Первое из них гласит: "Вашингтон всегда прав". Второе предупреждает: "Кто не согласен, читай первое правило"....

После необъявленного визита на Тайвань спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси опубликовано заявление МИД КНР. В нем сказано, что Вашингтон пошел на данный шаг "вопреки решительному протесту и жесткому предупреждению китайской стороны". Пекин назвал визит "серьезным нарушением принципа одного Китая и положений трех китайско-американских совместных коммюнике". Американской стороне был выражен резкий протест, сообщает корреспондент The Moscow Post.

Провокация и нарушение суверенитета

Визит Пелоси стал первым демонстративным шагом американского политика такого ранга за последние 25 лет. Формула "неофициальных связей с народом Тайваня" отброшена. Эпоха "грубых посягательств" на суверенитет и территориальную целостность Китая становится осмысленной стратегией гибридной поддержки Западом "тайваньского сепаратизма", - считают в МИД Китая.

Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности при Белом доме Джон Кирби заверил, что визит Пелоси не противоречит принципу "одного Китая" и не должен стать поводом для эскалации в отношениях двух держав. Но, по словам МИД Китая, речь идет о "серьезнейшей политической провокации", нарушении суверенитета и территориальной целостности, подрыве политического фундамента китайско-американских отношений.

Характер политики Вашингтона помог определить глава внешнеполитического ведомства РФ Сергей Лавров, накопивший опыт работы с "подрывниками". Он сказал, что поездка Пелоси на Тайвань продиктована стремлением Вашингтона доказать свою безнаказанность и вседозволенность, "… отражает ту же самую линию, о которой мы говорим применительно к украинской ситуации, у меня сомнений не вызывает, - отметил Лавров. - Это стремление доказать всем, и вся безнаказанность и проявлять свою вседозволенность. Что хочу, то и ворочу - примерно так", - заявил министр.

Давно известно, что для Вашингтона не имеет большого значения "всеобщий консенсус международного сообщества", а также "определение в резолюции ГА ООН 2758 от 1971 года", что КНР представляет "весь Китай". Обещания "прекратить все официальные контакты с Тайбэем" остались на бумаге.

Произошло это много раньше поездки Пелоси, когда Пекин в 1997 году посетил Ньют Генгрич, конгрессмен-республиканец, тоже спикер Палаты представителей, находившийся тогда в оппозиции. В августе 2020 года, в разгар пандемии состоялся визит министра здравоохранения США Алекса Эйзара. В сентябре последовали поминки президента Тайваня Ли Дэнхуэя, на которые приехал замгоссекретаря США Кит Крак. В ноябре 2021 года остров посетила первая официальная делегация ЕС, а за ней последовала делегация американских сенаторов и конгрессменов.

В марте 2022 года Тайвань посетили отставной начальник военно-морских операций Майкл Маллен, бывший советник по вопросам безопасности Меган О`Салливан и бывший замминистра обороны Мишель Флурной. В апреле 2022 года состоялся визит шестерых американских конгрессменов. В мае 2022 года Тайвань посетила сенатор-демократ Тэмми Дакуорт. В июле 2022 года приезжал бывший министр обороны США Марк Эспер.

Не забудьте о приеме на острове бывшего госсекретаря-демократа Майка Помпео, удостоенного ордена Бриллиантовой звезды за вклад в укрепление двусторонних связей. Но орден орденом, а статус имеет значение. Нэнси Пелоси – третий по старшинству политик в государственной пирамиде США.

То, что Тайвань давно стал предметом межпартийной конкуренции, хорошо известно. Визит действующего спикера палаты представителей Конгресса США переводит вопрос "одного Китая" в сферу политики не только в Вашингтоне. Речь идет о политике Запада в целом и укладывается в концепцию Индо-Тихоокеанского регионального сообщества.

Обещать не значит соблюдать

В переговорах с главой тайваньской администрации Цай Инвэнь, которая наградила Пелоси орденом Благожелательных облаков, третий по рангу представитель США пояснила, что ее визит говорит о "приверженности Тайваню", что "солидарность Америки с Тайванем, как никогда, имеет решающее значение".

