Челябинская область при губернаторе Текслере стала настоящей "дойной коровой" для бизнеса предпринимателя Льва Гниденко. Он хорошо себя чувствовал и при предыдущем губерн...

Как передает корреспондент The Moscow Post в Челябинской области, участники сговора между властями Челябинской области, ООО "Полигон ТБО" и ООО "Центр коммунального сервиса" (ЦКС) отделались легким испугом и минимальными штрафами за мусорный коллапс, случившийся в Челябинске осенью 2018 года. Тогда "Полигон ТБО" и ЦКС, связанные с именем бизнесмена Льва Гниденко, смогли получить за счет бюджетных средств около 32 млн рублей. Курировали счастье бизнеса Гниденко бывший губернатор Челябинской области Борис Дубровский, в отношении которого было возбуждено уголовное дело по обстоятельствам, не связанным с этим делом, бывший глава Челябинска Евгений Тефтелев, осужденный за взятку, и ныне действующий министр экологии Сергей Лихачев.

Хоть ЦКС стал региональным оператором при Дубровском, нынешнего губернатора Челябинской области Алексея Текслера, похоже, эта компания полностью устраивает. Поэтому бизнес Гнидеко готов строить мусороперерабатывающий завод у границ особо охраняемых природных территорий, несмотря на протесты граждан.

И подряды на ремонт и содержания дорог при Текслере, в основном, получают фирмы Гниденко. Текслера, похоже, не смущает, что претензии уголовного толка его предшественник Дубровский получил примерно за тоже самое.

Мусорный "передел"

Напомним, что с 1 января 2019 года в Челябинской области должен был начать действовать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). На тот момент губернатор региона Борис Дубровский и глава Челябинска Евгений Тефтелев, судя по всему, решили не дожидаться нового года а, что называется, взять быка за рога. Осенью 2018 года чиновники решили закрыть действующую свалку и указали перевозчикам, что отходы им нужно везти в Политаево на "Полигон ТБО". Ввиду того, что у перевозчиков резко выросли транспортные расходы, они отказались от перевозки мусора. В результате в регионе чиновники спровоцировали мусорный коллапс.

Борис Дубровский. Фото: ТАСС / Михаил Метцель

Однако Дубровский и Тефтелев, очевидно, намеренно поставившие перевозчиков в невыгодное положение, сразу нашли выход из ситуации. Для вывоза мусора на "Полигон ТБО" был заключен договор с ЦКС. При этом статус регоператора ЦКС получил только 1 января 2019 года, а вывозом ТКО компания начала заниматься уже в сентябре 2018 года не имея для этого ни тарифа, ни достаточных материальных ресурсов, пишет издание "Правда УрФО".

Более того, "Полигону ТБО" были выделены бюджетные субсидии в размере 32 млн рублей, пишет "Коммерсант". Весьма примечательно, что "Полигон ТБО" и ЦКС являются аффилированными компаниями, контроль над которыми имеет Лев Гниденко, который, по суди и стал выгодополучателем всей этой схемы.

Также после объявления режим ЧС районным администрациям разрешили заключать договоры напрямую, после чего были привлечены сторонние организации: "Транссервис", "Чистый город", "Экотранс" и другие. За их услуги в общем объеме пришлось заплатить от 15 до 20 млн рублей. Таким образом, общая цена затеи Дубровского и Тефтелева обошлась в бюджету примерно в 50 млн рублей.

Действия администрации Челябинска в сентябре 2018 года, по мнению УФАС, привели к устранению действовавших на рынке перевозки ТКО участников и приходу ЦКС. Тем не менее, штрафы наложенные УФАС на участников сговора, оказались весьма не существенными, особенно на фоне суммы, которую удалось получить "Полигону ТБО" и в целом масштабов бизнеса Льва Гниденко. Так ЦКС, как пишет "Правда УрФО", заплатил всего 426 тыс. рублей. Дубровский, Тефтелев и Лихачев и вовсе были оштрафованы всего на 40 тыс. рублей. О взыскании 32 млн рублей, выделенных в виде субсидий, речи не идет.

Но Дубровскому и Тефтелеву все-таки пришлось ответить, хоть и не за эти нарушения. В октябре 2019 года МВД возбудило уголовное дело в отношении Бориса Дубровского, сообщило информационное агентство Interfax. По версии следствия, он злоупотребил должностными полномочиями при заключении контрактов с региональными компаниями. Одной из них, АО "Южуралмост", по результатам аукционов досталось 90% контрактов на ремонт дорог, писал "Коммерсант". "Южуралмост" также связывают с именем Льва Гниденко. При этом Дубровский ушел в отставку еще 19 марта 2019 года и почти сразу покинул Россию.

