Почему с "маниакальной" настойчивостью подчиненные иркутского губернатора лоббируют "сомнительную" компанию....

Просматривая хронику губернатора Приангарья Игоря Кобзева диву даешься. Здесь кого-то награждает, тут что-то кому-то вручает. Удивляешься, когда глава региона занят своей основной работой. Успеет ли уследить за всем во время пожароопасного сезона. Впрочем зачем, если вопреки всякому здравому смыслу у него есть под рукой "надежная" авиакомпания, к руководству которой, то у следователей возникают вопросы, то ее лишают лицензии эксплуатанта.

А тем временем в местном Минлесхозе "пересменка" - в январе 2023 года губернатор Кобзев назначил на пост главы министерства лесного хозяйства Эдуарда Филиппова, после того, как его бывший шеф Владимир Читоркин ушел на повышение - на должность замглавы правительства области.

Именно ведомство Читоркина, а теперь Филиппова, выступает учредителем областного государственного автономного учреждения "Иркутская база авиационной охраны лесов". Последнее в марте 2023 года выбрало в качестве исполнителя важного госконтракта компанию "Мобил Авиа", которая мало того, что в 2020 лишалась за нарушения и недостатки сертификата эксплуатанта, неоднократно получала предостережения от надзорных органов, так и среднесписочная численность ООО - два человека.

Как выбрали сомнительного подрядчика разбирался The Moscow Post в Иркутской области.

Скандальный госконтракт

Интересы подмосковных авиаторов с подмоченной репутацией в скандальном тендере страховал представитель авиабизнеса с Кубани. Может это и сыграло свою основную роль?

Как следует из материалов тендера на 88,7 млн рублей, он проходил по интересной схеме. В качестве заявителей выступали некие "коллективные участники" с лидером группы. В случае с ООО "Мобил Авиа" из Подмосковья в команде был некий ИП Алексей Сергеевич Таращук из Краснодара. Возможно, именно эта "команда поддержки" помогла печально известному ООО пройти в финал. Решающим фактором, похоже, оказалась наиболее низкая цена, которую запросило за свои услуги ООО "Мобил Авиа". Тот случай, когда "не гонялся бы ты за дешевизной", Игорь Иванович.

Участники тендера. Фото: https://zakupki.gov.ru

Компания "Мобил Авиа" была учреждена в 2015 году и изначально была прописана не в Московской области, а в Челябинской. По данным "Руспрофайл", среднесписочная численность сотрудников на 2021 года составляла два человек (как вы контракт-то собрались выполнять??). Выручка 2018 года у компании была более чем скромной - 1,8 млн рублей, а вот уже с 2019 года начала расти. Именно с этого периода с фирмой начали заключать госконтракты.

По итогам 2021 года выручка уже была почти 33,8 млн рублей, но всё же, по данным "Руспрофайл", у организации недостаточно надежных и устойчивых источников финансирования, возможен рост зависимости от кредиторов в будущем и ситуация значительно не улучшилась по сравнению с 2020 годом. В целом с компанией, если не считать иркутского договора, с 2019 года было заключено 6 государственных контрактов на общую сумму более 142,7 млн рублей. Для фирмы, что ещё недавно за год получала около 2 млн рублей, это весьма и весьма приличный показатель.

Кобзев отдыхает: Леса под замком, их тушить никого кроме своих не допустят

Госконтракты компании-подрядчика. Фото: https://www.rusprofile.ru

Владельцем и директором ООО "Мобил Авиа" с 2017 года является Юрий Кирсанов.

Кирсанов же как ИП до сих пор числится работающим в Челябинской области и он же был руководителем ныне ликвидированного ООО "С Брок", которое также занималось авиаперевозками и имело восемь госконтрактов на общую сумму почти 30 млн рублей. При этом пять из них в Иркутской области - два с госучреждением "Лесхоз Иркутской области" и три с правопредшественником уже упомянутого ранее ОГБУ "Иркутскавиалесоохрана".

Все заключены в 2017-2018 году. Но вот что интересно, руководителем в период подписания госконтрактов "Лесхоза Иркутской области" (учреждение создали, влив в его ряды 27 лесхозов и ОГБУ "Иркутскавиалесоохрана") с "С Брок" был Сергей Валюхов, который до этого был заместителем министра лесного комплекса. В мае 2019 года Валюхова сменил на посту Роман Герасимов, который с 17.10.2019 по 19.05.2020 год был заместителем министра лесного комплекса.

От ОГБУ "Иркутскавиалесоохрана", с которой у "С Брок" были три контракта, подпись ставил Анатолий Сучков. Сучков также является руководителем правопреемника этого госучреждения, которое в арте 2023 года выбрало на многомиллионный контракт ООО "Мобил Авиа". И что примечательно: в случае с "С Брок" подпись как минимум на одном контракте от госзаказчика стоит Сучкова, а от "С Брок" подписывался директор Юрий Кирсанов - нынешний владелец "Мобил Авиа". Что подтверждает давнее знакомство этих фигурантов - еще до тендера 2023 года.

