повесткой для британских регионов, например, Ирландии и Шотландии. Лондон делает все, чтобы сохранить красивую вывеску, но, кроме витрины, есть и содержательная часть. Говорить о том, что Британия доминирует в мире, с учетом постоянных заявлений о независимости регионов — это как минимум смешно", — отметила Захарова.

Граждане Великобритания должны самостоятельно определять будущую политику и ее содержание. Либо агрессивную, неоколониальную экспансию, сдобренную иллюзией доминирования. Или выбрать прагматический подход. "МИД России всегда говорил, что готов развивать нормальные отношения со всеми странами. Когда это осознают всю прелесть и прагматику подобного подхода в Лондоне - вопрос не к нам", — резюмировала дипломат.

Отставка Джонсона изменить ситуацию не в состоянии. В отношении украинского конфликта в британском истеблишменте сложился консенсус. Этот конфликт есть первая после Brexit возможность для Великобритании показать свою значимость на международной арене.

О необходимости поддерживать Украину не спорят не только внутри Консервативной партии, но и в рядах оппозиции.

Вместе с тем, конфликт на Украине хоть как-то отвлекает внимание от рекордной инфляции и роста цен на энергоносители, удорожанием продовольствия. По оценкам экспертов, повышение цен может "ввергнуть в нищету миллионы людей", поэтому британским семьям потребуется больше объяснений и государственной поддержки в "холодную" зиму, указывает The Daily Mail. Издание отмечает, что с началом специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины стали громче звучать призывы отказаться от российских энергоносителей, что обернулось проблемами для Запада, включая Великобританию.

Ее внешнеполитические приоритеты отражены в документе "Глобальная Британия в конкурентную эпоху: комплексный обзор по вопросам безопасности, обороны, развития и внешней политики". Там авторы подчеркивают стремление Лондона играть ведущую роль в мировых делах, зонами интересов называют ЕС, США и Индо-Тихоокеанский регион. Основной же угрозой в этом программном документе названа Россия, опять. Поэтому расслабляться не стоит, а детей лучше отправлять в российские университеты.

Читать на "The Moscow Post"