ВЭБ пытается вытрясти деньги со всех должников "Сибуглемета". Роман Абрамович первый на очереди...

ВЭБ.РФ под руководством Игоря Шувалова страстно желает продать "Сибуглемет", стоимость активов которого за год упала в 25 раз. Кому нужна компания с долгами на $2 млрд? И главное: а кто наделал столько долгов?

В Кемеровский областной арбитражный суд поступил иск новокузнецкого АО "Торговый дом "Южно-Сибирский" (ранее - АО "Сибуглемет", подразделение одноименного холдинга) на 1,25 млрд руб. к ООО "Управляющая компания "Евраз Междуреченск", входящим в контур бизнеса Романа Абрамовича. Это следует из картотеки арбитражных дел.

Источник: kad.arbitr.ru

В 2015–2020 годах УК "Евраз Междуреченск" управляло холдингом "Сибуглемет" по договору с ВЭБом. По сути, этот договор стал своеобразным наследием работы бывшего главы Внешэкономбанка Сергея Горькова - человека, с такой же неоднозначной репутацией как нынешний руководитель госкорпорации Игорь Шувалов и совладелец ЕВРАЗа Роман Абрамович.

Как полагает ряд источников, с которыми поговорил корреспондент The Moscow Post в Кемеровской области, иск может свидетельствовать о возможном конфликте между Абрамовичем и ВЭБом. Напомним, что после более чем 5 дет управления, структуры ЕВРАЗа по идее должны были выкупить предприятие, однако передумали и вместо это создали долги. В результате ВЭБ остался должен сам себе?

"Сибуглемет", ныне одни из крупнейших холдингов по добыче коксующего угля, был создан в 1995 году бывшими работниками кузбасских шахт Анатолием Скуровым, Валентином Бухтояровым, Александром Щукиным и Владимиром Мельниченко.

В 2013 году после корпоративного конфликта они продали "Сибуглемет" структурам бывшего сенатора от Ингушетии Ахмета Паланкоева. Позднее контроль над активом получил ВЭБ как кредитор, а осенью 2015 года управление "Сибуглеметом" перешло к Evraz Романа Абрамовича и его партнерам.

Сам же ВЭБ, как тогда, так и сегодня владеет почти 99% АО "Междуречье" - основного добывающего актива группы.

Что касается Абрамовича, то его управление группой продолжалось вплоть до 2020 года, а подоплёка у всей истории была одна: группа "Евраз" собиралась выкупить "Сибуглемет". В то время, весьма и весьма доходное предприятие. На что, вероятно, очень рассчитывали сначала у Горькрова, а потом и у Шувалова, по сути, накачивая компанию кредитами "Внешэкономбанка".

В декабре 2019 года решение продать "Сибуглемет" было принято ВЭБом официально. А в феврале 2020 года основные собственники "Евраза" Роман Абрамович, Александр Абрамов и Александр Фролов даже начали процесс выкупа - обратились в ФАС за разрешением о сделке.

Говорят, Роман Абрамович всегда был в хороших отношениях с Игорем Шуваловым, но дружба-дружбой, а деньги, получается, врозь. Тем более, если деньги – государственные… Фото: deduhova.ru

Сумма называлась очень скромная для такого актива - порядка 4 млрд рублей. Но покупатель должен был взять на себя и многомиллиардные долги "Сибуглемета", накопленные в последние годы. Вместе с тем, тогда же эксперты говорили, что у Сибуглемета хорошие активы, которые позволят обслуживать долг.

Активы на выход

Однако неожиданно представители ЕВРАЗа отказались от сделки, и вышли и из неё, и из управления активом.

Казалось бы "баба с возу, кобыле легче". Однако выясняется, что общие долги "Сибуглемета" перед ВЭБом составляют порядка $3,5 млрд. По курсу на начало года - порядка 225 млрд рублей, в десятки раз больше, чем ВЭБ изначально хотел за сделку.

При этом рассчитывать на большие активы не приходится. Ведь, как следует из информации из открытых источников, исход Евраза из "Сибуглемета" сопровождался резким, в разы, падением стоимости активов группы. Вот тебе бабушка и Юрьев день.

Фото: Rusprofile.ru

Если по состоянию на конец 2019 года их общая стоимость оценивалась в 126 млрд рублей, то уже через год, когда "Евраз" отказался от сделки, она была уже 5,5 млрд рублей. По итогам 2021 года - еще меньше, 4,1 млрд рублей. Соответственно, вопрос: если ВЭБ под руководством Шувалова все хотел бы продать "Сибуглемет" по той же цене в 4 млрд рублей, то сейчас продавал бы практически по стоимости всех активов структуры на рынке.