В декабре 2019 года Тефтелев, который после отставка с должности главы Челябинска успел отработать замом губернатора Челябинской области, был задержан за получение взятки в размере 2,5 млн рублей, его приговорили к трем годам колонии строгого режима и штрафу в размере 37,5 млн рублей, писало издание 74.ru.

Консервативный Текслер

В этой связи показательно, что Алексей Текслер, сменивший Дубровского в марте 2019 года, не стал менять систему, сложившуюся при предшественнике. Так ЦКС до сих пор остается региональным оператором, что позволяет компании неплохо зарабатывать и наращивать обороты.

Выручка ООО "ЦКС". Фото: rusprofile.ru

Тоже самое можно сказать и про "Полигон ТБО", показатели которого при губернаторе Текслере улучшились.

Финансовые показатели ООО "Полигон ТБО". Фото: rusprofile.ru

Более того, Лев Гниденко, задумал расширить свое присутствие на рынке вывоза переработки ТКО. Так в Миассе недавно стартовало обсуждение проекта нового комплекса по переработке отходов. Как пишет "Правда УрФО", инвестором по этому проекту планирует стать компания "Ресайклинг", подконтрольная региональному оператору по обращению с ТКО – все тому же "ЦКС". Мощность комплекса должна составить порядка 110 тысяч тонн в год, а отходы, помимо Миасса, будут поступать из Чебаркуля, Кусы и Златоуста.

Лев Гниденко. Фото: peoples.ru

Однако жители Миасса через прокуратуру пытаются оспорить решение местной думы об изменении назначения земельных участков у границ особо охраняемых природных территорий (ООПТ): озера Песчаное и Хамитовских болот. Ранее депутаты присвоили им категорию E2 и отдали под строительство мусороперерабатывающего завода. Прокуратура считает, что фактически депутаты разрешили организовать вблизи природных объектов не только сортировку отходов, но и свалку мусора. А вот почему на этот счет молчит губернатор Текслер? Уж не потому, что Лев Гниденко занял его внимание чем-то другим, более приятным для чиновника?

Кроме того, "Южуралмост", фигурировавший при Дубровском, получил при Текслере пять крупных контрактов. Их общая цена – более 2,3 млрд рублей.

Госконтракты АО "Южуралмост". Фото: rusprofile.ru

Более того, чтобы, судя по всему, чтобы создать видимость, что с "Южуралмостом" и его бенефициарами регион во главе с Текслером дел якобы больше не имеет, договоры начали заключать с компаниями "Ойкумена" и "Урал-Сервис-Групп" (в которой у "Ойкумены" 100%). Генеральный директор "Ойкумены" никто иной, как все тот же Лев Гниденко.

Выручка АО "Ойкумена". Фото: rusprofile.ru

Госконтракты АО "Ойкумена" на территории Челябинской области. Фото: rusprofile.ru

Финансовые показатели ООО "Урал-Сервис-Групп". Фото: rusprofile.ru

Участие ООО "Урал-Сервис-Групп" в системе госзакупок. Фото: rusprofile.ru

При этом система "Руспрофайл" указывает, что всего у "Ойкумены" 19 государственных контрактов в разных регионах страны на общую сумму чуть более 21,2 млрд. рублей. При этом только два госконтракта, полученных от правительства Челябинской области, потянули сразу на 16,8 млрд. рублей. Схожая картина и у "Урал-Сервис-Групп". Сразу видно, где в основном предпочитает кормиться предприниматель Лев Гниденко. И сразу понятно, кто именно обеспечивает ему безбедное существование.

Алексей Текслер. Фото: kremlin.ru

Видимо, Алексей Текслер не понял, за что пали подозрения на его предшественника. Ну, или подумал, что его лихая судьба обойдет стороной. Тем не менее, контракты "Южуралмоста", "Ойкумены" и "Урал-Сервис-Групп" находятся на исполнении. То есть нужно платить за их услуги из бюджетных средств, проверять качество работ, подписывать акты и так далее. Скандал по поводу строительства компанией Гниденко в Миссса мусороперерабатывающего завода и новой свалки также, похоже, только разгорается. И ошибки в этих делах могут стоить Текслеру репутации, если и вовсе не переезда из теплого кресла в куда менее привлекательные места.

Читать на "The Moscow Post"