Пока Сергей Солонин проводит экспансию на рынке цифровой рекламы, его экс-партнер по Qiwi Андрей Романенко "наваривается" на сделках со "Сбербанком"?...

Поставщик платежных и финансовых услуг в России и СНГ компания Qiwi ("Киви") договорилась о покупке одной из крупнейших компаний цифрового маркетинга полного цикла - RealWeb. Сумма сделки не раскрывается, но известны параметры: сначала "Киви" купит 78%, а оставшиеся 22% в течение полугода.

Для бенефициаров RealWeb сделка с "Киви" стала искусством возможного: ранее в компании заявляли о планах продать какому-нибудь крупному иностранному игроку, но этому помешало начало СВО и новые пакеты западных санкций. Логично предположить, что продажа состоится по куда более низкой стоимости, чем могла быть до 24 февраля.

Вместе с тем, очень рад сделке должен быть ключевой бенефициар "Киви" (а также "Киви-банка" и массы смежных структур) Сергей Солонин, ведь он получит крупнейшего игрока на рынке диджитал-рекламы и сможет еще больше диверсифицировать бизнес.

Как и кто еще может быть рад и не рад слиянию овеянного скандалами Киви с крупным маркетинговым агентством - в материале корреспондента The Moscow Post.

До сделки 25% RealWeb владел офшорный инвестфонд iTech Capital (через кипрский офшор "ЭНЕРОНА ХОЛДИНГ ЛИМИТЕД") - на его вложениях в 2013 году группа и начала стремительный рост. Кроме того, у группы было еще пять совладельцев - Василий Лазука, Максим Виноградов, Иван Хмелевской, а также Эмин и Олеся Аветисяны.

Судя по информации из открытых источников, к знаменитому олигарху Владимиру Аветисяну двое последних отношения не имеют. При этом и Олеся, и Эмин Аветисяны остаются в компании: вместе с "Киви" они собираются формировать планы по развитию агентства.

При этом у основного юрлица рекламной компании ООО "ИА Риалвеб" список учредителей пока не менялся. А управляет ей другая организация - ООО УК "Риалвеб". Её собственники –пока еще совладельцы самой ИА - Василий Лазука и Максим Виноградов. Гендиректор – Олеся Аветисян. Логично предположить, что УК будет отстранена от управления ИА, а гендиректором последней как раз может стать кто-то из Аветисянов.

Продвигая "Сбер"

У RealWeb неплохая репутация на рынке. Например, они стали едва ли не первыми, кто стал закупать рекламу в мессенджере "Телеграм", когда появилась такая возможность. Правда, в качестве "перекупа", структура брала годовой абонемент на рекламную компанию, минимальная сумма которого - 2 млн евро, а затем перепродавала рекламу уже в качестве посредника.

При этом маркетинговое агентство не чурается госконтрактами. Она набрала их на сумму свыше 38,6 млн рублей. Но главный контрагент с контрактом на 25 млн рублей - ООО НКО "Юмани".

"Юмани" - подобный "Киви" сервис электронных платежей, который входит в экосистему "Сбербанка". К слову, в итоге именно "Сбербанк" через маркетинговое агентство RealWeb стал одной из первых российских госструктур, которые дали рекламу в Телеграме. Возможно, речь идет как раз о рекламе сберовского сервиса "Юмани".

"Киви Групп" "кивает" на Сбербанк

Фото: Rusprofile.ru

И, кажется, именно здесь "зарыта собака". Сделке "Киви" и "Риалвеба" мог содействовать "Сбербанк" под управлением Германа Грефа. Откуда родилось такое предположение?

"Кошелек" Солонина&Романенко

Группа QIWI была образована Сергеем Солониным, Борисом Кимом и Андреем Романенко в 2007 году после слияния двух платежных систем - e-port и "ОСМП". В этом же году на терминалах QIWI был запущен сервис "Личный кабинет", который впоследствии был переименован в "QIWI Кошелёк".

Последний стал чуть ли не главной частью бизнес-империи Романенко и якобы излюбленным инструментом нечистых на руку дельцов всех мастей, которые таким образом пытались вывести свои финансы из-под чуткого взора контрольно-надзорных органов.

Сегодня инсайдеры рынка главным идеологом и бенефициаром структуры называют именно Андрея Романенко. Но формально он уже давно отошел от дел. Сейчас его партнер Сергей Солонин владеет 17% акций "Киви", а также обладает 60,4% от общего числа голосов в структуре.