Контракт 2018 года. Фото: https://zakupki.gov.ru

Таким образом, как мы видим, Иркутская область для коммерсанта Кирсанова на момент тендера 2023 года уже была не чужой и связи кое-какие в верхах имелись.

Круговая порука

Зачем же потребовалось "Мобил Авиа", если госконтракты вполне успешно получало "С Брок"? Но тут всё не так было и радужно, да и в целом история компании "С Брок" завершилась печально. 24 марта 2021 года она была ликвидирована, но контракты перестала получать уже в 2018 году. А это собственно и не удивительно. По информации издания "Авиапорт", в октябре 2018 года в отношении некой ООО "С Брок" Западно-Сибирским следственным управлением на транспорте СК России было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.238 УК РФ ("Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей").

Авиакомпания выполняла лесоавиационные работы, используя ненадлежащее топливо, а функции командира воздушного судна выполняло лицо, не имеющее действующего свидетельства пилота. В итоге в июне 2018 года при заходе на посадочную площадку у самолёта произошла остановка работы двигателя. Подобный инцидент, по имеющимся данным, был укрыт руководством ООО "С-Брок".

Решением Уральского МТУ Росавиации от 27.09.2018 № 275-П сертификат эксплуатанта ООО "С БроК" АР-15-15-010 был аннулирован.

Но то у "С БроК" сертификат был аннулирован. Г-н Кирсанов то никуда не делся. И вот в 2019 году бывший директор "С Брок" Кирсанов возникает уже как директор и владелец "Мобил Авиа", которая начинает получать госконтракты и опять же в Иркутской области. Неужели лобби оказалось сильнее репутации?

Лобби может и сильнее, а вот привычки никуда не делись.

29 июня 2020 года "Мобил Авиа" приказом Центрального МТУ Росавиации № 506 остаётся без сертификата эксплуатанта, без которого госуслуги выполнять нельзя. Причиной аннулирования сертификата стали нарушения и недостатки (замечания), которые "свидетельствуют о неудовлетворительном контроле со стороны руководящего состава за организацией летной работы и безопасностью полётов в авиакомпании ООО "Мобил Авиа". При этом с проверкой в ООО пришли по заявлению гражданина А. А. Маркалова, чьи данные совпадают с данным техдиректора одного из аэроклубов Подмосковья. В рамках проверки письмом Следственного управления по Республике Хакассия СК России от 20.04.2020 года № 221-14-2020 Центральное МТУ Росавиации было проинформировано "об установленных сведениях нарушения требований воздушного законодательства Российской Федерации со стороны Ю.Г. Кирсанова".

"На основании приказов Центрального МТУ Росавиации от 24.04.2020 № 316 и от 30.04.2020 № 343 в связи со снижением уровня безопасности полётов эксплуатанта ООО

"Мобил Авиа", выполняющего авиационные работы, в период с 06.04.2020 по 07.04.2020 проведена внеплановая проверка деятельности заявителя, выполняющего авиационные работы, на соответствие требованиям установленных ФАП-249", - отмечалось в материалах дела.

Оспорить приказ об аннулировании сертификата в 2021 году компания не смогла.

Свеженький же сертификат с пропиской в красноярском Шарыпово компания оформила 28 декабря 2022 года. А 29 декабря 2022 года с нею заключает контракт областное государственное автономное учреждение "Иркутская база авиационной охраны лесов", которым руководит уже знакомый с Кирсановым г-н Сучков.

Свеженький сертификат вероятно потребовался вот в связи с чем. В июле 2022 года компания получила предостережение надзорного органа, так как выяснилось, что "в спецификациях к сертификату эксплуатанта от 03.11.2020 № АР-07-20-032 ООО "Мобил Авиа" отсутствует разрешенный вид авиационных работ "транспортно-связные работы", предусматривающие проведении воздушных тренировок персонала заказчика авиационной работы". При этом по контракту с уже известной "Иркутской базой авиационной охраны лесов" № 1 ЭА/22 эти услуги компания предоставляла.

С сертификатами разобрались. Теперь вернёмся к самому тендеру с коллективным участием.

Алексей Сергеевич Таращук, который входил в команду "Мобил Авиа" в этом тендере, также является поставщиком услуг в той же сфере, что и Кирсанов. В марте 2022 года он получил сертификат эксплуатанта, использует четыре Ан-2, "порт приписки" - Ивановская посадочная площадка. Как-то далековато от Иркутской области, не находите? Кто же вас, Алексей Сергеевич, попросил "поболеть" за кирсановский актив? А вот тут и всплывают любопытные факты.

Таращуку принадлежали ныне ликвидированные краснодарские ООО "Азов Авиа" и некоммерческое партнёрство "Азов Юг "Авиа". Последним он владел, вероятнее всего, с отцом - Сергеем Вячеславовичем Таращук. Последний также владел ООО "Авиационное предприятие "Фарман", которое было ликвидировано в 2016 году. Но именно "Фарману" принадлежали "крылатые машины", позднее отошедшие Алексею Таращуку.

