"Облом", который власти Прикамья устроили проекту, связанному с семьей мэра Перми Алексея Демкина, вызвал новый виток противостояния команды ПЗСП с краевыми чиновниками....
В Пермском крае продолжается противостояние краевых властей во главе с Дмитрием Махониным и команды мэра Перми Алексея Демкина. Накануне стало известно, что компания ООО "Специализированный застройщик "Дом учителя", совладелицей которого является супруга мэра Елена, подало в суд на краевое Минимущества.
Последнее недавно отменило разрешение на строительство многоквартирного дома рядом одной из пермских школ, на что нацеливалось ООО. Причиной отзыва разрешения стал общественный резонанс - жалобы пермяков, которые, видимо сочли такое соседство обременительным для учащихся и местных жителей.
Вне зависимости от причин такого решения и исхода дела, конфликт может еще сильней обострить противоречия между краевой и городской властями, хотя на публике чиновники предпочитают делать вид, что особых "трений" между ними нет.
Подробности - в материале корреспондента The Moscow Post в Пермском крае.
Алексея Демкина местная пресса откровенно называет "Дон Корлеоне". Его семье принадлежит группа компаний "ПЗСП" - один из крупнейших городских застройщиков, который насчитывает более 20 дочерних предприятий. Работа компании на рынке сопровождается массой скандалов, но, к сожалению, отнюдь не этим по факту может объясняться стремление её сместить.
Нашла коса на камень
Когда Алексей Демкин стал мэром в 2021 году, многие предполагали возможный конфликт интересов. И хотя сам Демкин, в прошлом - депутат Гордумы, вышел из руководства и собственности структур ПЗСП, все понимали, какое влияние он может оказать на местный строительный рынок.
Поэтому его и сравнивают с доном Корлеоне - формально к бизнесу отношения не имеет, а по сути может являться девелопером на главной городской должности и лоббировать бизнес-интересы семьи из-за кулис.
Сегодня структуры "ПЗСП" находятся под контролем Николая Демкина - отца мэра, ранее депутата Заксобрания края и одного из ключевых функционеров "Единой России" в Пермском крае, а также брата Евгения, который стал гендиректором "ПЗСП" после ухода Алексея Демкина в мэрию.
При этом нынешний губернатор Пермского края Дмитрий Махонин - выходец из ФАС, и хорошо знает, что такое нарушение конкурентных принципов, в том числе представителями власти. Местные эксперты предполагают, что Махонину Демкина могли навязать из Москвы, чтобы уравновесить интересы местных элит.
Выборы мэра в Перми - не прямые, его определяет Гордума. В Гордуме наиболее сильны позиции авторитетного и действительно весьма влиятельного депутата Евгения Плотникова, за которым, как считается, стоит большой бизнес, и на депутатский пул которого Демкин вынужден опираться.
Судя по всему, девелопер в мэрском кресле - не тот человек, с которым хотел работать антимонопольщик Махонин, тем более в преддверии больших строек и ремонтов к 300-летнему юбилею города, который пермяки будут праздновать этим летом.
В результате аппаратного противостояния удалось продавить решение, которое могло значительно осложнить жизнь Демкиным - градостроительные полномочия были переданы на краевой уровень. Вот почему за разрешением на строительство ООО "Специализированный застройщик "Дом учителя" должно было обращаться в Минимущество Пермского края.
Алексей Демкин – дон Корлеоне Пермского края? Фото: Сергей Федосеев/59.ru
Поэтому и не только поэтому команда Дмитрия Махонина могла стать объектом информационных компаний со стороны сил, лояльных Демкину. Одним из таких мог быть депутат Законодательного собрания Илья Лисняк, как считается, бенефициар целого ряда компаний и крупных городских пабликов и сообществ в социальных сетях.
В последнее время они отметились яростной критикой Махонина. А недавно в отношении Ильи Лисняка было возбуждено уголовное дело о вымогательстве: якобы он требовал крупную сумму денег с одного из руководителей администрации Пермского края за неразмещение о нем некоей порочащей его информации на медиа-ресурсах депутата.
По данным нашего издания, речь может идти о нынешнем и.о. руководителя администрации Александре Смертине, одном из ближайших соратников Махонина. В любом случае, Илья Лисняк сумел вовремя уехать за границу и ныне объявлен в розыск, а шквальная критика краевых властей на площадках, с которыми его связывают, приостановилась.
Все в дом, все в семью
Возвращаясь к Демкиным, даже если передача градостроительных полномочий на краевой уровень немного остудила ПЗСП, то несильно и не полностью. Ведь город продолжает являться распорядителем бюджетных средств на муниципальные стройки.
Кроме того, Николай Демкин - секретарь региональной "Единой России". ПЗСП долгое время пытались приписать финансирование партии власти. Учитывая, что у ЕР большинство и в городском, и в краевом парламенте, это наверняка можно конвертировать в выгодные для девелоперов законодательные решения.
В силу этого вряд ли кто-то удивился, что в 2021 году, когда Алексей Дёмкин стал мэром, количество госконтрактов ПЗСП резко выросло со скромной суммы в 900 тыс. за 2020 год до 124,2 млн рублей. Самым крупным контрактом в 2021 году стало окончание строительства здания для Пермского краевого суда.
