Могли ли деньги Сбербанка при участии Германа Грефа выводиться через заведомо невозвратные кредиты компаниям израильского банкрота Элиэзера Фишмана?...
ТРЦ "Триумф молл" в Саратове отошёл от Сбербанка структуре инвесткомпании Central Properties и фирмы "Аптекарский".
Первая относится к интересам Дениса Степанова и Сергея Егорова, плотно сотрудничающих с "МР Групп" Романа Тимохина и через бизнес связаны с сыном Анатолия Козерука - руководителя АО ХК ГУВС "Центр", одного из заметных генподрядчиков московских строек. The Moscow Post подробно писал об этих людях – и неоднократно.
"Аптекарский" же управляется ЗПИФ "Аргос". Эту компанию связывают с холдингом "Адамант" Владимира Голубева, в определённых кругах известного как "Бармалей". Ещё в 80-х Голубев получил судимости за грабежи, разбои и кражи.
Ранее ТРЦ принадлежал "Инвестиционно-ипотечной компании", чьи бенефициары не раскрываются. Сбер был её залоговым кредитором. Видимо, из-за финансовых сложностей "ИИК" он и продал ТРЦ.
Кто и как мог обогатиться на сделке – разбирался корреспондент The Moscow Post в Саратовской области.
Фишман поймал рыбку
"Инвестиционно-ипотечная компания" до того, как её получила структура Сбера, принадлежала кипрскому офшору "МОЛЛ ПРОДЖЕКТ КО. ЛИМИТЕД". Пост директора этой компании одно время занимал Роман Розенталь. Его называют "новым российским миллиардером". Это один из самых высокооплачиваемых израильских топ-менеджеров.
Он занимает пост директора девелоперской компании Mirland Development израильского бизнесмена Элиэзера Фишмана. Последний в 2017 году был признан банкротом. При этом, как утверждают авторы сайта MIGnews.com якобы он пытался скрыть в Европе 100 млн евро, и прятал свои активы путем покупки недвижимости в Германии. Сколько у него могло остаться – вопрос открытый.
Фишман известен на рынке как человек, который не любит расплачиваться по взятым на себя обязательствам.
В 2008 году счета Mirland Development были арестованы как раз из-за этого. Сняты ограничения были лишь когда за фирму поручилась израильская корпорация Fishman Group, которая, как несложно догадаться, принадлежала г-ну Фишману.
Поручительство бизнесмена весьма сомнительно. Как владелец компании "Хоум Центр", которая в 2013-2014 году прекратила обслуживать долг МДМ и ушла в банкротство, он не стал выполнять требования кредиторов, обратившихся к нему, как к поручителю, из-за чего банк пошёл в суд.
В 2016 году финансовая ситуация в компании доходила до столь критической отметки, что Фишман рисковал лишиться контроля над ней. Держатели бондов собирались обменивать их на доли в фирме. Других сообщений в прессе не было. Надо думать, Фишману удалось сохранить актив. Как видим, вся система его бизнеса основана чуть ли не на пирамидальном наборе долгов, одни из которых, надо думать, покрывают другие.
Греф-спаситель
В 2016 году Mirland Development Corporation plc просрочила платеж по банковскому кредиту, который она привлекала для развития одного из своих торговых центров, и заговорила о реструктуризации.
Неизвестно, какому финансовому учреждению задолжала фирма, но в 2022 году мы узнали, что Сбербанк продаёт бывший актив компании - ТЦ Mirland в Саратове. Так что, думается, именно вотчина Германа Грефа неоднократно бралась выделять "ссуды" г-ну Фишману. Возможно, главный госбанкир помог Фишману "спасти" фирму в 2016?
Именно Сбер в 2013 году открыл Mirland Development Corporation кредитную линию на сумму свыше 3 млрд рублей. Продажа двух торговых центров вряд ли отбывает все вложения банка в Фишмана. Что даёт повод для размышлений на тему мотивации Германа Грефа так щедро вливать госсредства в компанию Фишмана.
