Тайвань остается уязвимым подбрюшьем крепнущего Китая....

В Пекине продолжает работу XX съезд Коммунистической партии Китая (КПК). Генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР Си Цзиньпин в своем докладе обозначил приоритеты внешней и внутренней политики. Специалисты по контент анализу отметили, что слово "развитие" встречается особенно часто, этот приоритет остается неизменным для страны и ее руководства.

Но есть проблема – это Тайвань. Отношения между Пекином и Тайбэем могут способствовать реализации целей развития, но, скорее всего, способны омрачить их перспективы, затормозить китайскую экономику. Весь вопрос в том, в какой форме будут в дальнейшем протекать отношения между "двумя берегами" Тайваньского пролива.

Нормализация связей через пролив началась в 1987 году, гражданам Тайваня позволили посещать КНР. В апреле 1988 года Пекин предложил мирное объединение на основе принципа "одна страна - две системы". В 1992 году стороны договорились о принципе "одного Китая", оставив за собой право на его интерпретацию ("Консенсус 1992"). Отношения начали понемногу улучшаться в 2008 году после прихода к власти партии Гоминьдан во главе с Ма Инцзю. Был подписан ряд экономических соглашений в сфере туризма и бизнеса, сообщает корреспондент The Moscow Post.

Если что-то пойдет не так…

Не называя по имени ни партнеров, ни противников, Си Цзиньпин в докладе обращался к теме "рисков и вызовов". "КНР добилась всестороннего усиления государственной безопасности, мы поэтапно делаем успехи в целенаправленной борьбе со злобными силами", -- сказал глава КНР.

Можно предположить, что США принадлежит видное место в китайском перечне "злобных сил". А отношения в районе Тайваньского пролива становятся для Пекина вопросом стратегической важности и будущего места Китая в мировой экономике. Вашингтон в этих отношениях зримо присутствует, плетет интриги, не жалеет денег и даже американского бизнеса. Возможно, что Тайвань для президента Джо Байдена и его команды стоит следующим в списке после Украины.

Си Цзиньпин подчеркнул, что формула "одна страна - две системы" продемонстрировала свою эффективность на примере Гонконга и Макао. А реформа избирательной системы и внедрение принципа "Гонконгом управляют патриоты" привело к тому, что ситуация в этом специальном административном районе КНР стала управляемой. Он подчеркнул, что власти КНР будут "искренне стремиться к мирному воссоединению", однако не откажутся от применения силы, если что-то пойдет не так.

"Что-то не так" -- это, во-первых, официальное объявление островом независимости. Этот шаг не оставит Пекину выбора. Во-вторых, это прямое вмешательство Вашингтона, которое уже происходит в самых разных формах. США и союзники независимости острова не признают, но и не отказываются от возможности влиять на отношения Тайбэя с Пекином.

Мирное воссоединение крайне желательно, но не гарантировано. Этого на самом деле не хотят ни США, ни их союзники. Против выступает и нынешняя администрация острова, возглавляемая Цай Инвэнь. Ее Демократическая прогрессивная партия (ДПП) выступает против сближения с КНР и не прочь поиграть с термином "независимость". В 2020 году ДПП получила 61 из 113 мест, сохранив большинство в законодательном органе, но потеряв 7 мест по сравнению с выборами 2016 года. Оппозиционная партия Гоминьдан получила 38 мест – на три места больше, чем в 2016 году.

Прошло три дня, как представитель администрации острова Чжан Дуньхань отметил, что "нельзя идти на уступки в вопросах суверенитета, демократии и свободы", что жители острова считают неприемлемой формулу "одна страна - две системы". Комментируя перспективы воссоединения, сказал, что Тайвань уже является "суверенной и независимой страной".

Вашингтон и здесь поспел

Военно-политическая поддержка Тайваня со стороны США подпитывает настроения в пользу независимости и ведет к накоплению конфликтного потенциала, как в отношениях Пекина и Тайбэя, так и в де-факто противостоянии КНР и США в Тайваньском проливе.

Отношения Вашингтона и Тайваня, уровень которых повышается, несмотря на протесты Пекина, стали основным "топливом" конфронтации между КНР и США. Пример – недавний визит в Тайбэй спикера Палаты представителей Конгресс Нэнси Пелоси. Президент Джо Байден пару раз заявлял, что США придут на помощь Тайваню в случае нападения, произвольно отходя от принятых ранее "недоговоренностей".

