Российский МИД продолжает проявлять адекватность и соблюдать приличия с теми, кто давно уже вышел за рамки дипломатических протоколов и банальной порядочности....

Накануне в ходе очередного брифинга специального представителя МИД РФ Марии Захаровой последняя затронула несколько важных тем, отвечая на вопросы The Moscow Post. Более подробно о них - в материале Редакции.

Один из вопросов касался Калининградской области и транзита наших товаров через Литву. Напомним, 20 июня Литва, входящая в Европейский союз и НАТО, запретила железнодорожный транзит по своей территории российских грузов, подпавших под санкции ЕС и следующих из регионов России в Калининград.

Список товаров, транзит которых с территории России на территорию ее полуэксклава запрещен, определен последней редакцией регламента Совета Европейского союза (№ 833/2014 "Об ограничительных мерах в связи с действиями России по дестабилизации Украины"). В нем содержится запрет на ввоз, трансфер или транспортировку продуктов из железа, стали и некоторых других металлов, а также икры, алкоголя, удобрений, леса и товары из дерева, стеклотары и цемента.

Полное видео ответов Марии Захаровой нашему изданию. Видео: YouTube-канал The Moscow Post

Многие из этих товаров - жизненно необходимы Калининградской области для того, чтобы развиваться и поддерживать социальную и экономическую стабильность. Шаг Литвы, будучи обусловлен хоть санкциями, хоть чем - это сознательная эскалация ситуации, откровенно враждебный ход.

"Коридор невозможностей"

В этом свете тут же появились опасные разговоры, причем, с обеих сторон, о т.н. "Сувалкском коридоре" - гипотетическом сухопутном коридоре длиной в 100 километров, который мог бы соединить территорию Белоруссии с Калининградской областью России. Сейчас это место называют самым опасным на земле - считается, что именно там наибольшие шансы прямого военного столкновения России и НАТО.

Вместе с тем, позиция МИД РФ выглядит странной. И госпожи Захарова, и другие официальные лица уже неоднократно дали понять, что не оставят этот недружественный шаг Литвы без ответа. Но ответа, как такового, всё нет - видимо, в МИДе надеются, что в ЕС немного очухаются и отыграют ситуацию назад.

Именно эта двойственность: объявление о возможных ответных мерах без применения этих самых мер и взывают вопросы к нашему внешнеполитическому ведомству. А безнаказанность этого демарша вызывает работает на совсем уж нехороший дискурс.

В соседней с Литвой Латвии договорились уже до ручки: бывший министр инстранных дел этой страны Марис Гулбис заявил буквально следующее:

"Это первый шаг Европы и НАТО по отсечению Калининграда, бывшей столицы Восточной Пруссии, от России. Я начал думать, что Европа прекрасно понимает, что делает. Литовцы еще лучше все поняли. Я думаю, русским послан четкий сигнал — если вы будете выпендриваться, мы заберем Кенигсберг", - цитирует его слова "Газета.ру".

Вкупе с недавним признанием России в качестве главной угрозы странам НАТО такое заявление недвусмысленно. И пусть оно сказано безответственным и не имеющим уже власти политиком, реакция России должна быть не только на словах.

Именно постоянные попытки Москвы договориться, найти какой-то компромисс и сгладить ситуацию на фоне жестких и откровенно враждебных заявлений до этого позволяют этим, по выражению замсекретаря Совбеза Дмитрия Медведева, "придуркам", усиливать конфронтационную риторику.

И это при том, что ранее первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров предупредил, что любые попытки стран НАТО забрать Калининград обернутся для альянса "мясорубкой". Его слова цитирует РБК.

Как же тут не вспомнить и другие резонансные высказывания. Например, самых отбитых ненавистников России во всей Европе - польских политиков. Как ранее заявил председатель Комитета по национальной безопасности и делам обороны Польши Ярослав Качиньский (его называют серым кардиналом польской политики), на границе с Россией необходимо постоянное присутствие 75 тыс. солдат НАТО, а Польша могла бы разместить на своей территории ядерное оружие США.

