За конфликтом в АО "ПНТ" может стоять Илья Трабер, который мог воспользоваться болезнью Васильева, чтобы отыграть актив у Скигиных....
Миллиардер Сергей Васильев передал акции "Петербургского нефтяного терминала" (АО "ПНТ") своей супруге Елене Васильевой, которая ранее никогда не занималась бизнесом. А ведь речь идет о 50% долей, стоимость которых превышает 6 млрд рублей - и это еще по скромным оценкам.
История эта окутана тайной. Сам Васильев уже долгое время не появлялся на публике - есть основания полагать, что он может быть недееспособным. Вместе с тем, сразу после передачи акций в АО "ПНТ" началась настоящая корпоративная война, когда госпожа Васильева якобы стала блокировать действия другой группы акционеров, владеющей половиной порта - семейства авторитетных предпринимателей Скигиных.
Вся эта ситуация может быть выгодна известному авторитетному предпринимателю Илье Траберу, который владел портом еще с отцом Скигиных Дмитрием.
В ситуации разбирался The Sankt-Peterburg Post.
До сих пор не ясно, что произошло с Сергеем Васильевым. Известно только лишь, что он тяжело заболел, а в январе 2022 года его на полу в собственном доме обнаружил охранник. После этого его госпитализировали, но никаких других сведений о состоянии его здоровья и даже нынешнем местонахождении нет.
Ситуация напоминает настоящий детектив. Через несколько месяцев после случившегося, супруга Васильева перевела акции ПНТ сперва с кипрского офшора лично на мужа (ту сделку оформлял корпоративный секретарь АО), а затем уже оформила дарственную на себя лично.
При каких обстоятельствах это происходило - не ясно. Как пишет "Коммерсант", при подписании документов присутствовал не только нотариус, но и рукоприкладчик. Это тот, кто должен засвидетельствовать волю лица, который по тем или иным причинам не может сделать это физически - например, вследствие паралича.
Как утверждают авторы телеграм-канала "Октагон", якобы она сама оформила дарственную на себя лично. Возникает вопрос - а отражало ли это волю Васильева, который, как поговаривают, никогда не отличался щедростью?
Сергей Васильев. Фото: https://raex-a.ru/project_files/1099_75_fe1f8cbb59c703f8615e1fe.jpg
Все это сомнительно. Волю Васильева могли неверно истолковать. А его супруга, которая, повторимся, никогда в жизни сама не занималась бизнесом, могла по какой-то причине (угрозы или взаимовыгодное соглашение?) действовать в чужих интересах. Например, бывшего совладельца порта, давнего партнера Сергея Васильева Ильи Трабера, в узких кругах более известного, как "Антиквар".
Муж и жена – одна сатана?
Как уже говорилось, другими владельцами терминала являются Скигины. После смерти отца семейства, Дмитрия (тоже партнера Трабера), доли в порту перешли его сыновьям Михаилу и Евгению. С 2007 года именно Михаил возглавлял Совет директоров, однако с недавнего времени его на этой должности нет.
Его сменила Васильева. И сразу же добилась расторжения договора с нефтетрейдерским ООО "Компания "Топливные технологии", которая была связана со Скигиным и обеспечивала основную долю загрузки терминала. Вместо нее эти функции стало исполнять ООО "ПНТ-Сервис".
Сама структура создана только вначале 2023 года. Явно под эти цели. Учредитель Александр Багриков, который другим бизнесом не занимался. Зато он выступал ликвидатором нескольких организаций. Среди них завязанное на западные офшоры ООО "Дельта", а также АО "ПНТ-ГСМ", которое было ликвидировано в 2021 году с огромной дырой в активах - минус полмиллиарда.
Т.е. можно предположить, что господин Багриков - лишь номинальное лицо, которого могут использовать в оперативно-тактических целях ведения бизнеса сомнительными методами. А стоять за ним может как сама Васильева (что сомнительно), так и люди Трабера.