Вопрос - а куда эти активы делись? К слову - в ВЭБе явно не дураки, и продавать актив за 4 млрд рублей больше не собираются. А собираются уже за 122,9 млрд рублей. правда и сумма долгов уже меньше - $2 млрд. Об этом сообщал "Коммерсант". Тем не менее, в рублях по курсу на начало 2022 года это порядка 150 млрд. рублей. Т.е. больше, чем желаемая сумма продажи.

В свете вышеуказанных обстоятельств появляется интересная версия относительно иска АО "Торговый дом "Южно-Сибирский" (ранее - АО "Сибуглемет", подразделение одноименного холдинга) на 1,25 млрд руб. к ООО "Управляющая компания "Евраз Междуреченск".

Бизнес-команда Игоря Шувалова явно не ожидала такого разворота. Ведь с одной стороны надо избавиться от убыточного актива, а с другой кто-то должен отвечать по кредитам которые выдавались ВЭБом.

Вместе с тем недавно, в марте 2022 года, "Сибуглемет" подал дугой арбитражный иск - о взыскании 1,53 млрд рублей с ПАО "Магнитогорский металлургический комбинат" (ММК).

Сейчас суть иска также не раскрывается, но от досудебного урегулирования стороны далеки - следующее заседание назначено на 7 июня.

Ранее The Moscow Post предполагал, что за иском стоит сам Абрамович, однако после выяснения всех обстоятельств становится понятно, Роману Аркадьевичу в пору самому искать адвокатов.

Между тем, кроме этих исков мы наблюдаем целую серию арбитражных дел, где "Сибуглемет" выступает не истцом, а ответчиком. Причем большая часть исков подана как раз осенью 2021 года, когда ВЭБ.РФ повторно объявил о продаже "Сибуглемета".

Фото: kad.arbitr.ru

Подоплёка у большинства дел примерно одинаковая – с "Сибуглемета" требуют деньги. Кто за что. Например, ООО "СИАПОРТ" пытается взыскать пени за просрочку платежей в соответствии с договорными отношениями компаний. И сумма то невеликая - порядка 30 тыс. долларов. Иск был удовлетворен.

Оказалось, что актив, на который претендовала команда Абрамовича, сплошь "дырявый" из долгов. В этой логике событий становится понятно, что возможно он хотел его купить за бесценок. Прямо как на "залоговом" аукционе из 90-х. Но в 20-х нашего столетия при другом раскладе политических сил, купить "Сибуглемет" оказалось сложнее чем продать "Челси".

Лукашенко не пустили в забой

Теперь топ-менеджменту ВЭБа необходимо избавиться от "Сибулемета" любыми способами, и желательно без долгов. Иными словами "и рыбку съесть, и чешую продать"

Остаётся всё тот же вопрос - а почему так резко просели активы "Сибуглемета", и нет ли здесь интересов третьей стороны? Отметим, что осенью 2020 года у структуры началась чехарда с руководителями. Ранее должность гендиректора покинул Андрей Клоков, который был назначен в 2017 году - при управлении "Евраза". то есть драматическое снижение стоимости активов группы с 2019 по 2020 год проходило как раз при нем.

А на смену ему в том же октябре 2020 года пришел Андрей Кобяков, человек, который был поставлен уже при непосредственном управлении ВЭБа (официально был назначен только в апреле 2021 года). И человек это крайне примечательный. Кобяков - никто иной, как бывший премьер-министр Белоруссии (2014-2018), ранее бывший замглавы Администрации Президента Республики Беларусь.

Где бы не трудились такие люди - это не случайно. И на рынке сразу же предположили, что с назначением Кобякова самым вероятным покупателем на актив стало правительство Белоруссии, или же просто структуры-кошельки её руководителя Александра Лукашенко.

И с высокой долей вероятности именно господину Кобякову и его ближайшим партнерам и желают "отдать" вкусный актив топ-менеджеры ВЭБа. Только кому он нужен с такими дикими долгами?

Ранее же господин Кобяков открыто говорил, что возглавить "Сибуглемет" ему предложил глава ВЭБ.РФ Игорь Шувалов.

Похоже, что во главе "Сибуглемета" у Кобякова могла стоять задача подготовить актив к продаже. Но, видимо, получилось не всё, или же, наоборот – в марте 2022 года, на волне санкционного давления на РФ и Белоруссию, он компанию покинул.