"Киви" неоднократно пытались приписать славу целой "обнальной империи", якобы выстроенной Андреем Романенко. В августе 2015 года в офисах группы прошли масштабные обыски ФСБ. И это были уже не первые обыски - с аналогичными оперативными действиями силовики приходили в компанию в феврале того же года. Однако тогда никаких обвинений никому предъявлять не стали.

По странному стечению обстоятельств через некоторое время после обысков господин Романенко расстался со своей долей в компании. Вместе с тем, один из бывших партнеров "Киви" Ильдар Ахметшин рассказывал нашему изданию, что, по его мнению, Романенко все еще может играть ведущую роль в структуре. При этом сам занимается совсем другими проектами.

В частности, он стал сооснователем компании "Эвотор" - производителя "умных" онлайн-касс и программного обеспечения. По собственным данным компании, доля "Эвотора" на рынке онлайн-касс в сегменте малого и микробизнеса составляет 25%. А соль в том, что это было детище не одного Романенко, а совместное предприятие со "Сбербанком" под руководством Германа Грефа.

Однако после начала СВО и введения множества санкций "Сбербанк" избавился от своей доли в "Эвотор". Об этом писал РБК. При этом покупателем стала компания, зарегистрированная всего за месяц до сделки, и не связанная никакими санкциями. Как утверждают злые языки, конечными бенефициарами могут быть как раз Романенко и кто-то из команды Грефа.

Между тем, как утверждает бывший партнер и соратник Андрея Романенко Ильдар Ахметшин, свое состояние и деньги на новый проект Романенко мог заработать якобы работая на огромной площадке по обналичиванию и продаже денежных средств. Таковой площадкой Ахметшин называет "Киви".

Если верить словам Ахметшина, в свое время Андрей Романенко якобы выдавил с рынка всех крупнейших "обнальщиков" страны за счет работы на печально известного бывшего начальника главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД Дениса Сугробова.

Последнего в 2017 году приговорили к 22 годам лишения свободы за создание преступного сообщества, об этом писал "Коммерсант". Якобы после этого "Киви" стало куда сложней работать из-за изменения законодательства и действий Центробанка.

Однако группа все еще на плаву. Можно предположить, что Андрей Романенко, формально устранившись от "Киви", мог найти нового влиятельного и могущественного союзника в лице Германа Грефа.

Кивай на банк

А ведь у "Киви" есть свой банк - "КИВИ Банк". И банк этот весьма сомнительный, учитывая характер работы Qiwi. Как указано на сайте самой Qiwi, банк, как и сама "Киви Групп" завязаны на целую сетку офшоров, а Сергей Солонин имеет там контроль и значительное влияние.

"Киви Групп" "кивает" на Сбербанк

Фото: Qiwi.com

При этом если обратиться к финансовым показателям банка, можно найти много интересного и задаться вопросом - а почему банк ещё вообще "дышит"?

Если не брать текущий год, по информации с февраля 2020 по февраль 2022 года, т.е. за два года, банк потерял 82% чистой прибыли и почти 8% всех активов (более 4 млрд рублей). При этом, вклады физических лиц за это время уменьшились на 95% - то есть "физики" просто сбежали. Это может говорить о серьезных проблемах в банке даже при формальном росте капитала.

"Киви Групп" "кивает" на Сбербанк

Фото: Banki.ru

Отдельный интерес представляют кредитные коэффициенты финансового учреждения. Все три основных показателя - H1, H2, H3 по итогам этих двух лет находятся в красной зоне. Это значит, что у "Киви банка" большие проблемы. И поддержка - пусть даже "моральная", со стороны такого сильного игрока, как "Сбербанк" и Герман Греф, была бы очень кстати. Видимо, это и происходит?

"Киви Групп" "кивает" на Сбербанк

Фото: Banki.ru

Главный вопрос - а куда пропала чистая прибыль структуры за два года? Ведь это 82%, это огромные деньги. Уж не оказались ли они в каком-нибудь офшоре того же Романенко или Солонина?

В любом случае, теперь отыгрывать "негатив" станет куда проще. С приобретением RealWeb и его цифровой империи любые неудачи и вопрос контрольно-надзорных органов можно будет "прикрыть". А в случае недостатка денег - всегда попросить кредит у Сбербанка.

Читать на "The Moscow Post"