И ведь нельзя сказать, что господин поляк не понимает, к чему это может привести. Понимает, но, видимо, адекватность и банальный инстинкт самосохранения у некоторых европейских политиков атрофировался.

Что Россия могла бы сделать в ответ на действия Литвы? Как минимум, ограничить или отключить её от нашей системы электроснабжения, ввести блокаду морских путей, ответить другими методами.

Это, безусловно, решает руководство страны, и трясти кулаками, не имея полномочий и реальной информации, в том числе, журналистам - неконструктивно. Но какой-то же ответ должен быть - кроме как "ответ будет"? Его отсутствие даёт недоброжелателям России повод продолжать ограничивать и оскорблять нашу страну.

БРИКС и "номер шестой" для "Семёрки"

Другие вопросы, на которые Мария Захарова ответила нашему изданию, так или иначе пересекаются с первым в контексте международных отношений и самоуважения к самим себе. Они связаны с противопоставлением БРИКС и G7, саммиты которых прошли недавно почти в одно и тоже время.

Мария Захарова в свойственной себе манере достаточно жёстко прошлась по странам G7, основной целью которых, судя по их последним заявлениям, является противостояние России на всех фронтах, кроме военного (эту "радость" они оставляют НАТО и храбрым украинцам).

Она очень правильно заметила, что в отличие от G7, которые стремятся делегировать всё больше полномочий на наднациональный уровень, в БРИКС все страны обладают политическим суверенитетом, имеют свои внешнеполитические интересы и приоритеты, участвуют в политических объединениях в своем национальном качестве.

"Объединение БРИКС никому ничего не приказывает, не ставит перед фактором "либо-либо", не навязывает в качестве обязательств участие или неучастие в тех или иных форматах. Взаимоуважение, взаимная выгода - это основа для диалога и развития в рамках БРИКС. Этим объединение отличается от моделей, созданных по западному образцу", - отметила дипломат.

Она привела еще множество моментов, которые выгодно отличают БРИКС от G7. Но она забыла упомянуть пару "маленьких" деталей. Ведь сегодня население G7 не дотягивает и до 800 млн человек - там нет даже пресловутого золотого миллиарда. В то же время, население стран БРИКС - 3,3 млрд. человек.

И кто из двух этих организаций более полно представляет международное сообщество? Имеет ли право G7 вообще именовать себя международным сообществом? Тем более, ответить на эти вопросы должны бы большие демократы из США - если брать абсолютные числа, перевес в любом возможном демократическом голосовании по обустройству мирового порядка был бы явно не в пользу "Семёрки".

Раньше можно было указать на разницу экономических потенциалов двух объединений. Раньше, но не сейчас. Китай совсем скоро достигнет по показателю ВВП США. А в целом на БРИКС приходится уже порядка половины мировой экономики. Ранее звучали прогнозы, что к 2030 году будет больше половины, но реалистичным выглядит сценарий, когда этот показатель будет достигнут раньше.

Страны БРИКС представляют подавляющее большинство населения Земли и примерно половину экономического потенциала. Фото: Narendra Modi via Globallookpress.com

Ведь по предложению Китая (да, именно Китая), которое поддержала и Россия, БРИКС нужно расширить. Среди возможных стран: Индонезия, Египет, Нигерия, Аргентина. С 2017 года в БРИКС существует формат БРИКС+, когда для обсуждений участники клуба приглашают другие крупные развивающиеся страны.

Более того, на днях Иран и Аргентина как раз подали заявки, чтобы стать полноправными участниками клуба. Об этом пишет "Звезда".

Всё это должно обеспечить экономический перевес организации над условно Западным миром гораздо раньше 2030 года. США это понимают, но ничего не могут сделать, а их европейские сателлиты в бессильной злобе генерируют всё новые и новые пустые оскорбления, и угрозы - на большее не хватает ни ума, ни возможностей.

Читать на "The Moscow Post"