Линия "обороны" США сдвигается на юго-восток....

15-16 ноября на индонезийском острове Бали пройдет саммит Группы двадцати (G20). Президент России Владимир Путин в этой встрече участия не примет, это связано с графиком мероприятий и необходимостью находится в России. Делегацию возглавит министр иностранных дел Сергей Лавров, сообщает корреспондент The Moscow Post.

До саммита G20, в Пномпене проходил Восточноазиатский саммит (ВАС), в котором Сергей Лавров тоже принимал участие. Глава МИД РФ так описал сверхзадачу, стоящую перед Россией и Китаем: "… отстаиваем целесообразность и необходимость сохранения форматов, которые были созданы вокруг АСЕАН, отстаиваем необходимость сохранения и в будущем центральной роли, которую АСЕАН играет, но у Запада свои планы", - заявил министр на брифинге по итогам своего участия в Восточноазиатском саммите.

Лавров также сообщил, что Россия изложила на саммите ВАС свое недовольство тем, что США и их союзники "так называемую линию обороны уже сдвигают к Южно-Китайскому морю". Причем российская и китайская позиции, как подчеркнул Лавров, по данному вопросу совпадают.

И это еще не все. В Бангкоке 18-19 ноября будет проходить Форум АТЭС, где Россию будет представлять первый вице-премьер Андрей Белоусов. Запад, возглавляемый США, готов перенести политическую конфронтацию на площадку G20 вместо решения мировых проблем. С таким мнением выступила китайская газета Global Times. Нельзя исключать, что это может повториться и на экономическом форуме в Таиланде.

Курс-Азия, ставки растут

Регион ЮВА всегда был важен в экономическом и политическом отношении. Образующие его государства занимают огромную территорию на пересечении морских торговых путей и стратегических интересов ведущих держав. Суммарное население региона превышает 662 млн человек. Если бы экономика региона была единой, то по размерам валового внутреннего продукта (ВВП) ЮВА занимала бы пятое место в мире. По данным 2021 года ВВП десяти стран АСЕАН составил 3,1 трлн долларов и может вырасти в этом году еще на 5%.

Регион стал одним из двигателей глобального роста, звеном международных и региональных цепочек поставок. Приток прямых иностранных инвестиций в АСЕАН вырос со 120 млрд долларов в год в 2013-15 годах до 174 млрд долларов в 2021 году.

Экспорт стран АСЕАН за пределы "своего региона" в 2020 году составил 1,09 трлн долларов. Около четверти экспорта идет на рынок КНР. Импорт из стран за пределами региона в 2020 году достиг 1 трлн долларов. Треть закупок приходится на Китай.

Роль КНР в экономике этой части Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), а также перспектива масштабного, постперестроечного "возвращения" России в этот регион заставляют Запад, особенно США и Японию, нервничать. И волны этого напряжения ощущались особенно остро в последние дни, когда лидеры стран "золотого миллиарда" пытались укрепить свои позиции, оттеснив Китай и Россию.

Политический "стриптиз" от Байдена

В регионе идет борьба за влияние. Вашингтон восстанавливает связи с Вьетнамом, пытается наладить отношения с АСЕАН, чтобы противодействовать растущему влиянию Китая. Интерес США к региону понять можно: в 2019 году АСЕАН был для Америки четвёртым по величине рынком сбыта, экспорт составлял 86 млрд долларов, импорт вырос до 206,3 млрд долларов, дефицит торговли товарами достиг 120,2 млрд долларов.

Направляясь в Азию с климатического саммита COP27 в Египте, Байден подчеркнул, что "АСЕАН лежит в основе индо-тихоокеанской стратегии" Белого дома (антикитайской в основе), назвал партнерство с Ассоциацией "началом новой эры", повысил уровень отношений до "всеобъемлющего стратегического партнерства". При этом Вашингтон координирует свои действия с Австралией, Японией, Южной Кореей, другими странами.

Американцы, как общепризнанные короли шоу и мастера лозунгов, подкрепляют свои планы собственными и коллективными финансовыми возможностями. Так, к 150 млн долларов, которые были обещаны Байденом на специальном саммите с лидерами АСЕАН в Вашингтоне в мае, он добавил еще 850 млн долларов, находясь в Пномпене.

Япония под эти планы подстраивается. "В следующем году исполняется 50 лет дружбы и сотрудничества между Японией и АСЕАН, и я предлагаю принять решение о проведении специальной встречи на высшем уровне в Токио, где-то в декабре следующего года", - озвучил японский премьер-министр Фумио Кисида.

