Илья Трабер мог попасть под взор силовиков из-за кредитных обязательств перед государственным банком. Что ещё припомнят "авторитетному" предпринимателю?...
Поползли слухи об обысках в офисе "авторитетного" предпринимателя Ильи Трабера, в определённых кругах известного как "Антиквар". Тот уже успел прокомментировать ситуацию, высказавшись в духе того, что сообщения "сильно преувеличены", чем косвенно подтвердил наличие проблем.
Он добавил, что сейчас идёт сделка по продаже "ЛОЭСК", чем и объясняются "вбросы". Видимо, имел ввиду, что кто-то хочет "сбить цену". Хотя, если посмотреть на финансовые дела компании, возникают сомнения, что продать её можно дорого и без "вставления палок в колёса".
Как утверждают источники, якобы обыски могут быть связаны с хищениями в Ленинградской электросетевой компании (ЛОЭСК), которую Трабер приобрёл пару лет назад.
В ситуации разбирался The Sankt-Peterburg Post.
Попытки сыграть в "униженных и оскорблённых"
"ЛОЭСК" была куплена Трабером и его партнёрами в 2019 году через фирму "Росток" у Дмитрия Симонова и сына экс-губернатора Ленобласти Вадима Сердюкова. Может ли быть, что на приобретение долей Трабер и Ко взяли кредит у государственного "Всероссийского банка развития регионов (ВБРР) под личное поручительство.
Но что-то пошло не по плану, и в том же году партнёр Трабера Артём Бегун, имеющий долю в ЛОЭСК, подал иск к Дмитрию Симонову. Согласно тексту документа, Бегун требовал уменьшить покупную цену доли, составляющей 15,84% уставного капитала ООО "Росток", причём аж в три раза: с 1,14 млрд рублей до 380,16 млн рублей. Всё потому, что Бегуну, видимо уже после покупки открылись те стороны бизнеса "ЛОЭСК", о которых он раньше не знал. Партнёра Трабера не устроили снижение прибыли "ЛОЭСК", а также выявленные экономически необоснованные расходы.
Фото: https://kad.arbitr.ru
Речь про то, что комитет финансов Ленобласти уже несколько лет изымает из выручки компании по 1 млрд. рублей. Основывается это на решении ФАС по итогам проверки в 2018 г., когда служба порекомендовала присмотреться к расходам ЛОЭСК. Компания судится по этому поводу уже не один год, и вряд ли покупатели не знали о существующем конфликте. При этом, надо учесть, что недавно ЛОЭСК выиграла суд у комитета финансов и взыскала убытки.
Так что суд в иске г-ну Бегуну отказал, в апелляции спор тоже решить не удалось. Как говорится – дело сделано, отступать некуда. Что ещё интересно, по сообщениям СМИ, сделку по приобретению долей в ЛОЭСК оценивали в 100 млн евро. С тех пор курс значительно вырос, и, если расчёты производились в валюте, Бегун мог отлично подзаработать на обратной конвертации.
Тоже самое, только с долей Сердюкова, пытался провернуть в судах и Трабер. С тем же результатом. Видимо, Трабер и Ко хотели по дешёвке получить то, что досталось им по нормальной цене, но не вышло. Возможен и другой вариант – новые акционеры сами могли вывести часть средств из компании, а после попытаться свалить вину на бывших собственников. Не поэтому ли силовики могли наведаться к "авторитетному" предпринимателю?
Нельзя не учитывать и разговоры о продаже ЛОЭСК. После того, как собственник сменится, взыскать долг с Трабера станет сложнее. Есть версия, что компанию доводили для банкротного состояния, чтобы затем передать Рюмину – гендиректору "Россетей".
Куда катится ЛОЭСК?
Как мы упомянули в начале, саму компанию успешной не назовёшь, несмотря на её чуть ли не монопольное положение на рынке в Петербурге и массу госконтрактов. За последний год её выручка упала на 18% - почти до уровня никуда не девающейся кредиторской задолженности. У организации недостаточно собственных средств для обеспечения текущей деятельности и существует риск потери платежеспособности.