Фото: Rusprofile.ru
Сегодня же общее количество госконтрактов головной структуры АО "ПЗСП" составляет 2,16 млрд рублей. Большая часть из них, 1,4 млрд, ожидаемо от Управления жилищного строительства администрации Перми, которую возглавляет Алексей Демкин.
Удивительно, но ни прокуратура, ни другие органы не усматривают в этом ничего странного, никакого конфликта интересов. Хотя предприятие, повторимся, возглавляет родной брат градоначальника.
Что касается компании супруги мэра ООО "Специализированный застройщик "Дом учителя", то формально она не входит в большую "семью" дочерних организаций ПЗСП. При этом фирма управляется ООО "Уран", которое занимается строительством здания совместно с ПЗСП, т.е. за ней должны стоять ресурсы и капиталы Демкиных.
СЗ "Дом учителя" был создан только в 2020 году - как будто специально под этот проект. Не имея никакой выручки в 2021 году, в 2022 году компания выручила сразу 478 млн рублей. Чистая прибыль - 73 млн рублей, столько же средств составила стоимость активов компании.
Елене Демкиной в фирме принадлежит 90% капитала, еще 10% - у Владимира Яцука, собственника и директора ООО "Уран". При этом доли обоих владельцев находятся в залоге у "Металлинвестбанка", т.е. строить они, похоже, предполагали не на свои.
Фото: Rusprofile.ru
Видимо, поэтому такой "финт" от краевых властей был воспринят в штыки. Тем более, что треть квартир в несуществующем пока здании уже оказалась продана! А причиной, напомним, стало недовольство местных жителей с местом будущей стройки - слишком близко от школы. В этом смысле чаяния людей могли оказаться кстати краевой администрации.
Точно также в залоге у "Металлинвестбанка" находятся и доли ПЗСП в ООО "СЗ "ПЗСП-Групп" - одной из дочерних структур холдинга. Судя по всему, ПЗСП довольно плотно завязано на взаимодействие именно с этой кредитно-финансовой организацией, которая принадлежит олигарху Анатолию Седых.
После пандемийного и прочего кризисов помощь Седых наверняка очень кстати для Демкиных. При этом сам олигарх, как и семейство, вряд ли может похвастаться кристально-чистой репутацией. Например, ранее его структура засветилась в скандале с необоснованным повышением цен на колеса для железнодорожных составов. Об этом писал "Коммерсант".
Совладельцами "СЗ "ПЗСП-Групп" вместе с ПЗСП с долями по 5% также являются Елена Демкина и Владимир Яцука, а управляющей компанией приходится ООО "Уран" Яцука. Т.е. аффилированность всей истории с ПЗСП кажется очевидной.
ООО "Уран" тоже на рынке недавно, создано в 2019 году. И запомниться успело разве что наличием сразу десяти административных взысканий. Все до единого - за нарушения правил дорожного движения. Видимо, водители транспорта "Урана" считают необязательным соблюдать ПДД в городе, где "рулят" партнеры Владимира Яцука по бизнесу.
Фото: Rusprofile.ru
А среди прочего он же является партнером Елены Демкиной в еще одном "ПЗСП" - ООО "ПЗСП-Инвест". Структура может обладать признаками фиктивности. Ни копейки выручки, ни одного сотрудника в штате. Зато активы на 127 млн рублей.
При прочих равных Демкины вынуждены лавировать между разными скандалами, которые связывают с их именем. Тот же Алексей Демкин в 2008 году оказывал содействие в покупке квартир нескольким сотрудницам пермской исправительной колонии №32, которые расплатились за жилье в доме, строящемся ПЗСП, финансами учреждения. Денежные средства в размере 1,9 млн рублей были переведены на счет Дёмкина-младшего.
Во избежание дальнейших разбирательств, руководство колонии заявило об отсутствии претензий материального характера к подозреваемым и ходатайствовало о прекращении уголовного дела в связи с примирением сторон. Об этом писал "Коммерсант".
Что касается главы семейства, Николая Демкина, то ранее он становился фигурантом уголовного дела об уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере. По версии следствия, будучи гендиректором ПЗСП, он вносил заведомо ложные сведения в налоговые декларации. В итоге объем сокрытых налогов превысил 31 млн рублей. Об этом писали журналисты Properm.ru.
Это не считая собственно градостроительных скандалов, которые на протяжении последних десяти лет сыпались, как из рога изобилия. И случай с пока несостоявшимся строительством многоэтажки у школы - не единственный. В прошлом году люди возмутились по поводу плана строительства здания у школы "Мастерград" в Дзержинском районе города. Застройщиком должно было выступать АО "Специализированный застройщик ПЗСП".
Как пишет 59.ru, пермяки обвинили застройщика, принадлежащего семье мэра, в намерении построить многоэтажку с нарушением норм. Люди уверены, что после появления дома дороги, школа и поликлиника будут перегружены, а их участки "света белого не увидят".
Однако мнения жителей вряд ли также весомо для Демкиных, как мнение, а точнее полномочия краевых властей, которые при большом желании, как мы видим, могут вставлять девелоперам палки в колеса. И, кажется, именно интересы горожан в этом противостоянии власти и бизнеса учитываются сторонами в последнюю очередь.
Читать на "The Moscow Post"