По данным JETRO, торговля между Японией и АСЕАН в 2019 году составила 214 млрд долларов, при этом японский импорт (108 млрд долларов) превысил экспорт (106 млрд долларов). Токио также выделил АСЕАН около 2 млрд долларов на восстановление после пандемии.

В 2021 году экспорт Южной Кореи в страны АСЕАН составил около 109 млрд долларов, импорт вырос до 68 млрд долларов. Президент Южной Кореи Юн Сук Ель говорил на саммите "АСЕАН+3" о "продовольственной безопасности и энергетическом кризисе", призывал страны ЮВА к солидарности, очевидно, под американским руководством.

Австралия, практически граничащая с Индонезией, тоже предложила провести в 2024 году специальный двусторонний саммит, тоже обещала 315 млн долларов на программы экономического развития членов Ассоциации. Глава правительства Энтони Альбанезе заверил, что Канберра будет форсировать экономическое развитие региона и сообщил, что учредил должность специального советника по связям со странами Юго-Восточной Азии.

Китай большой, ему трудней

Но Юго-Восточная Азия считает Китай своим главным торговым партнером. В 2021 году АСЕАН второй год подряд занимала место крупнейшего торгового партнёра КНР. Товарооборот Китая и АСЕАН за год вырос на 19,7%, превысив 700 млрд долларов.

За первые четыре месяца 2022 года внешний товарооборот Китая и АСЕАН составил 1,84 трлн юаней, увеличившись на 7,5% за год и составив 14,6% от общего объема внешней торговли Китая. Экспорт из Китая в на рынки АСЕАН вырос до 1,03 трлн юаней, рост — 8,7%, импорт из АСЕАН достиг 809 млрд юаней, рост — 5,3%.

Китай является важным инвестором в инфраструктуру и энергетические проекты в рамках программы "Пояс и путь". Для этого создан фонд поддержки крупных инфраструктурных проектов. В Камбодже за 2 млрд долларов построена скоростная автомагистраль, соединяющая Пномпень и портовый город Сиануквиль.

Китай, торгует и инвестирует в инфраструктуру региона "по-крупному", вынуждая США и союзников тоже содействовать развитию региона. Общим местом в западных СМИ стали обвинения в том, что кредиты, предоставляемые Пекином странам АСЕАН в рамках программы "Пояс и путь", непрозрачны и ведут страны региона в "долговые ловушки". Понятно, что это нацелено на отдаления АСЕАН от Пекина.

Южно-Китайское море тоже представляет для этого удобный инструмент. Пекин несколько десятилетий ведет споры с соседними странами по поводу территориальной принадлежности отдельных островов, на шельфе которых есть запасы углеводородов. Прежде всего речь идет об архипелаге Сиша (Парасельские острова), островах Наньша (Спратли) и Хуанъянь (риф Скарборо). В споры вовлечены Бруней, Вьетнам, Малайзия и Филиппины.

Пекину удалось смягчить эти трения, взаимодействуя в формате "Китай - АСЕАН" и реагируя на провокации США совместной работой над Кодексом поведения в Южно-Китайском море. КНР нацелена на всеобъемлющее партнерство с Вьетнамом и другими странами АСЕАН, призывает решать спорные вопросы в рамках региональных переговоров и ради "обеспечения народного благосостояния" — лозунг, понятный для политиков стран ЮВА.

Премьер Госсовета КНН Ли Кэцян предложил своему вьетнамскому коллеге Фам Минь Чиню упростить процедуры пограничного контроля, увеличить количество прямых авиарейсов между Китаем и Вьетнамом, активизировать взаимодействие в области инфраструктурного строительства. Он заявил о стремлении КНР наращивать масштабы торговли с Вьетнамом.

Индия, Вьетнам и АСЕАН

Индия стала одним из главных стратегического партнеров АСЕАН, наряду с Россией и Китаем. Экспорт Индии в регион ЮВА в 2021-22 финансовом году составил 42 млрд долларов, импорт из стран АСЕАН снизился за год на 20 млрд долларов до 47 млрд долларов. В области торгово-экономических связей предполагается заключить Соглашение о торговле товарами (ASEAN-India Trade in Goods Agreement, AITIGA).

Индия не может не считаться с экономическим доминированием КНР в регионе ЮВА, предлагает странам АСЕАН двигаться в направлении всеобъемлющего, значимого и взаимовыгодного стратегического партнерства. Об этом говорится в совместном заявлении по итогам прошедшего в субботу в Пномпене 19-го саммита АСЕАН - Индия. Вместе с тем, Ханой получил от Индии 500 млн долларов на развитие оборонного сотрудничества.