США "решительно настроены на то, чтобы выполнять свои обязательства перед Тайванем в рамках [американского] закона об отношениях с Тайванем - в поддержку его способности защищать себя", -- в очередной раз недавно заявил госсекретарь США Энтони Блинкен, имея ввиду косвенную поддержку острова. При этом он заверил, что Вашингтон не собирается отказываться от политики "одного Китая", а также заявил, что подход к тайваньскому вопросу сменил не Вашингтон, а Пекин. По его мнению, "статус-кво более не является приемлемым" для КНР.

Официально, задача США состоит в том, чтобы поддержать способность острова защищать себя. Пока защиты не требуется, но американцы планомерно ведут дело к подогреванию конфликта. Это часть внутренней политики США, а также стратегии Вашингтона в Азии, особенно на китайском направлении.

Администрация Джо Байдена демонстративно поддерживает связи с островом на высоком политическом уровне, оказывают помощь техникой и инструкторами. По информации МИД КНР, сумма сделок по поставкам вооружений превышает 70 млрд долларов. Поставки растут и снижения активности на этом направлении ожидать не приходится. Для США стратегическое значение Тайваня возрастает по мере усиления КНР.

Независимость Тайваня – угроза КНР

Председатель КНР указал, что Пекин будет содействовать развитию обменов и сотрудничества с Тайванем, но решительно выступает против попыток внешнего вмешательства. "В ответ на сепаратистскую деятельность, направленную на независимость Тайваня, серьезные провокации внешних сил, вмешивающихся в дела Тайваня, мы решительно вели масштабную борьбу против отделения и вмешательства", - сказал Си Цзиньпин.

Агентство Reuters подсчитало, что Си произнес слова "безопасность" или "защита" 73 раза — против 55 в 2017 году. Глава КНР предупредил, что шаги Пекина, если что-то пойдет "не так", никоим образом не будут направлены против большинства соотечественников - силовой вариант будет задействован против "вмешательства внешних сил и крайне малого количества сепаратистов, выступающих за независимость Тайваня".

Народно-освободительная армия (НОАК) должна "защитить достоинство и основные интересы Китая", подчеркнул Си. "Мы будем усиливать военную подготовку в приближенных к боевым условиям по всем направлениям, чтобы обеспечить способность наших вооруженные сил эффективно сражаться. Мы будем внедрять новое военно-стратегическое мышление и разрабатывать стратегию и тактику народной войны, создавать мощную систему стратегического сдерживания, увеличивать долю вооруженных сил в новых военных областях с новыми боевыми возможностями и усиливать боевую готовность войск".

Лидер КНР пообещал к 2027 году модернизировать вооруженные силы, в которых когда-то доминировала пехота. Для достижения этой цели НОАК претерпела организационные изменения и модернизацию. Сухопутные силы были сокращены, военно-морской флот и ВВС резко расширены, большую значимость приобрели ракетные войска. "Мы будем быстрее модернизировать нашу военную теорию, личный состав и вооружение, — заявил Си. — Мы усилим стратегический потенциал".

Китай разрабатывает гиперзвуковые ракеты, строит авианосцы и надводные корабли, готов дать отпор попыткам третьих стран вмешаться во внутрикитайские отношения.

Тайвань для КНР ближе, чем мы думаем

Отношения КНР с островом достаточно насыщены. По данным Главного таможенного управления КНР, двусторонний товарооборот в 2021 году вырос до 328 млрд долларов. Треть тайваньского экспорта приходится на материковый Китай. Стороны подписали более 100 соглашений о сотрудничестве в различных областях. Компании материкового Китая инвестирует в развитие тайваньской инфраструктуры.

Си Цзиньпин в своем докладе подчеркнул, что одним из приоритетов властей является превращение Китая в мощную технологическую и индустриальную державу. По его словам, Китай будет обеспечивать энергетическую, а также продовольственную безопасность. Он также указал, что власти страны будут уделять особое внимание обеспечению стабильности, безопасности и бесперебойности цепочек поставок.

