Дело о многомиллионных хищениях в "Кредит Экспрессе" против Бойко-Великого разваливается прямо на глазах, а основной акционер рухнувшей структуры Анатолий Козырев и вовсе...

Лишенный лицензии банк "Кредит Экспресс" подал на банкротство своих бывших топ-менеджеров Натальи Ципиновой и Елены Чуевой. Соответствующая информация появилась в картотеке дел Арбитражного суда 6 октября 2022 года. Аналогичные иски банк подавал еще в марте текущего года, но заявления были возвращены судом обратно.

Обе дамы являлись фигурантками дела о хищении из банка 190 млн рублей и ранее были приговорены к различным срокам лишения свободы. Ранее с требованиями о привлечении к субсидиарной ответственности бывших топов банка (включая Ципинову и Чуеву) выступил АСВ.

Сейчас под следствием по делу остается известный российский предприниматель, глава совета директоров ГК "Русское Молоко", бенефициар ГК "Вашъ финансовый попечитель" Василий Бойко-Великий, бывшая директор банка Алла Кабанова, её сын, и еще ряд фигурантов.

Но складывается ощущение, что Бойко-Великий может уйти от ответственности – пока что осудили лишь нескольких фигурантов явно невысокого ранга, а ему раз за разом смягчают меру пресечения. Примечательно и то, что к главному акционеру банка, бывшему вице-президенту Лукойла Анатолию Козыреву у следствия вообще не оказалось вопросов.

Почему - разбирался корреспондент The Moscow Post.

"Экспресс" в карман

В РФ Бойко-Великий известен, как создатель целого ряда бизнесов, главным образом, агрохолдинга "Русское Молоко". Среди прочего, он являлся миноритарным акционером "Кредит Экспресса" - на момент краха банка он и его семья владела 7,51% акций банка через ОАО "Вашъ Финансовый Попечитель", его главную финансово-инвестиционную "игрушку".

Лицензию у банка отобрали в марте 2018 года. Регулятор выявил многочисленные нарушения требований законодательства в области противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем. В июне 2018 года банк был признли банкротом с открытием конкурсного производства.

В 2019 году после допроса в СК по подозрению в хищении денежных средств из банка был задержан и сам Бойко-Великий, а также ряд руководителей и работников структуры. Причем изначально ему предъявили хищение $500 тыс. в 2014 году со счета физического лиц Владимира Шеина. После обвинение бизнесмену пересмотрели.

В апреле 2020 года СК наконец предъявил предпринимателю окончательное обвинение - ему инкриминируют растрату путем оформления невозвратных кредитов на сумму почти 89 млн рублей, об этом пишет ТАСС. Свою вину бизнесмен не признает.

Интересен возможный механизм хищений. По версии следователей, он поручал сотрудникам организации собирать документы для формирования кредитных досье, а после оформления кредитов лично получать деньги в кассе либо у директора, и передавать себе. А также и своевременно оплачивать проценты за обслуживание кредитов с целью скрыть следы преступлений.

Среди фигурантов дела нашлось место и Наталье Ципиновой и Елене Чуевой. Последняя ранее управляла московским филиалом банка, а Ципинова была кассиром. По версии следствия, Ципинова выписывала фиктивные расходно-кассовые ордера о выдаче наличных, а сами средства передавала Василию Бойко-Великому.

Обе женщины уже осуждены - их дела рассматривались в особом порядке. Ципинова получила четыре, а Чуева три года лишения свободы. Кроме того, еще в 2021 году стало известно, что привлечь их, как и Бойко-Великого и других фигурантов, к субсидиарной ответственности желает АСВ, выступающее потерпевшей стороной по делу.

Как пишет "Коммерсант", на суде представитель АСВ заявлял, что якобы именно Бойко-Великий, будучи миноритарием структуры, контролировал деятельность учреждения, и что именно его компании в итоге якобы получали займы в банке.

Вместе с тем, у Бойко и семьи, повторимся, на момент краха было менее 10% акций. Главным мажоритарным акционером был бывший вице-президент "Лукойла" Анатолий Козырев, который контролировал 23,33% структуры, значился её учредителем и председателем Совета директоров. Трудно поверить, что крупные финансовые операции по безвозвратным кредитам могли проходить мимо его взгляда.

Вполне возможно, что именно он играл главную роль в вероятной схеме, а теперь пытается хлопотать за Бойко-Великого. Ведь тому наверняка есть, что рассказать – а сидеть один он явно не захочет.

Есть вероятность, что дело в отношении Бойко-Великого могут прекратить за недостаточностью доказательств. Поговаривают, что "козлом отпущения" по следам вероятных хищений якобы пытались сделать и Михаила Колмыкова, бывшего директора "Кредит Экспресса" (его место позже заняла Кабанова). Причем если такая попытка была, вполне вероятно, что за ней могли стоять как раз мажоритарные акционеры – Алексей Козырев, Василий Бойко-Великий и сама Алла Кабанова, руководившие банком. Ранее об этой версии писал The Moscow Post.

В 2017 году Колмыков стал фигурантом уголовного дела о мошенничестве. Обвинение посчитало, что тот вывел из банка 26 млн рублей, оформив три кредита на себя и своих знакомых. Однако в 2019 году, после долгих разбирательств Колмыков все-таки был оправдан.