Ситуация "т. н. "независимости" [Тайваня] с опорой на США" напоминает политику администрации Барака Обамы по отношению к Киеву и Москве. Украина задолго до 2014 года обрела независимость и могла ее сохранить, если бы не прозападный госпереворот 2014 года. Насильственная смена власти поддержали США, несмотря на гарантии Европы.

Антироссийская направленность событий была резко усилена двухпартийной (как и в случае с Тайванем) поддержкой США. Виктория Нуланд от лица демократической администрации и Джон Маккейн, выступавший от республиканцев "утопили" идею экономической ассоциации Украины с ЕС. На первый план вышли отношения с НАТО.

Курирующий вице-президент Байден занимался в Киеве тем, что закреплял этот "успех" на российском направлении. Движение "за демократию и реформы" быстро переросло в квази-блоковые связи Украины с НАТО. Минские договоренности использовались в качестве ширмы и под их прикрытием шли масштабные работы по "бетонированию" новой границы с Россией, проложенной НАТО по территории Донбасса.

Примерно тоже самое происходит с формально китайским Тайванем. Власти острова и Вашингтон, как отмечено в заявлении МИД КНР "отказываются признать Консенсус 1992 года... взяли курс на "декитаизацию" и пытаются реализовать сепаратистский замысел посредством "тактики салями"". Так же, как Украина использовалась Вашингтоном для сдерживания России, США используют Тайвань как инструмент сдерживания Китая.

Де-факто Вашингтон не только игнорируют принцип "одного Китая". США усиливают военный потенциал острова, готовят кадры, поставляют вооружения. Хотя знают, что противостоять НОАК островной режим в одиночку не сможет. Все почти, как с формированием конфликтного потенциала на Украине. Требуется только уточнить – будет ли Тайбэй оставлен один на один с Пекином, или Тайваню придут на помощь и США, и их союзники, включая Японию, Южную Корею и новый союз AUKUS c его атомными подводными лодками и ударным ядерным потенциалом?

Некоторые предлагают, чтобы разграничительная линия с Китаем была "забетонирована" по акватории Тайваньского пролива "по методу дикобраза", чтобы остров ощетинился ракетами настолько, что у Китая пропала бы всякая охота его трогать. Пекин понимает, что "говорить одно, а делать другое, это одна из главных черт политики США. Не случайно Пелоси заявила, что решимость "сохранить демократию на Тайване и во всем мире непоколебима", добавив, что США готовы к "сотрудничеству в области безопасности, экономики, технологий и госуправления".

Она, правда, подстраховалась, добавив, что США следуют принципу "одного Китая" и поддерживают статус-кво. Но политикам не уйти от вопросов: "Можно ли считать, что "независимость демократического Тайваня" (языком запада) - это конечная цель?". Может быть Тайвань станет главным инструментом стратегии по ослаблению Китая?

Играющие с огнем сожгут самих себя

Международная реакция на поездку Нэнси Пелоси на Тайвань была смешанной, но практически все комментарии сопровождались вопросами и критическими отзывами.

Реакция издания Nikkei Asia была такой: "Визит Пелоси, вопреки совету военных, привел к возникновению риска американо-китайского кризиса, когда подготовка на Тайване и в Японии к конфликту еще не завершена. … визиту не хватало ясной стратегической составляющей… и Байден, и президент Китая Си Цзиньпин потеряли лицо после телефонного разговора на прошлой неделе в надежде избежать недоразумений".

"Ущерб от неразумного визита Пелоси на Тайвань должен быть купирован" — так назвали редакционную колонку газеты The Washington Post. В ней отмечено, что внешняя политика должна сочетать "высокие принципы и умное, своевременное исполнение". Международный обозреватель газеты The New York Times Томас Фридман тоже поставил под вопрос не просто сам визит Пелоси, а его своевременность. Он считает, что США грозит опосредованный конфликт с Россией и Китаем одновременно.