Но это было лишь начало конфликта. Очень скоро он перерос в судебные разбирательства, где заявителями выступили братья Скигины. Одна из тяжб связана с решением совета директоров о работе с "ПНТ-Сервис". Скигины настаивали, что решения Совета директоров приняты не в установленном законом порядке, но суд эти доводы отверг, в иске отказал.
Фото: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/f14af3e2-df3b-49d0-a13f-851cc1c5ad94/67667f84-7f34-4ec4-b55b-4aac52ebd5c9/A56-33903-2023_20230711_Reshenie.pdf?isAddStamp=True
Другая тяжба связана с попыткой Скигиных заблокировать созыв городского собрания акционеров и утверждения нового состава совета директоров. Судя по всему, в совете этом господ Скигиных не оказалось, что было бы нонсенсом, учитывая, что они контролируют 50% терминала. Таким образом, все это очень смахивает на попытку рейдерского захвата акций предприятия.
По данному иску судом наложены обеспечительные меры. Судя по всему, Васильева и ее люди пытались эти обеспечительные меры снять, но суд им отказал. Это значит, что пока что ситуация остается в подвешенном состоянии. Следующее заседание по делу назначено на сентябрь 2023 года.
Фото: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/ab39366d-2557-434e-b011-d844834b1875/a5e975b6-fa4f-4381-862a-767393a0872b/A56-54803-2023_20230630_Opredelenie.pdf?isAddStamp=True
Суть третьего иска не раскрывается, однако нетрудно предположить, что он связан с первыми двумя и является проявлением корпоративного конфликта. Заявители все те же - Михаил и Евгений Скигины, ответчики тоже - АО "ПНТ", третьи лица - Елена Васильева, гендиректор общества Владимир Грызлов и еще ряд связанных с компанией людей и структур.
Фактор Трабера
Повторимся - что реально происходит в компании, достоверно неизвестно. Стороны отказываются от комментариев. Например, ранее Михаил Скигин отказался оценивать действия своей новой партнерши Елены Васильевой.
Однако мотивы борьбы понять несложно. Только номинальная стоимость акций терминала перевалила за 12 млрд рублей. Ежегодно он приносит колоссальную прибыль. А недавно стал якорным, стратегическим инвестором для Санкт-Петербурга. Это подразумевает режим максимального благоприятствования деятельности со стороны властей - предполагается, что порту окажут политическую поддержку, а также предоставят на льготных основаниях аренду 11 гектаров городской земли в "Большом порту Санкт-Петербурга".
Более, чем ценная прибавка к и без того значимому активу. И почему бы Илье Траберу не воспользоваться ситуацией и не отыграть доли Васильева? Несмотря на то, что ранее он был плотно связан именно со Скигиным.
Напомним, что в совет директоров ПНТ Трабер вошел как раз вместе с Дмитрием Скигиным и Сергеем Васильевым еще в 90-ые годы. Помимо этого, Трабер в 90-е стал одной из ключевых фигур на рынке антиквариата Северной столицы. Участвовал он и в переделе акций порта.
Как утверждают авторы сайта Ispolkom.su, якобы в 90-ые годы порт, как и буксировка судов, и многие другие отрасли экономики, якобы оказались в руках у откровенных бандитов.
Как пишет "Ленправда" , "захват" порта начался еще в 1994 году. Трабер и его деловые партнеры по антикварному бизнесу начали освоение лакомого объекта госсобственности с четвертого района, где располагался крупнейший в Северо-Западном регионе нефтеналивной терминал. В результате же, продолжает издание, была выстроена "неформальная властная пирамида" с Трабером во главе.
В соответствии с планом приватизации 51% акций МП распределялся среди членов трудового коллектива. В течение всего 1993 года сторонние организации активно скупали эти акции. Работники МП охотно расставались с ненужными, как им казалось, бумажками. Уже тогда, к началу 1998 года подавляющее большинство голосующих акций МП принадлежало двум иностранным компаниям, расположенным в Великобритании и Лихтенштейне.
