Сегодня состоялся очередной брифинг официального представителя МИД РФ Марии Захаровой. Традиционно, свои вопросы задал корреспондент The Moscow Post....

Первый вопрос нашего журналиста касался ситуации с армяно-азербайджанским урегулированием. Напомним, что мирный договор между странами еще в стадии проработки, есть несколько крайне острых вопросов, которые предстоит решить в будущем. На России, как на ответственном посреднике и миротворце тоже лежит серьезная ответственность.

В частности, The Moscow Post интересовала позиция МИД РФ по поводу заявлений армянской стороны. Премьер-министр Армении еще весной выразил готовность признать Нагорный Карабах частью Азербайджана, если Баку гарантирует права и безопасность жителей региона, а также признает на взаимной основе территориальную целостность Армении в границах советского времени.

Но это же означает и возвращение семи азербайджанских анклавов в Араратской и Тавушской областях в обмен на село Арцвашен, захваченное еще в 1992 году. Для Еревана это крайне болезненный вопрос, через эти анклавы проходят дороги в Иран и Грузию. При этом той же весной Пашинян выражал готовность не меняться, а признать сложившееся положение вещей.

По словам Марии Захаровой, российская сторона исходит из того, что все вопросы должны решаться путем демаркации и делимитации границ участниками конфликта. Напомним, что первое - проведение линии госграницы на местности с обозначением спецзнаками, а второе - описание в договоре и обозначение на карте границ между сопредельными государствами путем переговоров.

Все это должно проходить через комиссию по делимитации границ в Нагорном Карабахе, которая была создана по итогам переговоров Ильхама Алиева, Никола Пашиняна и Шарля Мишеля в мае текущего года.

В свою очередь, Россия готова оказать полное содействие в решении этого вопроса, предоставить всю необходимую консультационную помощь сторонам конфликта.

Второй вопрос корреспондента The Moscow Post касался той работы, которую МИД РФ ведет по возвращению наших военнопленных из Украины. В том числе и тех, кто осужден украинским судом по надуманным основаниям. Мария Владимировна пояснила, что работа эта системно ведется, в основном, по линии Минобороны и уполномоченного по правам человека в РФ Татьяны Москальковой. При этом МИД подключается к ней в случае необходимости.

Третий вопрос касался судьбы гражданина Киргизии Аскара Кубанычбека. Он воевал за Россию в СВО в качестве добровольца. Однако в какой-то момент был вынужден вернуться к Бишкек из-за болезни отца. В результате его арестовали и осудили на 10 лет лишения свободы по статье о "наемничестве" - как раз за участие в спецоперации.

Ранее в России звучало предложение предоставить Кубанычбеку российское гражданство, после чего можно будет вести переговоры с Бишкеком о передачи добровольца РФ. Как раз накануне депутат Госдумы Мария Бутина сообщила, что направила соответствующее ходатайство в российский МИД.

В то же время, член Совета по правам человека при Президенте РФ Кирилл Кабанов сообщил, что намерен обратиться в МИД и МВД, чтобы выдать паспорт Аскару прямо в бишкекском СИЗО, где тот содержится до этапирования в колонию.
Мария Захарова пояснила, что они уже получили соответствующее обращение по поводу Аскара Кубанычбека. Сейчас этот вопрос прорабатывается.

Кроме этого, официальный представитель МИД затронула множество других актуальных вопросов работы ведомства и международной повестки. Ключевыми из них стали итоги саммита "Россия-Африка", ситуация с продовольственной безопасностью в мире, а также усиливающаяся террористическая активность киевского режима на российской территории.

Среди прочего, Захарова ответила на обвинения наших бывших западных партнеров в выходе из зерновой сделки - якобы, это провоцирует продовольственный кризис.

Дипломат напомнила, что предпосылки для выхода России из зерновой сделки, а еще раньше - всей ситуации с вывозом продовольствия, создали именно западные страны ("горстка западных государств") через политику незаконных санкций, удушения ключевых отраслей российской экономики. То, что при этом могут пострадать цепочки поставок и третьи страны - те же самые африканские, они в расчет не принимали.

Читать на "The Moscow Post"