Аудиторы Счетной палаты РФ внезапно озаботились расходами государства на IT сферу. Может, лучше сразу подключить прокуратуру?...

Как передает корреспондент The Moscow Post, Счетная палата РФ заявила о намерении уделить особое внимание эффективности расходования средств бюджета на закупки и иные мероприятия, связанные с развитием и поддержанием IT-инфраструктуры. Речь идет о проверке, исполнения бюджета на 2024 год, которая пройдет, соответственно, в следующем году.

Не надо быть аудитором, чтобы базово понимать: ситуация в этой сфере крайне тревожная. Чем, собственно, и вызвано это заявление контрольно-надзорного органа, которое озвучила бывшая зампред Совета Федерации и экс-губернатор Владимирской области, а ныне аудитор Счетной палаты РФ Светлана Орлова.

Еще с конца десятых годов стало очевидно, что гигантские вложения в IT, включая создание Единых информационных систем для разных органов власти и подведомственных организаций, дают крайне ограниченный эффект и постоянно требуют новых вложений. Сами системы дорабатываются годами, а параллельно на всю страну гремят коррупционные скандалы, связанные с цифровизацией.

Ключевыми ответственными за цифровизацию лицами, помимо Председателя Правительства Михаила Мишустина, являются его заместители Дмитрий Чернышенко и Денис Мантуров. Оба выглядят непотопляемыми, особенно господин Мантуров, который вот уже который год очень "успешно" занимается импортозамещением в российской промышленности. Между тем, в случае обнаружения большой дыры в бюждете на цифровизацию, вопросы могут возникнуть даже к ним - проект стратегический.

Большой "цифре" – большие деньги

В 2024 году в России стартовал новый национальный проект "Экономика данных", направленный на развитие экономики на основе данных, которые генерируются в цифровых системах - как бизнеса, так и государства. На его реализацию до 2030 года потребуется порядка 1,5 трлн. рублей. Проект стал продолжением подошедшего к концу нацпроекта "Цифровая экономика".

Всего по состоянию на 2022 год расходы на цифровизацию во всех областях достигли 5,15 трлн рублей. В 2024 году на эти цели было предусмотрено 25 млрд рублей. Между тем, ранее Минфин публиковал отчет, согласно которому по итогам 2023 года программа "Цифровая экономика" была выполнена на 95,8%. Из выделеных 138,1 млрд рублей израсходовано 132,3 млрд рублей. Таким образом, остались неосвоенными приблизительно 5,8 млрд рублей.

Из 8 федеральных проектов полностью выполнено только три: "Нормативное регулирование цифровой среды", "Цифровые технологии" и "Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли", которые все вместе по финансированию занимают одну треть общего бюджета.

Большая "цифра" – большая коррупция

Фото: https://techattribute.ru/chto-takoe-cifrovaja-jekonomika-vshje/

Такой результат еще можно было бы счет удовлетворительным. Тем более, на фоне того, что в 2023 году Российским экспортным центром было обеспечено заключение сделок на сумму свыше 1,3 трлн рублей, а это сразу на 70% выше показателей 2022 года. Для школьников открылись 17 тыс. центров технологического образования "Точка роста", 300 детских технопарков "Кванториум", 260 центров "IT-куб". Были и другие реальные успехи - в том числе, в 2024 году.

Коррупция в государственном "диджитал"

Только вот эта статистика не учитывает вмененные и прочие издержки: в частности, колоссальные потери бюджета от коррупционных правонарушений. Ну а воруют на цифровизации в РФ порядочно.

Чего стоит только одно резонансное дело бывшего заместителя главы Минэнерго Анатолия Тихонова, который проворовался как раз на теме цифровизации - речь о хищении 600 млн рублей, выделенных на создание Государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (ГИСТЭК).

Преступление Тихонов совершил в годы, когда возглавлял Российское энергетическое агентство при Минэнерго (2013–2019 годы, затем он стал замминистра энергетики). Позже в деле появились новые эпизоды: еще 100 млн руб. Тихонов похитил при поставке оборудования по двум госконтрактам, считало следствие. Таким образом, общий ущерб превысил 700 млн руб.