Мы знаем, что у Грефа могут быть проекты в других странах – например, его экс-заместитель Лев Хасис, после начала СВО уехавший в США, может быть бенефициаром местной строительной компании "Моментус". Это стало известно из документа, в котором видно, что фирма оформлена на некую Ольгу Хасис (также зовут супругу Льва Хасиса). Так как последний был "правой рукой" Грефа, есть основания полагать, что "Мометус" могла быть приобретена в том числе на личные средства главного банкира страны.
Фото: архив The Moscow Post
Так почему бы Грефу не иметь бизнес-связей или денег в фондах Фишмана? Может, есть у него доля и в Mirland Development Corporation? Не "отмывались" ли кредиты Сбербанка через компании Фишмана – в том числе и через собственника ТРЦ "Триумф молл"?
Ни денег, ни качества
При этом, и с точки зрения реализации строительных проектов "Мирланд" отнюдь не славится безоблачной репутацией. В 2013 году Правительство Москвы решило разорвать с ней договор на аренду земли на Дмитровском шоссе. Скорее всего потому, что компания собиралась строить здесь небоскрёб, но так и не вышла на площадку. А государство отчисляло деньги за аренду, по сути, пустого участка. Забавно, что за улетевшие "в трубу" средства бюджета никто не понёс наказания. Более того – они даже не были взысканы.
В 2021 году разгорелся скандал, когда структура компании "Петра-8" решила строить очередной дом в проекте ЖК "Триумф парк", жильцы же рассчитывали на представленный в проекте паркинг.
Стычки проходили не только в суде, но и на улицах, и далеко не мирным путем. В сентябре рабочие начали ограждать территорию будущего паркинга строительным забором. Местные жители предприняли попытки остановить работы, в результате дело дошло до применения физической силы. На место вызвали полицию и скорую, позднее прибыли сотрудники Росгвардии.
Mirland в этой ситуации даже обвинила дольщиков в недополучении ей 41 млн рублей прибыли. Дело закончилось тем, что компания продала участок другому не менее скандальному девелоперу "Аквилон", предварительно всё-таки получив разрешение на строительство многоквартирного дома.
Говорят, помочь в этом могли спикер Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров и экс-глава комитета имущественных отношений Валерий Калугин, близкие к бывшему губернатору Петербурга Валентине Матвиенко.
Похоже, что израильский банкрот сейчас занимается тем, что пытается заработать в России при помощи связей в правительственных структурах и не без участия г-на Грефа.
Все за одного
На различных интернет-платформах ходили слухи, где утверждалось якобы были "зафиксированы беседы Петрова (имеется ввиду петербургский криминальный авторитет - прим. ред.) с Голубевым — "Бармалей" помимо мафиозного братства был компаньоном арестованного коллеги по бизнесу в Московской области. Как следует из тех же записей, другим членом ближнего круга Геннадия Петрова является глава Сбербанка Герман Греф, кредитовавший предприятия авторитета на льготных условиях".
Не отсюда ли продажа "Триумф молла" именно Голубеву? Со вторым покупателем у Сбера тоже все, как говорится в определённых кругах, "на мази".
Если внимательнее присмотреться к активам Дениса Степанова, можно заметить, что он с партнёрами активно использует деньги Сбера, закладывая ему свои доли. Пример: компания ООО "Ферст", где доли всех учредителей под обременением госбанка.
Фото: Руспрофайл
При этом компания ранее была оформлена на офшор "ФЛАГЕРВИЛЬ ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД". Ни на что не намекаем, но зачатую офшорная юрисдикция – признак вывода средств.
Итак, в сухом остатке мы имеем следующую картину: Сбербанк, за долги получивший актив израильского банкрота Фишмана, которого по неизвестным соображениям "обласкал" кредитами, продал актив авторитетному Голубеву и неоднозначным Степанову с Егоровым. Может ли за сделкой скрываться вывод средств крупнейшего госбанка страны – разбираться правоохранителям.
Читать на "The Moscow Post"