Новое руководство страны поддерживает Россию, но с оглядкой....

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев опубликовал статью в американском журнале The National Interest под заголовком "Турбулентность в Евразии не замедлит прогресс Казахстана". Изложив свою точку зрения на происходящее внутри страны и за ее пределами, Токаев отметил, что "Казахстан и Россия поддерживают особые отношения взаимного сотрудничества", что Казахстан не поддерживает санкции против России, несмотря на усиливающееся давление со стороны США и Евросоюза, сообщает корреспондент The Moscow Post.

Спецоперация России на Донбассе стала испытанием для партнеров России по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), в который входят Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан и Киргизия. Казахстан не присоединился к санкциям, голосовал в ООН против приостановки членства России в СПЧ. Но местных водителей предупредили не наклеивать "Z" и "V" на автомашины.

"У Казахстана и России самая протяженная граница в мире и налажено взаимное сотрудничество. При этом у нас глубокие традиции дружеских отношений и с Украиной. Мы уважаем ее территориальную целостность", - пишет президент Токаев. Но это не все. Казахстан отказался признавать Крым российским, не признает независимыми и республики Донбасса.

Бывшие республики СССР, которые сами недавно стали независимыми, сгруппировались вокруг России, преследуя свои экономические интересы, а также в надежде на поддержку соседей, особенно России, в случае угроз интересам их безопасности. В январе 2022 года президент Токаев обратился в ОДКБ, в которую входят Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Помощь он получил, государственный переворот был предотвращен, обстановка в стране нормализована. Тогда, в январе 2022 года никто не мог предположить, что в марте в республике пройдут антироссийские митинги.

Самая протяженная граница

Ранее, в телефонном разговоре президент России Владимир Путин и президент Токаев рассмотрели перспективы углубления взаимодействия в рамках интеграционных объединений на евразийском пространстве, подтвердили настрой на укрепление российско-казахстанских отношений союзничества и стратегического партнёрства.

На посту председательствующего в Высшем Евразийском экономическом совете ЕАЭС ежегодно происходит плановая ротация. В октябре 2021 год председательство в организации перешло от Белоруссии к Казахстану. Президент Токаев обозначил приоритеты следующим образом: устранение барьеров во взаимной торговле; развитие кооперации; ускорение внедрения цифровых технологий в таможенном регулировании, в промышленности и сельском хозяйстве.

Он также поставил задачу налаживания торгово-экономических отношений ЕАЭС с третьими странами и международными организациями (Еврокомиссией, ВТО, АСЕАН и другими), а также Всеобъемлющим региональным экономическим партнерством (ВРЭП).

Токаев подчеркнул, что следует активизировать торговые связи со странами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В сентябре 2021 года между ЕАЭС и ШОС был подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве.

С тех пор, как известно, произошли важные перемены. В условиях санкционного давления на Россию и Белоруссию особое значение приобретает антикризисное взаимодействие в рамках ЕАЭС. Организация молодая, но перспективы ее развития оцениваются высоко. В январе - июне 2021 года товарооборот между государствами - членами ЕАЭС увеличился почти на треть, а объем внешней торговли Евразийского союза с третьими странами вырос на четверть.

ЕАЭС обеспечивает гибкую систему связей с "внешними" государствами и такими структурами, как ШОС и АСЕАН. Статус наблюдателей имеют Молдавия, Узбекистан и Куба. В 2021 году вступило в силу соглашение о свободной торговле с Сербией, обсуждаются договоры с Египтом и Ираном. Могут быть перспективными переговоры с Индией, как и идеи создания зон свободной торговли с Индонезией и Монголией.

Казахстан - ключевой союзник

"Все это очень полезно с точки зрения возможного расширения евразийской интеграции и воплощения в жизнь инициативы создания Большого евразийского партнерства", - говорил президент России Владимир Путин, выступая на заседании Высшего Евразийского экономического совета в октябре прошлого года.

Президенты стран ЕАЭС обсудили тогда внешние и внутренние риски, угрожающие интеграции, включая пандемию, разницу в уровне развития экономик, низкие темпы снятия барьеров, мешающих свободному передвижению товаров, а также проблемы продовольственной безопасности. Остался нерешенным вопрос общего рынка газа, но по общему рынку нефти лидеры договорились о его создании. До 2023 года должен появиться проект правил торговли и правил биржевых торгов нефтью, к 2024 году ожидают проект договора о формировании общих рынков.

Понятно, что в условиях санкций экономическая устойчивость России и Белоруссии зависит и от поддержки партнеров по ЕАЭС. Но союзники опасаются распространении на них санкций и экономического спада, хотя связаны соглашениями и обязательствами. Санкции и замедление российской экономики влияет на ЕАЭС. По оценкам ЕБРР, эти факторы изменили прогноз по росту ВВП Казахстана с 3,8 до 1,8%.