Часть этих цепочек замкнута на Тайвань. Основой экономики Тайваня и ее экспорта является производство электроники и оборудования. На Тайване находится крупнейший в мире производитель микросхем – TSMC. Эта компания является мировым лидером рынка контрактных услуг для полупроводниковых компаний, включая Apple, AMD, Nvidia. На тайваньских заводах до введения запрета размещали свои заказы и российские разработчики, включая МЦСТ, "Байкал электроникс", "Элвис". TSMC владеет половиной мирового парка линий литографии в жёстком ультрафиолетовом диапазоне.

Си Цзиньпин, выступая на съезде, выразил уверенность в необратимости процесса воссоединения материкового Китая с Тайванем: "Мы будем и впредь стремиться к мирному воссоединению с величайшей искренностью и максимальными усилиями, но мы не обещаем отказаться от применения силы и оставляем за собой возможность принять все необходимые меры".

Ударили барьерами по технологиям

Тем не менее, сила уже применяется. США продолжают искать новые рычаги давления на Китай и на китайскую экономику. В частности, Вашингтон внес 31 китайскую компанию, включая производителя микросхем памяти YMTC, в список организаций, вызывающих потенциальные подозрения в вопросе экспорта американских чувствительных технологий.

Экспортеры должны проводить дополнительные проверки, прежде чем отправлять товары этим компаниям. Китайские компании, специализирующиеся на полупроводниках, потеряли 8,6 млрд долларов рыночной стоимости на фоне этих объявлений.

Ценные бумаги Semiconductor Manufacturing International, крупнейшей китайской компании - производителя микрочипов, просели на 4%. Акции Hua Hong Semiconductor обесценились на 9,4%, а рыночная капитализация Shanghai Fudan Microelectronics потеряла уже 20,2%. В число пострадавших от решения США фирм также вошли Naura Technology, ACM Research Shanghai и Advanced Micro-Fabrication Equipment. Представители отрасли отмечают, что даже не котирующиеся на бирже компании испытывают последствия от действий США.

Ограничительные меры направлены на то, чтобы помешать иностранным компаниям продавать КНР современные микросхемы и поставлять китайским фирмам средства для производства передовых чипов, произведенных по американским технологиям. Речь также идет о контроле над производством и торговлей оборудованием для создания новейших чипов. Агентство Reuters сообщало, что Минторг США запретит продажи оборудования для производства микросхем китайским фабрикам, производящим полупроводники. Без лицензии запрещено поставлять микросхемы, используемые в области искусственного интеллекта.

Газета The Wall Street Journal сообщила, что администрация пытается убедить ключевых союзников присоединиться к санкциям. По мнению газеты, введение США, Южной Кореей, Японией и странами Европы совместного экспортного контроля может существенно ограничить китайское производство микросхем.

Технологические санкции США в отношении Китая могут оказать негативное воздействие как на китайские, так и на американские компании, занятые в сфере развития искусственного интеллекта и создания суперкомпьютеров. Об этом сообщила британская Financial Times со ссылкой на опрошенных экспертов. Запрет США на экспорт в Китай ряда технологий полупроводников не только пагубно скажется на состоянии производителей микрочипов в КНР, но будет иметь глобальные последствия.

"Теперь складывается такое впечатление, что это пятилетие - с 2022 года по 2027 год - будет решающим не только в плане воссоединения страны, но и в плане геополитической, экономической, технологической и военно-технической конкуренции с США", - предположил гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.

Япония около полувека оккупировала Тайвань и вернула его Китайской Республике (провозглашена в 1912 году) только по окончании Второй мировой войны. Потерпев поражение в гражданской войне на Тайвань в 1949 году бежали остатки сил Гоминьдана во главе с Чан Кайши (1887-1975).

С тех пор этот исконно китайский остров управляется собственной администрацией, сохраняет флаг и другие атрибуты Китайской Республики. До 1971 года она представляла Китай в ООН, в том числе в Совете Безопасности, выступал в роли "анти-Китая" и "витрины капитализма". Тайвань принимает участие в работе ряда международных организаций, в 1991 году стал членом АТЭС как Китайский Тайбэй. Тайвань не отказывался и от своих прав на материковую часть страны, хотя в последнее время заявляет о них реже.

Читать на "The Moscow Post"