"Байкал" - российский, начинка - импортная...
Группа компаний Astra, которая позиционирует себя российским разработчиком программного обеспечения Astra Linux, запланировала IPO (первичное размещение акций на бирже). Предварительная оценка компании может достигать 17 млрд рублей. Между тем, это программное обеспечение было фактически было создано на основе американского Intel…
Разработчик отечественной операционной системы Astra Linux планирует выйти на московскую биржу, но сроки и суммы компания назвать отказалась, сообщает корреспондент The Moscow Post.
Ранее, партнёрская компания "Вартон", под руководством Дениса Фролова, пыталась получить контроль над разработчиком процессора Baikal, ведь компания нуждалась в помощи и инвестициях после ареста ее основателя из-за скандала вокруг поставок компьютеров для МВД.
Компания "Вартон" специализируется на производстве светодиодной техники и в 2020 году вела переговоры насчёт покупки более 60% акций "Байкал Электроникс". Хоть и сумма сделки не раскрывалась, было множество предположений о том, что "Вартон" вложит в "Байкал Электроникс" около 4 млрд рублей. Совладелец "Вартон" Илья Сивцев отметил, что в случае закрытия сделки, они планируют сфокусировать развитие компании непосредственно на производстве процессоров и на расширении продуктовой линейки по аналогии с Intel. При этом Сивцев подчеркнул, что "Байкал Электроникс" и дальше будет развиваться, как отдельный бизнес без пересечений с другим активом Сивцева, производителем отечественной операционной системы Astra Linux.
Владелец "Байкал Электроникс"
На 2020 год почти 75% принадлежало компании "Т-Платформы", но её пакет в ходе сделки планировался быть максимально снижен, а остальные акции планировалось оставить "Т-Нано", которое является предприятием, совместимым с "Роснано", а именно почти 63% через дочерний фонд инфраструктурных и образовательных программ, а так же "Т-Платформ", имеющие чуть больше 37%.
АО "Т-Платформы" известна своей разработкой суперкомпьютеров для МГУ и Росгидромета. По данным СПАРК, почти 75% этой компании принадлежат её основателю и гендиректору Всеволоду Опанасенко, а остальные 25%- Внешэкономбанку. В марте 2019 года Опанасенко поместили в СИЗО по обвинению в подстрекательстве чиновника к злоупотреблению полномочиями, а так же его подозревали в мошенничестве при поставке компьютеров в МВД, а точнее в ведомстве сочли, что процессоры Baikal-T, которые были установлены в рамках контракта, превышающий 357 млн рублей, не соответствовали заявленным требованиям, в марте 2020 года Всеволода Опанасенко перевели под домашний арест.
Известно, что в декабре 2019 года представитель Всеволода Опанасенко дал интервью, где рассказал, что после ареста основателя финансовое положение компании значительно ухудшилось, в частности, она не могла получить банковские гарантии для участия в госзакупках, потому как ей элементарно не хватало оборотных средств. По словам представителя, правительство рассматривало факт разработки вариантов по оздоровлению "Т-Платформ", одним из которых была передача 100% компании "дочки" ВЭБа (с 2020 года ВЭБ.РФ) "НМ-Тех", генеральным директором которой является Денис Фролов. По некоторым данным, на помощь "Т-Платформам"должны были прийти только ради спасения "Байкал Электроникс".
Известные факты о покупателе
В группу "Вартон" входят целых три юрлица, выручка крупнейшего из них – ООО "ТПК "Вартон" – за 2019 год составила больше 4,5 млрд рублей. Известно, что в каждой из трех компаний 80% принадлежит Денису Фролову, а 20% Илье Сивцеву. Так же, эти двое являются совладельцами производителя лазеров и лазерных систем "Лассард", и разработчика отечественной операционной системы Astra Linux "РусБИТех-Астра". Также Фролов был генеральным директором научно-производственного объединения "РусБИТех".
Стоит отметить, что исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники Иван Покровский как-то в интервью отметил, что у "Вартона" почти нет пересечения с деятельностью "Байкала", однако сотрудничество с "РусБИТехом" несомненно помогло бы в создании доверенных программно-аппаратный платформ, которые опираются на российские процессоры и отечественные операционные системы. Он так же отметил, что "Байкал Электроникс" активно ищет стратегического инвестора в связи с проблемной ситуацией в "Т-Платформах".
Каким образом сделка могла бы отразиться на рынке
На 2020 год у "Байкал Электроникс" было два процессора: выпущенный в 2015 году двухъядерный Baikal-T, созданный для корпоративных заказчиков и еще, выпущенный в 2019 году Baikal-M, созданный для ноутбуков и ПК. Уже к концу 2020 года компания планировала запустить производство Baikal-S – процессора по технологии 16 нанометров для серверов.
Минпромторг в 2020 году подавал в суд на компанию "Байкал"
Минпромторг требовал 500 млн рублей с компании "Байкал Электроникс" из-за просрочки запуска производства отечественных микропроцессоров Baikal-M, на которые были выделены государственные субсидии. Тем не менее, компания признала задержку, однако сочла сумму иска слишком высокой. Взыскание может существенно затормозить переход российских компаний и госорганов на отечественной "железо".
Соглашение о субсидировании создания микропроцессора Baikal-M было заключено еще в 2016 году. По договору первую партию нужно было выпустить еще в середине 2018 года, но она появилась только в начале 2019. Общая стоимость разработки оценивается в 2,3 млрд рублей, размер субсидии составил 1,2 млрд рублей. Годовая выручка за 2019 год составила почти 199 млн рублей, из которых чистый убыток составил 97 млн рублей.
Напомним, а как это было
Известно, что еще до открытия своей фирмы, Денис Фролов работал инвестаналитиком, а позже вырос до директора по развитию в компании "Вимм-Билль-Данн". По опыту их сотрудничества с PepsiCo, когда те захотели выкупить компанию, Денис подумал о том, что при новом начальстве самостоятельных решений принимать он практически не будет и возникла идея об открытии собственного бизнеса.
Закупая системы освещения для пищевых освещений, Денис заметил, что в мире растет спрос на светодиодные лампы. В то время, в России они только начали продаваться. Фролов был уверен, что разобраться с механизмом сбыта светодиодной продукции он сможет легко: лампочки – товар повседневного спроса, сравнил он их с йогуртами и соками.
Старт обошелся Фролову в 40 млн рублей, в первый год существования компании, а именно в 2010- продажи составляли около 15 млн рублей, но уже к концу 2012 "Вартон" заработал около 1 млрд рублей.
Читать на "The Moscow Post"