Но интересно вот что: защита Колмыкова настаивала, что документы, ставшие основной этого дела, якобы сфальсифицированы. И как раз будто бы потому, что Колмыков будто бы выявил хищения в том самом московском филиале, который возглавляла Елена Чуева.

Настораживает и то, что к Бойко-Великому очень снисходительны - ему меняли меру пресечения на более мягкую. Изначально он оказался в СИЗО, затем - под домашним арестом, а летом 2021 года получил запрет на определённые действия. Это значит, что днем он вполне себе ходить на свободе и наверняка может оказывать влияние на ход следствия.

Бойко Козыревым велик

Из Михаила Колмыкова хотели сделать "козла отпущения", потому что он обнаружил неладное в московском отделении "Кредит Экспресса", но доброе имя банкира удалось сохранить. Фото: Василий Дерюгин/"Коммерсант"

Тайна Козырева

Следующий интересный момент: ответчиками по иску АСВ как потерпевшей стороны от "Кредит Экспресса" выступают все крупнейшие бенефициары банка: Алла Кабанова, Елена Чуева, Мария Антонова, Александр Пивень, Анна Ибрагимова, Ольга Макосова, Роман Яворский, Василий Бойко-Великий.

Все, кроме одного – главного акционера, бывшего вице-президента "Лукойла" Анатолия Козырева. К нему не оказалось претензий. Почему? Странно и другое: уже после признания банка банкротом АСВ пытался оспорить финансовые операции представителей семьи Анатолия Козырева в "Кредит Экспрессе".

В сети есть постановление суда по иску АСВ, который выступил с заявлением о признании недействительными сделками банковских операций по перечислению денежных средств в размере 600 тыс. рублей со счета Людмилы Козыревой, открытого в "Кредит Экспрессе", на счет в филиале банка "ФК Открытие", и снятию со счета Козыревой денежных средств в размере 2 500 тыс. рублей через кассу филиала "Московский" банка "Кредит Экспресс".

По мнению конкурсного управляющего, содержание оспариваемых банковских операций не отвечало признакам обычной хозяйственной деятельности с учетом предшествующих отношений банка и ответчика, а также аффилированности ответчика с банком. Примечательно, что одним из третьих лиц по делу выступал Василий Бойко-Великий.

Судя по всему, Козырева пыталась вывести деньги с проблемной структуры перед непосредственным крахом банка. Сколько таких операций Козыревы могли совершить в период управления структурой?

В банке Козырев был минимум с 2002 года. До 2007 года он являлся вице-президентом "Лукойла". Можно ли предположить, что деньги, которые тот получил через нефтяной бизнес, могли проходить через "Кредит Экспресс"? И если его вероятная родственница только с официального своего счета пыталась снять 600 тыс. рублей, сколько они Козыревы могли снять "неофициально", находясь в руководстве банка?

Вереница дел Бойко-Великого

Что касается "комбинатора" Бойко-Великого, это не первое его уголовное дело. В 2007 году его задержали за мошенничество, но через год освободили под залог в 50 млн рублей. При этом обвинение с него не сняли.

Как тогда считал СКР, в 2002-2003 годах по указанию предпринимателя были подделаны уставные документы совхозов в Рузском районе Подмосковья. Их земли в итоге выкупили компании, связанные с самим "комбинатором". Впоследствии на этой плодородной почве и расцвел известный агрохолдинг Бойко-Великого "Русское Молоко".

Пока шло многолетнее судебное следствие, были внесены изменения в Уголовный кодекс, согласно которым обвинять по ст. 210 (ОПС) можно лишь предпринимателей, компании которых специально создавались для совершения одного или более преступлений.

В 1992 году Бойко возглавил созданную им инвестиционную компанию АО "Вашъ Финансовый Попечитель" (ВФП), с которой было связано огромное количество корпоративных конфликтов. В1995-1997 годах, став миноритарием "Братского алюминиевого завода", АО соперничало за это предприятие с принадлежащей братьям Льву и Михаилу Черным Trans World Group. Завод в итоге перешел под контроль главы "Базового элемента" Олега Дерипаски.

Позже, уже в нулевые годы ВФП "влез" в конфликт между МДМ-банком и "Альфа-Банком". Продажа МДМ принадлежавших ВФП 6,88% акций "Конверсбанка" позволила группе МДМ получить контрольный пакет структуры и оставить Михаила Фридмана и Ко не у дел.

Дошло до того, что какое-то время Бойко-Великий, представленный в образе эксперта в реструктуризации бизнеса, слияний и поглощений, недолго работал заместителем исполнительного директора по инвестициям "Росэнергоатома".

Бойко Козыревым велик

Василий Бойко-Великий – человек эпатажа и немалых бизнес-талантов. Фото: vashgorod.ru

Но в свободном плавании ему явно лучше. На это же работает и примечательный стиль Бойко-Великого, его наряд и несколько экзальтированная манера поведения, уклон в традиционализм, религиозное словоблудие, а иногда и откровенную нелепицу.

Например, после предъявления ему обвинений в мошенничестве в 2007 году он продиктовал своим адвокатам письмо для публикации в газете "Рузский курьер". В нем он сообщил, что его аресту способствовал "враг рода человеческого и его слуги из сатанинских сект, одна из которых уже давно действует на территории ЗАО "им. Доватора".

Остается надеяться, что нынешнее уголовное дело в отношении бизнесмена – не творение рук Сатаны, а исключительно защита прав и свобод граждан от распоясавшихся "комбинаторов"…

Читать на "The Moscow Post"