И вроде все шло хорошо. Но тут у основных хозяев порта могла возникнуть проблема – глава КУГИ и вице-губернатор Петербурга Михаил Маневич, который решил перевести остававшийся за городом пакет акций порта в разряд голосующих акций. Вскоре Маневич был убит. Преступление раскрыли только спустя 26 лет – оказалось, что за ним стоит Барсуков (Кумарин), которому приписывали тесные связи с Ильей Трабером.
В начале нулевых Трабер переехал в Европу, но прижиться там тихим европейцем на пенсии не удалось. Началась знаменитая испанская компания по выявлению активов тамбовской и малышевской ОПГ. Отношения с испанской короной не сложились и даже в Монако задержаться не удалось. Испанский суд объявил его в международный розыск. Об этом пишут "Новые известия".
Собственно, во многом именно с этим решением связывают желание Трабера легализоваться на Родине. На Запад ему теперь путь заказан. Однако от бизнес-связей на Западе, видимо, полностью не отказался. Например, в 2019 году он стал владельцем 37,5% в ООО "Форт" в Приморске Ленобласти, а другие 62,5% оказались у кипрской "Белсеко Инвестментс ЛТД". То есть о полной деофшоризации его активов речи не идет.
Возвращаясь чуть назад, примерно в то же время, как Трабер был за границей, основным владельцем "ПНТ" стал как раз Сергей Васильев. А незадолго до этого вице-президентом структуры назначили Владимира Кумарина, известного криминального авторитета, который ныне отбывает срок в тюрьме.
Кроме того, 5% акций оказались у Виктора Хмарина - неоднократного героя наших публикаций, который якобы пользуется тем, что учился на одном факультете с Владимиром Путиным. Сегодня его сын, Виктор Хмарин младший возглавляет госкорпорацию "Русгидро". Еще один пакет акций достался ЗАО "Петролиум", аффилированному с Геннадием Петровым - тоже авторитетным предпринимателем. Еще часть принадлежала Балтийской бункерной компании, которую контролировали фирмы Скигина и Трабера. Об этом пишет "Новая газета".
Но ситуация с розыском Трабера и ряд событий привели к тому, что 50% долей сосредоточились у двух крупнейших акционеров - Скигина и Васильева. И если с последним у Трабера вроде как были нормальные отношения, то с Васильевым - сомнительно.
В 2006 году, через три года после смерти Дмитрия Скигина, на Васильева совершили покушение, за которое впоследствии был осужден всё тот же криминальный авторитет Бурсуков (Кумарин).
Учитывая давние связи Кумарина и Трабера, версий можно выдвигать много. Ясно одно - борьба за АО "ПНТ", похоже, никогда не прекращалась. А Скигины давно уже отмежевались от Трабера, хотя ранее The Moscow Post предполагал, что по ряду проектов они могут работать вместе.
Илья Трабер может быть скрытым участником корпоративного конфликта в АО ПНТ. Фото: "Фонтанка"
В связи с этим возникает и такая версия, что проблемы со здоровьем Сергея Васильева могли иметь рукотворный характер. Поскольку куда легче обработать супругу Васильева, которая от предпринимательства, прямо скажем, далека. Да вряд ли ей бы дали "двигать" Скигиных, если бы не было за ней более серьёзного ресурса. И сама она на это могла не решиться – после происшествия с мужем.
Нечто подобное мы видели на примере бизнеса Андрея Трубникова Natura Siberica, когда родственников умершего бизнесмена начали "обхаживать" отечественные олигархи. В результате компанию сегодня контролирует АФК "Система" Владимира Евтушенкова.
Вполне вероятно, что мы наблюдаем ту же ситуацию. Но разбираться в ней должны, конечно, сами родные и партнеры Сергея Васильева. Если не правоохранители.
Читать на "The Moscow Post"