Очередная новинка нового сезона – сериал "1703" от создателей "Физрука" с Гошей Куценко в главной роли. Разбираемся, как сериал пытается смешать на экране черный юмор, эр...
Мент едет в раздолбанной тачке по пустынному Питеру под оглушительные песни Татьяны Булановой, по улицам прогуливаются слоны, а из морга неизвестные психи похищают труп сексапильной девушки. Такова завязка нового сериала "1703" - черной комедии с Гошей Куценко в качестве главного медийного магнита. Несмотря на то, что звучит это как бред сумасшедшего, проекту – на первых сериях – не хватает примерно всего: и безумия, и черного юмора, и экшна, сообщает корреспондент The Moscow Post.
Режиссер проекта Сергей Сенцов – в свое время снимал хорошо известного в России "Физрука", и это, к сожалению, чувствуется слишком хорошо. Судя по всему, авторы посчитали, что достаточно взять те же слагаемые и немного их поменять, чтобы еще раз добиться успеха. В центре сюжета все такой же брутальный "хороший человек" с повадками обычного гопника и бритой головой – это мент Гоша (Гоша Куценко), заика и алкоголик, который не без удовольствия кроет матом окружающий мир. Типичный волк-одиночка с глубоко скрытой трагедией, он работает без напарника, но вот незадача – из московского ведомства присылают Вадика (Кузьма Сапрыкин), кудрявого добряка, которого нужно куда-то пристроить. Пристраивают его, понятное дело, к Гоше – вороватый начальник опасается, что "засланный казачок" на самом деле приехал проверить коллег на предмет служебных грешков.
Слегка напоминая Жеглова и Шарапова, Гоша и Вадик отправляются расследовать свежее дело – кто-то умудрился спереть из морга тело девушки-вебмодели.
Уже первая серия показывает главные недостатки сериала. Дело, пожалуй, даже не в отсутствии умело подогреваемой интриги или экшна, адекватного заявленной брутальности, - к этим просчетам в российской киноиндустрии мы как будто бы привыкли. Важнее другое.
При всей своей напускной грубости Гоша Куценко все-таки не Дмитрий Нагиев, в котором со времен "Осторожно, модерн!" осталась юмористическая жилка, органично освежающая даже самые серьезные реплики. Куценко, почти всю свою карьеру метавшийся между второсортными боевиками и низкопробными комедиями, играет нечто среднее. Он старательно корчит из себя хорошего человека, превратившегося под давлением обстоятельств в мизантропа, способного, например, вломить коллеге просто от плохого настроения.
К сожалению, Куценко не настолько крутой актер, чтобы сделать подобную роль в проходном сериале если не глубокой, то хотя бы рельефной. "На серьезных щах" все немногочисленные усилия и вовсе веют скукой и затянутым хронометражем.
В результате к Гоше совершенно невозможно подключиться – он не симпатичен и не интересен, главная его фишка – мат, но мат очень осторожный и банальный, таким на стриминг-релизах уже никого не удивить. Хоть для какой-то эмпатии образ героя пытаются дорисовать с помощью сценарных деталей – лирических песен Татьяны Булановой, заиканием, условной эрудицией в области советского кино. Единственный конфликт, который делает героя чуть-чуть понятнее и человечнее, пока что лишь приоткрыт и связан с его взрослым сыном-трансвеститом: случайно встретив его, Гоша в бессильном гневе готов его убить, но, конечно же, останавливается.
Сериал пытается увязать юмор, эротику и брутальный детектив – пока получается не очень удачно. Фото: kinopoisk.ru
Очень сомнительная сторона сериала – юмор. На поверхности – мат, который суется в реплики, в основном, без повода, потому что "так разговаривают" брутальные мужики – в голове у сценаристов. К сожалению, это выглядит пресно и неудачно – чувствуется чужеродность ругательств, это подчеркивает и без того искусственный мир сериала. Кроме мата в сериале немало якобы смешных элементов – ужимки, язвительные замечания, сатирические шпильки, но и они работают через пень-колоду. Извините, но ожившие этикетки с коньяка, которые с соответствующим акцентом советуют "бухнуть" - это просто не смешно, особенно когда одна несмешная шутка повторяется с десяток раз.
Смешное в сериале лишено юмористической сердцевины, циничной "черноты" или даже элементарной ситуативной динамики. В итоге многословные шутки запутываются и малопонятны (плюс Гоша еще и заикается), из-за чего все диалоги кажутся затянутыми и чрезмерными. При этом в историю вводится линия стендапа, которым увлекается Вадик. Видимо, это сделано для привлечения молодежной аудитории – в том числе и буквально сортирное камео резидента "Камеди клаб" Ильи Соболева, но смешнее, острее или увлекательнее от этого история не звучит.
По той же причине, что и стендап, в "1703" интрига крутится вокруг вебкам-индустрии (недавний успех сериала "Happy end" не дает спокойно спать): с одной стороны, это модно, с другой – это возможность фоном показывать голые тела, ведь какой современный сериал обходится без вуайеризма. Казалось бы, интересная инициатива -, но сделано это снова вполсилы: само изображение вебкам-студии, которой заведует нерусский администратор, ничего в контекст не добавляет, а намеков на какое-то погружение нет. Ну, разве что эпизодическая роль недавно почившего Пьера Нарцисса, который записан в актерском составе сериала как один из вебкам-клиентов.
При этом звучащие в диалогах отсылки явно говорят, что это история для зрителей постарше. Маркеры типа канонического "Место встречи изменить нельзя", песен Булановой и группы "Пикник", кавер самой растиражированной песни "Гражданской обороны" расставлены по сериалу явно не для 20-летних студентов.
Гоша Куценко, почти всю свою карьеру метавшийся между второсортными боевиками и низкопробными комедиями, играет нечто среднее. Фото: kinopoisk.ru
Тем не менее в деталях – даже не маленьких, а мелких, недокрученных до реального эффекта – сериал интересен. Например, привлекает внимание Андрей Федорцов – исполнитель одной из главных ролей в сериале "Убойная сила", как будто логически продолжающий свое давнее амплуа, "дослужившись" от простого честного опера до облысевшего начальника, погрязшего в взяточничестве. Удивителен факт, что в сериале сохранилась хоть и пунктирная, но все-таки линия с сыном главного героя – трансвеститом: учитывая, как раскалена сейчас эта тема в российском информационном пространстве, даже столь невзрачные эпизоды в кино и сериалах звучат громоподобно.
Любопытно выглядит заглавная аллегория со слонами, вынесенная в качестве эпиграфа: параллели с животными, пригнанными в качестве подарка в совершенно невыносимый для них климат, живописны. Правда, для должного эффекта эту метафору надо умело вплести в историю, а не просто так оставить на видном месте, как любят делать отечественные авторы.
В конечном счете, перед нами то ли черная комедия без черного юмора, то ли детектив без увлекательной интриги. Кажется, сами авторы оказались неспособны определиться и слепили из того, что было – на основе образов, актуальных примерно 20 лет назад. Можно ли сказать, что это только первые серии и сериал еще разгонится? Нужно ли это зрителю, который при обилии контента "отвалится" примерно минут через пять-семь скуки? Сложно сказать. Так или иначе – если подобные проекты продолжают снимать, значит это кому-нибудь нужно.
Читать на "The Moscow Post"