Итог для Тихонова после воровства более полумиллиарда рублей - 5 лет лишения свободы. На эту самую свободу он вышел прямо в зале суда - зачли время, которое он находился в СИЗО. Прямо там же, в зале суда, были освобождены и другие фигуранты дела - в частности, два вице-президента АО "Ланит", выступавшего подрядчиком по проекту. Сегодня "Ланит" преспокойно продолжает работу с госорганами - общая сумма госконтрактов фирмы перевалила за 51 млрд рублей.

Еще один знаковый персонаж, "погоревший" на "цифровых" контрактах - бывший замруководителя Пенсионного фонда России Алексей Иванов. Суд признал его виновным в получении взяток на 4,5 млн рублей от группы компаний "Техносерв", учредителем которой является находящийся в международном розыске бывший акционер "Промсвязьбанка" (ПСБ) Алексей Ананьев.

"Техносерв" также занимался решениями в области IT, конкретно - обеспечением деятельности Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО). Последний контракт фирмы с Пенсионным фондом (с 2023 года - Социальный фонд России, СФР) датируется 2022 годом. Стоимость - 24 млн рублей. Он касался обеспечения деятельности клиентской службы.

А вот до него был контракт от 2019 года как раз на развитие ЕГИССО на 418 млн рублей. Компания допустила массу нарушений, ненадлежаще исполняла обязанности, сорвала сроки. И все равно контракт с ней расторгли не в одностороннем порядке, а по соглашению сторон - она успела получить свыше 100 млн рублей. Это - эффективное расходование средств?

Большая "цифра" – большая коррупция

Фото: https://zakupki.gov.ru/epz/contract/contractCard/process-info.html?reestrNumber=1770601611819000143&contractInfoId=52229951

Если отойти еще чуть назад, настоящей "эпопеей" стало внедрение Государственной автоматизированной системы (ГАС) "Правосудие" при прежнем главе Верховного суда, ныне покойном Вячеславе Лебедеве. Система долго не могла заработать (создавали с 2004 года!) как надо, стоимость ее создания и обслуживания постоянно росла.

Для работы ГАС Судебным департаментом был создан отдельный "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие". Еще в 2015 году Счетная палата РФ увидела коррупционные риски в его работе: оказалось, тендеры центра регулярно выигрывают фирмы, имеющие иностранный капитал.

А в 2023 году бывший руководитель того самого Информационно-аналитического центра Роман Калина был арестован по обвинению в сговоре с господрядчиком, что могло нанести ущерб государству в 40 млн рублей. По версии следствия, Калина совместно с гендиректором ЗАО "Винтегра секьюрити" Тарасом Пономаревым подготовили проектную и конкурсную документацию для участия этой компании в тендере на поставку ПО для нужд судебного департамента.

И это, что называется, только вершина айсберга. Почему же внимание на ГАС в середине десятых обратила только Счетная палата, а не прокуратура? И не стоит ли ей действовать сейчас, не дожидаясь отчета аудиторов за 2024 год?

Реагировать - нужно

Впрочем, нельзя сказать, что прокуратура совсем бездействует. Отдельная тема - коррупция при закупках, связанных с IT, в здравоохранении. В 2019 году нарушения при модернизации информационной системы здравоохранения нашла прокуратура Орловской области. Ущерб бюджету оценивался как минимум в 65 млн рублей.

"Электронные аукционы на модернизацию медицинской информационной системы в 45 орловских больницах и поликлиниках выиграла белгородская компания "Софтраст Инк". Были заключены контракты. Однако ни в одном медицинском учреждении Орловской области информационная система не работает в полном объёме", - сообщали тогда в контрольно-надзорном органе.

Примеров таких дел можно вспомнить просто массу. Например, в 2021 году в Приамурье силовики возбудили дело о мошенничестве по поводу поставки в больницы медицинских информационных систем. В 2020-м скандал разгорелся в Елизаветинской больнице Санкт-Петербурга. По версии следствия, поставщик информационной системы, обошедшейся в 18 млн рублей, завысил свои расходы на её создание. Этот список можно продолжать долго.

Учитывая, сколько средств выделяют на цифровизацию до 2030 года, работы у силовиков будет еще очень много.

Читать на "The Moscow Post"