Отечественная дипломатия переживает бурный и насыщенный период развития, в центре которого стоят наши национальные интересы. И глава МИД Сергей Лавров – идеолог, катализа...

Сегодня 72 года исполняется министру иностранных дел России Сергею Лаврову. Возглавив МИД в 2004 году, он до сих пор остаётся на своем посту, и причины тут вполне очевидны: Сергей Викторович находится на своем месте. The Moscow Post поздравляет чиновника и хочет рассказать читателям о его карьере и жизненном опыте.

Уже сейчас можно без всякого преувеличения иностранные коллеги называют текущую эпоху в российской дипломатии эпохой Лаврова. По аналогии, как когда то называли эпохой Андрея Громыко время, когда он руководил советским МИДом, эпохой Алексея Горчакова - соответствующий период в истории еще Российской империи.

И тут нет лести, пусть недоброжелатели пытаются найти её чуть ли не в каждом положительном отзыве на работу российского министра. Есть понимание глубины профессиональных и личных качеств, которые позволили Лаврову ввести отечественные дипломатические практики действительно в новую эру.

Лавров - воспроизвел и развил российскую дипломатию, воссоздал её в 21 веке на базисе, включающим в себя столетия межгосударственных отношений.

Старожилы прекрасно помнят, в каком состоянии находилась российская дипломатическая служба вначале нулевых годов. После периода ужасающей "козыревщины", когда у России вдруг "не оказалось" своих национальных интересов, внешнеполитическое ведомство возглавил легендарный Евгений Примаков.

Именно благодаря Евгению Примакову, которого Лавров всегда ценил и уважал, как старшего наставника и коллегу, удалось сохранить дипломатические кадры, саму систему их подготовки, спасти российскую дипломатическую службу от дальнейшей деградации. Да что там - полного развала.

Именно Примаков начал борьбу с засильем иностранных советников, утечкой мозгов и секретных данных за рубеж, провел начал ревизию зарубежных представительств и дипломатической собственности.

Но продолжить и завершить эту работу, поднять службу фактически с колен, пришлось уже именно Сергею Лаврову. Он с этой задачей справился, даже несмотря на немалое противодействие бывших условно либеральных элит. И сегодня российская дипломатия, опирающаяся на многовековую традицию, вновь один из главных козырей России на мировой арене.

"Архитектор" нового мира

Сергей Викторович Лавров родился в Москве, закончил МГИМО и прошел все ступени дипломатической службы с самых низов. Свободное владение английским, французским и сингальским языками даже не преимущество, а лишь небольшое приложение к той глубокой, фундаментальной базе знаний и навыков, которые Лавров получил во время обучения, самообучения и непосредственной рабочей практики.

Начав в СССР, он видел эрозию наших госинститутов, включая партийные, своими собственными глазами. На его же глазах происходила и сдача интересов нашей страны при том же Козыреве. Сам Лавров стал воплощением обратной тенденции.

С 1972 по 1976 год Лавров - стажёр, атташе Посольства СССР в Республике Шри-Ланка, а вот с 1976 по 1981 год уже занимал должности третьего, второго секретаря отдела международных экономических организаций МИД СССР.

С 1981 по 1988 год Лавров трудился первым секретарем, советником, затем старшим советником Постоянного Представительства СССР при ООН в Нью-Йорке. И этот этап его карьеры ознаменовал второй, когда еще после нескольких ступенек в 1994 году, уже в новой России, Сергей Лавров стал Постоянным представителем Российской Федерации при Организации Объединенных Наций, а также и в Совете Безопасности ООН.

Именно там Сергей Лавров получил наиболее полное представление о том, как работают дипломатические механизмы на Западе. К сожалению, уже тогда, после распада СССР, ООН демонстрировал редкую беспомощность в угоду доминирования США, как единственной оставшейся сверхдержавы.

Попытки сделать из ООН и даже его Совбеза инструмент американской политики происходили на глазах у Сергея Викторовича. Позже полученный опыт станет одной из основ, базисов работы Лаврова, как главы всего российского внешнеполитического ведомства. Об одном можно сказать точно - лицемерная позиция западных дипломатов ему хорошо знакома.

Но работать приходилось с тем, что есть. Именно тогда были и бомбардировки Белграда, и страшные теракты 11 сентября, и последовавшая за этим интервенция НАТО в Афганистан и Ирак, без всяких на то законных оснований.

И это же стало началом новой эпохи в российской дипломатии. Да и, будем откровенны, всей системе международных отношений, которая до 2022 года, фактически, проходила слом и размытие контуров "ялтинско-постдамского" мироустройства.

Сегодня Сергей Лавров, наряду с другим российским политическом руководством - один из архитекторов новой системы международной безопасности с неизменным прицелом на реализацию именно российских государственных и национальных интересов. Отсюда и риски - работу главы российского МИД на Западе уже "оценили" целым пакетом персональных санкций.

И пока тамошние пропагандисты изо всех сил поливают его грязью, а Россию стращают изоляцией, главы тех самых правительств и внешнеполитических ведомств выстраиваются в очередь, чтобы пожать Лаврову руку.

Сергей Лавров всё также остаётся постоянным членом Совбеза РФ, является заслуженным работником дипломатической службы, полным кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством".

Это - оценка государства, а есть еще оценка общества. И пусть единодушия, как по отношению к любому чиновнику, к Лаврову нет, у людей есть понимание, что за последние 20 лет страна проделала огромный путь. За неё и за то, как она себе ведёт на международой арене, как минимум, не стыдно. И это само по себе уже немалый результат.

Читать на "The Moscow Post"