Хотя Нур-Султан поддерживает Москву на международных площадках, а глава республики уверяет, что между лидерами нет разногласий, власти не хотят сегодня находится "в одной корзине с Россией". Это сказал замглавы администрации президента Казахстана Тимур Сулейменов. На встрече с главами ЕС он заверил, что республика не станет обходить санкции, назвал Казахстан "самой вестернизированной страной Центральной Азии", пообещал расширять сотрудничество с Европой.

"Мы хотим укрепить нашу крепкую дружбу и сотрудничество с Европой и США, которые насчитывают более трех десятилетий", - уточнил президент Токаев в упомянутой выше статье.

И торговый партнер

"Торговля с Россией продолжится по той продукции, которую не затронули запреты" – заявил министр экономики Алибек Куантыров. Экспорт России в Казахстан составил в 2021 году 18,5 млрд долларов. В российском товарообороте Казахстан занимает 10-е место. В 2021 году товарооборот России с Казахстаном составил 25,6 млрд долларов. Для сравнения, объемы товарооборота Казахстана с Китаем составляют около 18 млрд долларов. Объем торговли России с государствами Центральной Азией превышает 36 млрд долларов, у Китая составляет около 38 млрд долларов.

Главное казахстанское месторождения нефти Тенгиз было обнаружено в 1979 году советскими специалистами. Его считают шестым в мире по запасам нефти. В 2000 году у Тенгиза появилось продолжение на шельфе - Кашаган. Нефть занимает 60% в экспорте Казахстана, доходы от экспорта нефти в доходах бюджета составляют около 40%. Около 80% нефти экспортируется через Новороссийск по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).

Российские железные дороги играют для Казахстана роль окна на Север и Запад. В 2021 году грузооборот превысил 81 млн тонн, через морские порты - 13 млн тонн. Половина грузопотока приходится на Россию, которая является для Казахстана главным источником импорта.

Многовекторная внешняя политика Нур-Султана чем-то напоминает дипломатию Улан-Батора. Монголия, называя Россию и Китай своими стратегическими партнерами, заявляет о "третьем союзнике". Так собирательно именуются США, Европа, Япония, Южная Корея. В случае с Казахстаном, в списке присутствует и Турция, которая присоединилась к декларации "О Транскаспийском коридоре Восток — Запад". Коридор должен обеспечить поставки углеводородов из каспийского региона в Европу.

Мы хотим дружить со всеми

Отношения двух стран связывают не только экономика. С одной стороны, в Казахстане проживают три с половиной миллиона русских, почти 20% населения. Русский является официальным языком, около четверти школ — русскоязычные. По данным переписи 2010 года, в России живет около 660 тысяч казахов. По другим оценкам их вдвое больше.

С другой стороны, говорят, что Казахстан отказался сотрудничать со "Сбером" в проекте перехода к платформенной модели Data-Driven Government

Между тем, как считает политолог Ислам Кураев "Казахстан не откажется от сотрудничества с Россией, мы союзники. Но и портить отношения с другими странами не будем"

Придется выбирать

В концепции "Большого евразийского партнерства", предложенной президентом России на ПМЭФ-2016, на первом месте стояли кооперация, экономика, технологии, открытость проекта "Большой Евразии" и для Европы. С тех пор задачи усложнились. Директор Первого департамента стран СНГ МИД России Михаил Евдокимов отметил, что санкции против РФ и Белоруссии "не могли не сказаться на государствах-членах ЕАЭС ввиду глубокой взаимосвязанности экономик в рамках единого рынка".

Андрей Кортунов, гендиректор РСМД утверждал в 2020 году, что "важно добиться устранения практики политизации экономических связей, отказаться от односторонних экономических санкций или иных форм экономического давления, как инструмента внешней политики", что объединение Евразии должно начаться с экономики. Волны санкций, поднятые Западом с тех пор, все поставили на свои места.

Экономическая консолидация Евразии — это мега-проект и "партнерство", как считает Кортунов, "не выступает объединением евразийского Востока против европейского Запада" и остается открытым для Евросоюза. Вопрос в том, какую позицию занимает сам коллективный Запад, США и подчиненный Вашингтону Брюссель. МИД РФ пришел к выводу, что Запад стремится подорвать интеграцию на постсоветском пространстве. Об этом заявил Михаил Евдокимов в интервью РИА "Новости", Михаил Евдокимов: Запад явно стремится подорвать интеграцию в СНГ.

Если исходить из того, что Китаю будет принадлежать ключевая роль в евразийской интеграции, что Россия останется локомотивом сотрудничества стран ЕАЭС, что сопряжение возможностей китайского и российского центров будет играть решающую роль в Евразии, то на режим "западного благоприятствования" рассчитывать не стоит.

Об этом говорят доктринальные установки США, НАТО, Евросоюза и недавно образованного AUKUS. Эти субъекты определенно нацелены на Китай и Россию. Проекту "Большая Евразия" Запад никогда не будет рад и будет ему препятствовать. Причина понятна – успех Евразии ослабит Запад. Поэтому Казахстану и другим странам рано или поздно придется выбирать между Китаем, Россией и этим "третьим союзником".

Читать на "The Moscow Post"