Похоже, силовики приняли сторону премьера Михаила Мишустина в противостоянии с другой башней Кремля: постепенно распадающимся союзом Сергея Собянина и Марата Хуснуллина....

Корреспондент нашего издания в Белом доме на одном из последних заседаний Правительства РФ обратил внимание на, казалось бы, малозначительную деталь. Если раньше вице-премьер Марат Хуснуллин, глава Минстроя Ирек Файзуллин и еще ряд должностных лиц вели общение с Премьером Михаилом Мишустиным, преимущественно, в виде живого диалога, то теперь зачитывают текст по бумажке.

Но деталь малозначительная только на первый взгляд. Как рассказал инсайдер, в последнее время усиление одной из башен Кремля, а именно давней связки Собянин-Хуснуллин (особенно последнего) вызвало серьезное раздражение силового блока ("башни силовиков"), чем не преминул воспользоваться представитель технократического блока (башни) Михаил Мишустин, который видит в обоих конкурентов за кресло главы Правительства.

То, что Хуснуллина якобы заставляют читать по бумажке может означать форму некоего бойкота, и не только ему, но и всей обширной собянинско-хуснуллинской клиентеле далеко за пределами Белого дома.

Ситуацию анализировал корреспондент The Moscow Post.

Здесь сразу стоит напомнить о позиции, которую с самого начала появления на вершинах российской власти занял Президент Владимир Путин. Это положение над схваткой, когда он не дает никакой из внутренних властно-экономических групп серьезных преимуществ, не допускает чрезмерного усиления одной из них. Судя по всему, такова его позиция и по нынешним раскладам в Кремле.

А они не находятся в стазисе. В условиях сокращения "кормовой базы", появления новых вызовов для государства и предстоящего после выборов Президента переформатирования Правительства (эта вероятность велика), обостряется борьба за влияние и ресурсы - в том числе, влияние на Президента.

Очевидно, что Премьер Михаил Мишутин, входящий в условно технократический блок (к нему же относят замруководителя АП Сергея Кириенко) очень рассчитывает остаться в своем кресле. Одновременно с этим Сергей Собянин считает, что давно перерос Москву, и хочет взять у Мишустина "реванш" за 2020 год, когда именно ему прочили должность главы Правительства.

Недавно Сергей Собянин триумфально победил на выборах мэра Москвы. Его заслуги в развитии столицы отметил лично Президент Путин, что также является вполне определенным сигналом. А на днях на аудиенции у Путина побывал глава Минстроя РФ Ирек Файзуллин - давний соратник Марата Хуснуллина еще по казанским временам.

Напомним, что Хуснуллин - бывший заместитель Сергея Собянина в московской мэрии. В свое время эксперты называли включение Марата Шакирзяновича в состав Правительства "отступными" оказавшемуся не у дел Сергею Собянину. Еще один представитель собянинской клиентелы в Белом доме - глава Минэкономразвития Максим Решетников.

Именно блоку вице-премьера Хуснуллина доверена основная часть работы по восстановлению городов и хозяйственной жизни на новых территориях России. В это вкладываются огромные ресурсы. По слухам, Хуснуллин же курировал и возведение фортификационных сооружений на линии соприкосновения в Запорожской области РФ (компании, стройматериалы, рабочую силу не менее 26 тыс. человек). Т.е. вплотную соприкасался с полем силовиков.

В этом смысле, они отвечают за военное администрирование, Хуснуллин - за экономическую часть, а Сергей Кириенко, представляющий технократический лагерь в Кремле - за политическую.

Судя по всему, в итоге работа Хуснуллина и усиление его аппаратных позиций (вместе с Собяниным) вошли в противоречие с интересами представителей силовой группы, куда могут входить глава Минобороны Сергей Шойгу, глава СВР Сергей Нарышкин, руководитель ФСБ Александр Бортников, замглавы Совбеза Дмитрий Медведев, олигархи Ротенберги и высший генералитет.

Вопреки устойчивому убеждению западных политологов, "фронда" Евгения Пригожина не ослабила, а усилила силовой блок внутри Кремля. По той самой причине, что всем известные события были дезавуированы, а генерал Сергей Суровикин, которого считали "сочувствующим" Пригожину, был выведен за рамки процесса событий на Украине.

Таким образом, силовой блок избавился от внутренних противоречий (Пригожин-Суровикин и Шойгу-Герасимов), выказав поддержку Президенту РФ. Зато вопрос усиления Хуснуллинско-Собянинского тандема остался.

Если прибавить к этому политические амбиции вице-премьера занять кресло главы Кабмина, о которых The Moscow Post писал ранее, для Михаила Мишустина возникла реальная опасность потерять кресло после весны 2024 года.

Напомним, что Хуснуллин допустил высказывания и инициативы, которые явно выходят за пределы его компетенций. Например, предложил масштабировать проект реновации жилья на всю страну, а также укрупнить субъекты федерации. Мало кто верит, что Президент мог уполномочить его на такое – несмотря на то, что ранее выказывал одобрение деятельности вице-премьера.

Поэтому источник издания предполагает, что в этот момент мог сложиться ситуативный альянс двух башен Кремля - силовой и технократический (Мишустин). Причем первая могла надавить на последнюю, чтобы несколько охладить пыл Марата Хуснуллина. А Мишустин только и рад вставить палки в колеса дышащему ему в тыл вице-премьеру?

Хуснуллин по бумажке: кремлевский гамбит Михаила Мишустина

Фото: https://cdn-st3.rtr-vesti.ru/vh/pictures/hd/385/486/2.jpg

И это же может оказаться выгодно Сергею Собянину, который тоже, возможно, стал видеть в Хуснуллине конкурента в борьбе за премьерский пост. Среди прочего, мэр Москвы начал резко зачищать хуснуллинские кадры, оставшиеся в московском правительстве. И об этом тоже ранее подробно писал The Moscow Post.

Впрочем, "атака" на Собянина и Хуснуллина идет с разных сторон. Ее частью можно считать и развитие судебного разбирательства по уголовному делу, связанному с хищениями порядка 70 млн рублей из Благотворительного фонда "Содействие XXI век", по которому человек Собянина, Максим Решетников, недавно давал показания в суде.

И уж не поэтому ли Марат Шакирзянович несколько поумерил пыл - на заседаниях Правительства стал вместо фривольных отчетов и пререканий зачитывать свое выступление по кем-то заранее написанной и согласованной бумажке?

Читать на "The Moscow Post"