Нацелившись на продавцов военного обмундирования ФАС проглядело его производителей. Между тем именно у них изначально формируется базовая цена....

Генпрокуратура РФ и Федеральная антимонопольная служба запросила у торговых сетей "Военторг", "Спортмастер" и Hakki разъяснений из-за роста цен на спецодежду и обмундирование.

Как сообщает корреспондент The Moscow Post, спрос на походную и тактическую экипировку в России с приходом частичной мобилизации заметно увеличился сильнее всего выросли продажи военной формы, обуви, спальных мешков и термобелья.

Так, в магазине, который торгует армейской экипировкой, цена за бронежилет поднялась вдвое, если раньше он стоил 99,8 тысяч рублей, то сейчас 215,9 тысяч рублей.

Форменный беспредел, или свои

Фото: ridus.ru

Мы ознакомились с ценами на Wildberries. Часть наименований на площадке подорожали. Например, спальный мешок до 18 сентября можно было купить всего за 1800 рублей, сейчас же он стоит 4313 рублей.

Форменный беспредел, или свои

Фото: wildberries.ru

Причем, цены взвинчивают не только крупные сети, но и мелкие магазины, а также частные продавцы, реализующие товары через Авито, их действия находятся вне поле зрения ФАС и фактически не могут контролироваться.

Не опять, а снова

Цепочка проверок ведомства в итоге может дойти компаний производителей амуниции, которые также могут быть задействованы в скачке цен. История с портными для военных не нова, на этом отлично "рубят" деньги.

Так, единственным поставщиком новой формы и всего вещевого имущества для Вооруженных сил России в 2012 г. правительство назначило петербургскую "БТК групп". За год заключила с Минобороны контракты на 58 млрд руб. Ее выручка в 2013 г. достигла 21,4 млрд руб. А в 2014 г., как утверждает один из конкурентов БТК, выросла до 29 млрд.

Компания шила форму для МВД, РЖД и "Аэрофлота", Роспотребнадзора, авиакомпании "Россия", Следственного комитета и "Газпрома", а позже и для ФНС.

Сейчас компания продолжает получать крупные госзаказы. В мае 2021 года она заключила сразу пять госконтрактов с ФКУ "Московский центр материально-технического обмундирования Росгвардии". Общая сумма контрактов составила 2 млрд рублей. А как так вышло, что столько досталось одной компании, неужели не было желающих? Верится с трудом. Получается, что "лакомые" контракты отдают только одной фирме, без конкурентов. И если сейчас та же "БТК групп" начнёт ломить цены, то ведомства согласятся с новыми правилами?

При этом компания не всегда успевает отдавать продукцию. В мае 2021 года арбитражный апелляционный суд Москвы отказался удовлетворить иск Минобороны на 623 млн рублей к швейному холдингу "БТК Групп". Военное ведомство хотело взыскать с компании Таймураза Боллоева многомиллионную неустойку за срыв сроков пошива обмундирования, но суд принял сторону фирмы.

Всего у компании 27 дел, на сумму в 1,2 млрд. рублей. Большая часть связана с неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

Форменный беспредел, или свои

Фото: rusprofile.ru

Шило на мыло

Однако в 2014 году единственным поставщиком имущества вещевой службы Минобороны стал и "Военторг". В "БТК групп" сказали, новые заказы делаются на другие номенклатурные группы изделий и обе фирмы друг другу не мешают в борьбе за право быть единственным.

Сам "Военторгом" уже ранее уже фигурировало в громких скандалах. Бывший заместитель генерального директора компании Леонид Тейф стал фигурантом уголовного дела о взяточничестве. Выяснилось, что с 2010 по 2021 год он выводил из России в офшоры деньги. Все Тейф вывел 150 миллионов долларов.

К тому же фирма уже прославлялась на одежде по цене золота. Так, жакеты для девочек компания поставляла по цене 29,8 тысячи рублей, а фуражки для мальчиков по 31,4 тысячи рублей.

И снова, здравствуйте

Не утихло ещё и дело об аресте экс-заместителя начальника финансово-экономического департамента Росгвардии полковника службы Николая Копытова. Его обвиняют в получении взяток на 10 млн рублей. Следователи считают, что эти деньги, а в придачу и кофемашину, обвиняемый получил от ООО "Спецшвейснаб" (СШС), которая поставляла форму для бойцов и сотрудников Росгвардии.

Изначально следователи возбудили уголовное дело о якобы имевших место фактах мошеннического хищения средств на 164 млн рублей при исполнении СШС госконтрактов на поставку Росгвардии вещевого довольствия по завышенным ценам. Фирма была единственного поставщика подобного обеспечения Федеральных служб войск национальной гвардии (ФСВНГ).

Однако, у ООО "Спецшвейснаб" был свой конкурент за "прикормленное" местечко, это "Спецвоенпром". Фирма является одним из ведущих поставщиков формы и иного для целого ряда ведомств страны – Росгвардия, ФСО, концерн "Калашников". Общий пул заказов - более 75 млн. рублей.

Форменный беспредел, или свои

Фото: rusprofile.ru

В сентябре 2021 года, "Спецвоенпром" неожиданно попал в список недобросовестных поставщиков. Туда его внесла Федеральная антимонопольная служба. А ранее в 2018 году с фирмы просили неустойку в 12 млн. рублей, она задержала поставку своей продукции. По решению суда компания выплатила 1,4 млн. рублей.

Если в прошлом году The Moscow Post писал, что между силовыми ведомствами идет настоящее противостояние - якобы каждый продвигает собственных поставщиков, рассчитывая на немалые откаты и возможность продать товар самим себе по завышенным ценам, то какой сейчас там ажиотаж даже трудно представить.

Удивительное исчезновение

Интересно, что помимо завышенных цен есть и другие проблемы, связанные с экипировкой. Буквально на днях член комитета Госдумы по обороне Андрей Гурулев в своем Telegram-канале сообщил, что хранившиеся на пунктах приема личного состава 1,5 млн комплектов формы для мобилизованных куда-то пропали.

При этом удивительное исчезновение никто не может объяснить. Спрашивать скорее всего будут с Дмитрия Булгакова, именно он находился на должности заместителя министра обороны со 2 декабря 2008 года по 24 сентября 2022 года. Он также занимался вопросами материально-технического обеспечения Вооруженных сил России.

Сейчас же по всему рынку тактического обмундирования сильнейший дефицит, начиная от одежды и обуви и заканчивая перчатками и очками. А это значит, что противостояние за поставщиков формы и амуниции для российских силовых служб будет только расти, а частный бизнес продолжит наживаться на ситуации.

Читать на "The Moscow Post"