Фото: Rusprofile.ru

Но не ушел из неё полностью, а фактически остался совладельцем 17% в ООО "Новая Горная УК". Это дочерняя организация АО "Междуречье", основного актива "Сибуглемета". И организация очень доходная: по итогам 2021 года выручка составила свыше полумиллиарда, доход - 37 млн рублей. При этом за год выручка поднялась почти на 350 млн рублей, активы выросли на сумму в 37 млн рублей.

Именно в "Междуречье", организацию, которая уже сейчас является совладельцем актива Кобякова, перевели львиную долю активов непосредственно "Сибуглемета".

Фото: Rusprofile.ru

Это странно, вплоть до предположений, что компанию могли накачать активами из головных структур "Сибуглемета". Которые, как говорилось, изрядно "похудели".

Но самое главное, что ООО "Новая Горная УК" является управляющей компанией для "Междуречье". То есть, фактически, её бенефициары сегодня могут управлять активом ВЭБа в обход топов Шувалова? Возможно, именно на неё переведут основные активы Сибуглемета при продаже.

Кто тянет руки к "Сибуглемету"?

В партнерах у Андрея Кобякова Дмитрий Кровнов, Андрей Тараско и Игорь Горин. У самого Междуречья самый большой пакет в 29,4% структуры. Все они замечены в разных проектах. Например, Игорь Горин активно занимается гостиничным бизнесом на юге Росси

Вместе с тем, после ухода с поста гендиректора "Сибуглемета" Кобяков тут же перешел на работу на аналогичную должность в ООО "Новая Горная УК", где трудиться по сей день. И если за ним других бизнесов нет, то остальные его партнеры по УК привлекают куда больше внимания.

Фото: Rusprofile.ru

В частности, Андрей Тараско, совладелец УК с долей в 17,65% учредитель четырех компаний (включая УК). И некоторые из них вызывают вопросы. Например, ООО Медикалтехпоинт имеет в своем активе госконтрактов на сумму 36 млн рублей. Но при солиднейшей выручке по итогам 2021 года в 120 млн рублей структура едва-едва вышла в плюс менее, чем на полмиллиона. При этом стоимость активов фирмы при такой выручке очень мала – 2,4 млн рублей, причем падает. На фоне Уставного капитала в 68 млн (!) рублей это выглядит очень подозрительным.

Другая компания Тараско, "Цифровые информационные технологии", госконтрактов не имеет, но вызывает те же вопросы о возможной фиктивности. По итогам 2021 года структура получила выручку в 34 млн рублей – с нуля, первый отчетный год. При этом стоимость активов выросла на 21 млн рублей, тоже с нуля. Но вместо прибыли убытки в 3,1 млн рублей – и это при уставном капитале в 24 млн рублей при всего двух сотрудниках в штате.

Другой партнер Кобякова, Дмитрий Кровнов тоже имеет странные бизнесы. Большая часть из них ликвидирована. Ликвидировано будет и ООО "Профтранслогистик", учредителем которого до мая 2021 года был господин Кровнов. Причем ликвидировано по причине наличия в ЕГРЮЛ сведений о юрлице, в отношении которых внесена запись о недостоверности. Кровнов пытался кого-то "надуть"?

Но внимание контора привлекает и по другому поводу. Она была зарегистрирована в 2016 году, первый финансовый отчет, который есть в открытом доступе – по итогам 2018 года. А по итогам 2021 года компания получила убыток в 2,7 млн рублей при скромной стоимости активов в 6,8 млн. За год оба показателя упали.

Фото: Rusprofile.ru

Зато выручка структуры за 2021 год составила… 585 млн рублей, за год увеличившись на 58 млн рублей. Вопрос – а откуда такая разница? Складывается впечатление, что через компанию просто прогоняют деньги. Чьи и откуда? И не по этой ли причине Кровнов вышел из числа учредителей, а структуру быстренько ликвидируют из-за недостоверных записей в ЕГРЮЛ?

Еще один партнер Кобякова в УК – Игорь Олегович Горин, тоже примечательный. В открытых системах нет информации о записанных на него компаниях. Но известно, что он – бизнесмен из Ростова, занимался девелопментом, был одним из основателей ныне ликвидированной компании ООО "МКЦ-Росевродевелопмент".

При этом Горин известен, как человек, имевший отношения с "Группой Агроком" бизнесмена Ивана Саввиди – неоднократного героя публикаций The Moscow Post.

Вместе с другим бизнесменом, Андреем Демишиным, они задолжали "Агрокому" денег, но смогли урегулировать вопрос. Дело касалось возведения гостиницы Hyatt на Юге России, об этом писал "Коммерсант". В итоге права на связанные с проектом компании перешли структурам Саввиди.

Читать на "The Moscow Post"