Стоит отметить и то, что данные Сергея Вячеславовича Таращука совпадают с данными руководителя краснодарского филиала государственного унитарного предприятия Адыгеи "Кубаньспецавиа". Это говорит о высоких связях г-на Таращука, которые, к сожалению, за давностью лет установить не удалось. Но ведь абы кого в главы филиала госкомпании не поставят.

О том, что тот Таращук и наш, не просто тёзки говорит такой факт: некоторые самолёты, которые принадлежали "Кубаньспецавиа", позднее стали числиться за Таращук С.В, потом за компанией "Азов Авиа". Например, такая судьба была у борта RA-02411.

Сам же Алексей Таращук, судя по данным с его личной страницы в соцсетях, закончил профильные учебные заведения - Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и лётное училище гражданской авиации Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. Его однокурсники на сегодня работают в разных регионах России (Иркутск не исключение), работают в том числе и в государственных авиакомпаниях.

Интересное совпадение: губернатору Иркутской области Игорю Кобзеву сфера авиации то же не чужая.

Так, будущий сибирский губернатор окончил Воронежское авиационное инженерное училище, в 80-х годах служил помощником начальника штаба 936-го отдельного батальона аэродромно-технического обеспечения Сызранского военного авиационного училища, а затем был помощником начальника отдела кадров училища. Могла ли в случае с иркутским госконтрактом 2023 года сработать теория "пяти рукопожатия"?

И, к слову, владелец "С Брок" Андрей Киприянов, на которого работал Кирсанов (владелец "Мобил Авиа"), сейчас, судя по всему живёт в Краснодаре. Именно там у него зарегистрировано ООО "Зевс".

Возможно, он и познакомил Кирсанова с Таращуком, для того, чтобы тот принял участие в коллективной заявке на иркутский тендер. Хотя работает абсолютно в другом регионе.

"Мобильная" площадка катастроф

Почему мы так негативно отнеслись к выбору подрядчика для Иркутской области? Всё очень просто. Проанализировав "Мобил Авиа" как контрагента редакция ужаснулась. Судите сами.

Помимо того, что в 2020 году компанию за нарушения уже лишали сертификата эксплуатанта, она не раз фигурировали во ФГИС "Единый реестр проверок".

Так например, 16 марта 2023 года компания получила предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, а в августе 2022 года в отношении неё прошла внеплановая проверка, причиной которой стала "непосредственная угроза причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, факты причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан".

Или вот: в августе 2022 года компания получила предостережение из-за того, что воздушное судно "осуществляло полёты на выполнение лесоавиационных работ в отсутствие плана-задания", а также "указанное воздушное судно Ан-2 RA-02286 выполняло полёты в том числе 25.07.2022 и 26.07.2022 с посадочной площадки Октябрьский в отсутствие у экипажа разрешения на выполнение посадки (взлета) на расположенные в границах населённых пунктов площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации".

А вот уже в июле 2022 года предостережение "Мобил Авиа" было выдано после ЧП: "10.05.2022 в 10:35 (UTC), после выполнения посадки на п.п. Каргасок, в процессе пробега, в результате воздействия порыва бокового ветра на ВС, произошло самопроизвольное изменение направления пробега ВС с последующим выкатыванием за пределы ВПП и столкновением ВС с ограждением посадочной площадки. Событие квалифицировано как серьёзный инцидент. Эксплуатант ООО "Мобил Авиа".

Также как следует из материалов одного судебного спора, для выполнения авиационных работ ООО "Мобил Авиа" эксплуатирует три воздушных судна Ан-2, среди которых и "машина" с бортовым номером RA-70096. На портале относительно этого самолёта отмечается, что она с 2014 года принадлежит Ковтун А. И. Именно так звали бывшего владельца "С Брок". Кроме того, в том же источнике относительно этого самолёта указано, что "5 марта 2019 г., при заходе на выброску груза в ущелья (район села Кунгуртук, Республика Тыва), на высоте 150 метров частично отказал двигатель. При подлёте к посадочной площадке Сарыг-Сеп, на высоте три тысячи метров мотор полностью заглох. Экипажу удалось запустить двигатель и выполнить посадку". А это уже ЧП! Где гарантия, что оно не повторится при выполнении контракта в Приангарье?

Почему же Кобзев в качестве исполнителя важного с точки зрения последствий госконтракта на авиапатрулирование лесов компанию, у которой сложилась подобная репутация? Полагаем за объяснением ходить далеко не надо.

Уже 10 апреля в Иркутской области ожидается открытие пожароопасного сезона. Губернатору Кобзеву теперь остаётся только уповать на то, что сезон пройдёт спокойно и повторения ситуации как в своё время с "С Брок" в Приангарье не будет. А следственным органам всё же не лишним будет обратить внимание на этот любопытный тендер и его участников.

Читать на "The Moscow Post"