По численности населения и экономическому потенциалу Вьетнам делит в АСЕАН с Филиппинами второе место после Индонезии, но опережает всех в регионе по темпам роста, превышающими 7% в год. ВВП Вьетнама в 2022 году оценивается почти в 400 млрд долларов, доход на душу населения составляет более 4000 долларов, объем внешней торговли вырос почти до 670 млрд долларов, страна входит по этому показателю в группу 20 ведущих экономик мира. Экспорт достиг в 2021 году рекордных 336 млрд долларов, увеличившись на 19% по сравнению с предыдущим годом.

От того, как будет развиваться взаимодействие в рамках треугольника Индия-Вьетнам-Китай, во многом будет зависеть судьба Индо-Тихоокеанской стратегии США, нацеленной на блокирование Китая и изоляцию России. Пока стороны подтвердили центральную роль АСЕАН в регионе, заявили о намерении углублять диалог и координацию по вопросам "мира, стабильности, безопасности на море, свободы судоходства и полетов в регионе, других законных видов использования морей и беспрепятственной законной морской торговли, а также содействия мирному разрешению споров в соответствии с общепризнанными принципами международного права", - отмечено в совместном заявлении Индии и АСЕАН.

Стороны договорились продвигать сотрудничество на море, в том числе в области безопасности, противодействуя пиратству и вооруженному разбою, в проведении поисково-спасательных операций, ликвидации последствий стихийных бедствий, реагировании на чрезвычайные ситуации, как указано в тексте заявления. Там же, в тексте выражено намерение расширить сотрудничество в области цифровой экономики и финансовых технологий, транспорта и связи в наземной, воздушной и морской областях, в том числе за счет завершения строительства и ввода в эксплуатацию магистрали Индия-Мьянма-Таиланд. Есть планы расширить этот транспортный коридор до Лаоса, Камбоджи и Вьетнама.

Интересы России

Глава МИД РФ Сергей Лавров провел на полях ВАС встречи с коллегами из Таиланда, Лаоса и Вьетнама. На Бали ему тоже предстоят беседы, в том числе с коллегами из МИД Индонезии. В ходе саммита РФ – АСЕАН, проходившего в октябре 2021 года, было отмечено, что позиции России и Ассоциации по ключевым глобальным и региональным проблемам во многом близки. Для России АСЕАН важна и с точки зрения региональной стабильности, и как растущий рынок и перспективный партнер.

В связи с 30-летием установления отношений был принят Комплексный план действий на 2021–2025 годы, дополнивший Совместное заявление о стратегическом партнерстве, который увенчал третий саммит РФ – АСЕАН, проведенный в 2018 году. Новый план принят с учетом программы "Видение АСЕАН – 2025: вместе в будущее".

В 2005 году был подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ШОС и Секретариатом АСЕАН. Комплексный план действий также предусматривает возможность сотрудничества между АСЕАН и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), а также АСЕАН и ШОС.

Товарооборот между Россией и странами Ассоциации в 2021 году вырос на 27,5% и достиг 20 млрд долларов, заявил глава ТПП РФ Сергей Катырин, выступая на Восточном экономическом форуме-2022. Перспективы для налаживания взаимовыгодных отношений есть. Практически все экономики региона энергозависимы. Индонезия экспортирует уголь и СПГ, добывает нефть, но импортирует нефтепродукты. Малайзия – добывает нефть и газ, экспортирует СПГ и импортирует нефть и нефтепродукты. Таиланд – добывает газ, импортирует СПГ, нефть и нефтепродукты. Мьянма экспортирует природный газ, зависит от импорта нефтепродуктов. Филиппины полностью зависят от импорта нефтепродуктов. Вьетнам – это нетто-импортер угля и нефти с перспективой стать импортером СПГ.

Дальний Восток РФ, Арктика с Северным морским путем, как и другие регионы, ищут свое место в АТР, осваивают рынок АСЕАН. Возможности у российских нефтегазовых и энергетических компаний, как "Росатом", существуют. В регионе формируется крупнейший промышленно-производственный пояс, по мощи превосходящий потенциал стран ЕС и США. Россия должна встраиваться в систему разделения труда, сложившуюся между Китаем, Японией, Южной Кореей, АСЕАН и Индией.

"Россия — пожалуй, самый яркий представитель стран, которые ускоряют сближение с Дальним Востоком. С этой точки зрения западные санкции … создадут новую [Россию], которая откажется от иллюзий о Западе и еще глубже внедрится на Восток, обретет новое "я" и пожнет все плоды совместного роста, - заметил профессор Ван Вэнь, декан Чунъянского института финансовых исследований Китайского народного университета.

Читать на "The Moscow Post"