Фридман написал, ссылаясь на "высокопоставленного американского чиновника", что Байден лично пригрозил Си Цзиньпину по поводу помощи России в конфликте на Украине. Президент США сказал, что "Пекин рискует лишиться доступа к двум важнейшим экспортным рынкам — американскому и европейскому".

Угроза более, чем серьезная. Особенно, если учесть, что китайские торговля и инвестиции в очень значительной степени "замкнуты" на страны "Семёрки" и общее экономическое пространство "золотого миллиарда". К примеру, товарооборот Китая с ЕС в 2021 году составил 828 млрд долларов и вырос за год на 27,5%. Товарооборот КНР и США в 2021 г вырос на 28,7%, составив 755,6 млрд долларов. Но и экономическая зависимость Запада от Китая тоже высока! Экспорт КНР в США за 2021 год вырос на 27,5% и составил 576 млрд долларов. В 2021 году дефицит Европы в торговле с Китаем вырос вдвое и достиг 282 млрд долларов.

Накануне и в день встречи Пелоси с представителями администрации острова и главой крупнейшей корпорации TSMC, производящей чипы, тайваньский фондовый рынок закрывался снижением. TSMC является самым продвинутым производителем микросхем, поставляет их компаниям Apple, Qualcomm, Cisco. При этом, 90% чипов, используемых в Америке, произведены на Тайване.

Но TSMC интегрирована в отношения с партнерами на материке, получает из КНР редкоземельные металлы, обменивается компонентами. TSMC также строит завод стоимостью 12 млрд долларов по производству чипов по 5-нм техпроцессу в Аризоне. Вашингтон требует от компании не производить в Китае чипы по техпроцессам более совершенным, чем 28-нм, не делиться технологией.

Гадать не приходятся, американцы делают выводы, предполагающие силовые решения. По мнению The Wall Street Journal, визит Пелоси должен повернуть Тайвань и США к тому, чтобы срочно укрепить оборону острова.

Но нельзя исключать и встречного, повышенного внимания Пекина к возможностям собственной обороны, а также других, нестандартных действий по воссоединению страны. Китай не оставит пространства для "независимости Тайваня" и внешнего вмешательства. Об этом говорится в опубликованном в четверг заявлении официального представителя Министерства обороны КНР Тань Кэфэя.

"Мы открыто заявляем американской стороне и Демократической прогрессивной партии (правящая партия Тайваня), что "сдерживание Китая при помощи Тайваня" - это старания впустую, а "опора на иностранную поддержку" - это тупиковый путь", - указал Тань Кэфэй.

Пекин поставлен перед выбором

В заявлении МИД КНР отмечено, что "в связи с поездкой Н. Пелоси на китайский Тайвань Пекин предпримет все необходимые меры для защиты государственного суверенитета и территориальной целостности". Мы можем только догадываться, что скрывает формулировка "все необходимые меры".

Среди первоочередных мер "ответа" Пекина на визит стали ограничения в области экономики. Дополнительно к военным учениям, начавшимся 4 августа, Пекин ввел санкции против двух тайваньских фондов, приостановил экспорт природного песка на остров и импорт тайваньских цитрусовых и некоторых видов рыбной продукции. Если коротко, то Китай способен заблокировать остров, "придушить" территорию экономически. Не без потерь для себя, но может это сделать.

В своей речи, подготовленной для Боаоского азиатского форума–2022, Си Цзиньпин выступил с Инициативой о глобальной безопасности, заявив, что необходимо придерживаться концепции общей, комплексной, совместной и устойчивой безопасности, уважать суверенитет и территориальную целостность, не вмешиваться во внутренние дела, урегулировать кризисы без применения двойных стандартов, односторонних санкций и "длиннорукого закона".

Это был кивок в сторону США, которые предложили Китаю "жить по правилам", которые сами же и написали. В том числе и для отношений в районе Тайваньского пролива, которые касаются только китайцев!

Читать на "The Moscow Post"