А значит, пострадать может и ВБРР, выдавший кредит. Вряд ли это понравится государству. Возможно, с платежами уже возникли сложности, чем и может объясняться возможный интерес силовиков к Траберу. Тем более, что ситуацию в ЛОЭСК называют предбанкротной. Компания срывает сроки подключения объектов к сети, из-за чего в городе уже большой скандал.
Как почти монополист докатился до такого состояния? И не собираются ли его собственники "схлопнуть" бизнес и не отвечать по долгам? Вопросы к Траберу вполне резонные, и силовые структуры могут хотеть их задать.
Припомнить Израйлита
В то же время "атака" на Трабера – серьёзный звоночек. Долгое время про него говорили, что он якобы неприкасаемый. Следователи упорно обходили стороной массу дел предпринимателя, к которым могли бы возникнуть резонные вопросы.
Например, о том, как он получил активы опального предпринимателя Валерия Израйлита, задержанного в 2016 году и впоследствии обвинённого в хищении денег на строительство порта Усть-Луга. Основным кредитором Израйлита был "Сбербанк", чьи структуры впоследствии продали долги офшору "МЕЙПЛ ВУДЛЕНД ЛИМИТЕД", а тот, в свою очередь, уступил его ООО "Новые коммунальные технологии" (НКТ). Масса сделок привела к уменьшению стоимости долгов и по итогу всё получил Илья Трабер с партнёрами.
Валерий Израйлит. Фото: Александр Коряков/Коммерсант
Здесь, кстати, есть простор и для "раскопок" в сторону представителей Сбербанка. Почему государственное учреждение решило таким образом поступит с активом высокой доходности, создававшемся в государственно-частном партнёрстве, если не в чьих-то корыстных интересах? А ведь СМИ писали, что партнёр Трабера Сергей Пупко в деловых отношениях с бывшим генеральным директором "Сбербанк Капитал" Ашотом Хачатурянцем, который как раз и отвечал за проблемные активы.
90-е закончились
У Трабера масса портовых активов, к примеру, в 1993 году стал совладельцем Петербургского нефтяного терминала вместе со структурой известного лидера тамбовской ОПГ Владимира Барсукова-Кумарина, уже давно находящегося в местах не столь отдалённых по целому пакету обвинений.
Кстати, сейчас в ПНТ тоже идёт кулуарный "передел". Уже более полугода в публичном поле не появляется один из акционеров – Сергей Васильев, который, предположительно, находится в состоянии, когда не может принимать решения. Недавно все его доли отошли супруге Елене Васильевой, что не занималась подобным бизнесом. Есть вероятность, что за г-жой Васильевой может "замаячить" всё тот же Трабер. The Moscow Post делал по этому поводу большое расследование.
В общем, 90-е закончились, но, видимо, не в головах некоторых личностей.
Энергетика – то направление, куда "Антиквар" решил расширяться. Но, похоже, не сдюжил против государства. В прошлом году ФАС одобрила приобретение "Ростком" бизнеса Владимира Евтушенкова, который сейчас может нуждаться в деньгах. Речь о компании "БЭСК". Правда, пока процесс затягивается. Поскольку на действия с акциями наложен арест в рамках судебного разбирательства, "стороной которого группа не является".
Судя по всему, речь идет о скандале с отчуждением башкирского ТЭКа в собственность сына бывшего главы республики Муртазы Рахимова из государственной.
Но, если Трабер и так по уши в долгах "ЛОЭСК", значит, на сделку с Евтушенковым он тоже собирался брать средства у банков? Судя по его прошлым делам, это мог быть либо государственный Сбербанк, либо всё тот же ВБРР. Похоже, что здесь предприниматель уже основательно "перегнул палку", так что с него начали спрашивать. Если "клубок начать раскручивать, могут появиться вопросы и про то, куда делись средства ЛОЭСК, и про легитимность получения активов Израйлита и много чего ещё.
"Прилететь" может и его партнёрам, тому же Бегуну, адвокату, которому приписывают участие в рейдерских захватах.
Неприкасаемых нет.
Читать на "The Moscow Post"