На традиционном брифинге представитель МИД РФ Мария Захарова рассказала корреспонденту The Moscow Post, по кому в реальности бьют антироссийские санкции и будет ли для Ро...

"Джек Салливан, советник Байдена по вопросам национальной безопасности, грозит Китаю последствиями за любые действия, которые могут снизить любое санкционное давление на Россию. Как это можно прокомментировать? — поинтересовался корреспондент The Moscow Post.

Мария Захарова отметила, что не родился еще тот Салливан, который может угрожать великим странам — России и Китаю. Его заявления являются "классическим хамством" американской политической элиты. Менторский тон сменился угрозами со стороны высокопоставленных американских чиновников.

"Хамство никого не удивляет, но уже возмущает. Самое главное - они просто делают невозможным продолжение диалога в прежнем формате. Мы рассматриваем высказывание Джейка Салливана как очередное проявление империализма, гегемонских амбиций Вашингтона, попытку вмешательства в дела суверенных стран и произвольного применения рестрикций, которые противоречат основам системы международных отношений", — отметила дипломат.

Санкции неизбежно бьют и по тем странам, которые их вводят. Теперь это видно на примере огромного количества государств, которые сначала ввели ограничения против России, а теперь столкнулись с их последствиями для собственных граждан. Нынешние шаги США в конечном итоге не приведут к укреплению американоцентричной модели глобализации, а просто подтолкнут процесс ее распада.

"Мы хотели бы подчеркнуть, что российско-китайские отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия по своей природе самоценны. Имеют сильную внутреннюю мотивацию, не подвержены сиюминутной международной конъюнктуре. Отношения с третьими странами, с США в частности, не оказывают на них критического воздействия", — напомнила Мария Захарова и добавила, что в новых мировых реалиях стратегический выбор в пользу дальнейшего укрепления безальтернативен для обеих стран.

Второй вопрос корреспондента The Moscow Post касался списка недружественных стран, который был недавно расширен Россией.

"Что это значит с точки зрения работы представительств этих государств в России и российских представительств в этих странах?" — спросил корреспондент The Moscow Post.

Мария Захарова ответила кратко: "Ничего хорошего для них". И пообещала предоставить более детальную информацию отдельным письмом чуть позже.

Третий вопрос корреспондента The Moscow Post касался высказываний главы европейской дипломатии Жозепа Борреля. Он пустился в размышления о невыполненных обещаниях Киеву по поводу членства в ЕС и вступления в НАТО.

"Что ждет отношения России и Евросоюза и в чем от них польза?"— спросил корреспондент The Moscow Post.

Дипломат отметила, что в данном случае речь идет исключительно о ложном посыле, который содержит в себе заранее невыполнимые обещания.

"Есть такая фраза: "Когда мы вам обещали, уже тогда знали, что этого не сделаем". Вот из какой это оперы. Знали, что не сделают и обманывали. Мы неоднократно говорили, что никакого истинного интеграционного процесса, с Украиной, ее экономикой и гуманитарным пространством не планируется. Украине была отведена роль инструмента, в этом главный цинизм. За высокими и прекрасными разговорами об интеграции скрывалось лишь одно — намерение использовать эту страну как плацдарм, как инструмент, как и способ оказания давления. Украину западные кураторы превращали в" анти-Россию". Это удивительный для современного мира, но абсолютно четкий тезис, который показывал, что цена подобного шага не волновала на Западе никого. Это было вообще не интересно", — подчеркнула представитель МИД РФ.

Она напомнила, что до событий 2014 года взаимодействие России и Евросоюза строилось на общем понимании стоящей перед нами фундаментальной задачи - окончательно преодолеть наследие "холодной войны" и завершить работу по воссоединению Европейского континента через построение общего экономического и гуманитарного пространства от Лиссабона до Владивостока без разделительных линий.

Россия воспринимала эту задачу максимально серьезно. Были настроены на совместное построение четырех общих пространств, вели переговоры о новом базовом соглашении, предлагали ЕС создать комитет по вопросам внешней политики и безопасности, а также другие механизмы объединения усилий в сфере кризисного урегулирования.

Сегодня в ЕС, не смущаясь, делают вид, что те проекты были некими уступками России за "хорошее поведение".

К такой связке, которая бы гарантировала мирное, поступательное сосуществование на десятилетия вперед, почему-то США на данном историческом отрезке выгодными не казались.

"Хотя были и моменты, когда президенты США говорили о необходимости содействию долгосрочной политике на Европейском континенте по собиранию европейских государств в некий единый оркестр, который был бы гарантировано в безопасности от внутренних распрей и усобиц. Соединенные Штаты вроде бы как бы даже немало в этом направлении инвестировали. Наше энергетическое сотрудничество, которое началось 50 лет назад, объединило нас в единые артерии, и сделало единым организмом. Эту артерию США нужно было разрезать. Количество потерянной "крови" их не интересовало. Все пошло под нож. Почему-то на этом историческом этапе им нужно было дестабилизировать ситуацию на Европейском континенте. Но зачем? "— задалась вопросом российский дипломат и отметила, что на него есть много ответов.

Возможно, это кризис на американском континенте, кризис систем, невозможность дальнейшего развития западноцентричной, либеральной мысли, которая заявила о себе громко в 80-е, 90-е и двухтысячные, но дальше "не взлетела" и приобрела развитие в тупиковости.

Что заставило главу Европейской дипломатии высказывать на тему обоснованности предоставленных Украине в Бухарестском Совете НАТО от 2008 года обещаний членства в Альянсе, не понятно. До недавнего времени ЕС заверял Россию, что никакого отношения к НАТО не имеет. Уверения в том, что ЕС и НАТО это разноплановые структуры - это все было фикцией и мифом.

"В ходе упомянутого вами интервью Боррель сделал еще одно признание. Что Евросоюз недостаточно сделал для сближения с Россией. С одной стороны сложно поспорить, а с другой - Боррель смягчает положение дел и уходит от ответа. Скорее ЕС много сделал для отдаления от России и разрыва отношений, чтобы усложнить нормальный диалог", — заявила дипломат.

Философия построения стратегического партнерства России и ЕС в качестве двух взаимозависимых мировых интеграционных полюсов, в Брюсселе приобрели логику извлечения из наших отношений односторонних преимуществ, а потом подключились к политике сдерживания нашей страны.

"Мы продолжим укреплять многовекторное и разноплановое сотрудничество с теми государствами, которые не политизируют двусторонние отношения. Невозможно ставить предусловия исключительно в подчинении своим интересам другого государства. Нельзя делать отношения заложниками собственных лицемерных подходов, предполагающих деление сторон на учителей и учеников, но именно такой подход мы видим со стороны Брюсселя", — резюмировала Мария Захарова.

Читать на "The Moscow Post"