В Республике Башкортостан снова зреют протесты из-за строительства комбината по добыче меди и цинка в центре села Подольск....
Казалось бы, еще свежи в памяти горячие события с защитой горы Куштау, когда возмущенные жители дали от ворот поворот "Башкирской содовой компании". Потом сорвали планы "Русской медной компании" по освоению Салаватского месторождения в Абзелиловском районе.
И вот теперь на несанкционированный протест вышли жители села Подольск, что в Хайбуллинском районе. Они выступают против переселения из своих домов из-за строительства горно-металлургического комбината.
Что примечательно? Граждане подали заявление на согласование схода главе Таналыксого сельсовета. Но сход запретили. И даже выдали предупреждения о недопустимости нарушения закона.
Но жители села все равно вышли на несанкционированные протесты. Местных не устраивают выкупные цены, а также предлагаемые варианты переселения. Люди не хотят менять свои дома с садами-огородами на квартиры в городе Сибай, в котором - как известно – не все ладно с экологией после ЧП в Сибайском карьере.
Отметим, что строить огромный промышленный объект должна "Уральская горно-металлургическая компания" (УГМК). И еще летом 2019 г. генеральный директор (на тот момент) УГМК Андрей Козицын и глава Башкортостана Радий Хабиров подписали соглашение о реализации инвестиционного проекта разработки Подольского медно-цинкового месторождения.
Все эти годы, таким образом, феерический проект существовал лишь " на бумаге", и Подольск жил спокойно. Но теперь спокойной жизни, видимо, пришел конец…
В деталях разбирался корреспондент The Moscow Post в Башкирии.
Хабиров не хочет терять 50 млрд. рублей
И, похоже, что переселение сельчан из Подольска начинается!
Генеральный директор ООО "Башкирская медь" Александр Туленков сообщил, что по проекту для жителей поселка с населением 1 084 человека планируют построить 198 жилых домов, а также возвести объекты социального назначения.
По словам главы Хайбуллинского района Рустама Шарипова, это один из наиболее важных инфраструктурных проектов для муниципалитета.
Правительство Башкортостана после протестных акций по поводу Куштау провозгласило даже новый порядок общения с инвесторами.
После того, как жители Башкортостана не позволили отдать в сырьевую разработку Башкирской содовой компании и ее офшорным владельцам гору Куштау, а затем сорвали планы "Русской медной компании" по освоению Салаватского месторождения в Абзелиловском районе, каждый желающий внедриться в природные богатства Башкортостана инвестор понимает, что при невнимании к вопросам экологии и мнению жителей может сорваться даже самый выгодный проект.
Защита Куштау. Фото: https://www.bashinform.ru/news/politics/2020-08-10/vozle-gory-kushtau-prohodyat-protestnye-aktsii-za-i-protiv-razrabotki-gory-2080142
Глава Башкортостана Радий Хабиров оценил потери республики из-за отказа РМК от добычи меди на Салаватском месторождении в 20 млрд. рублей.
А вот УГМК планирует вложить в развитие Подольского медно-цинкового еще больше – 50 млрд. рублей.
Но как быть с жителями, которые уже не знают, как ещё показать своё несогласие с происходящим?
Радий Хабиров заявлял, что руководство республики понимает всю сложность момента.
"Холдинг УГМК – наш стратегический партнёр. Для нас важно оказать содействие масштабному социальному проекту компании. При этом реализовать его мы должны с учётом интересов жителей", – обещал г-н Хабиров после того, как посмотрел концепцию новой жилой застройки Подольска. Об этом сообщала "Правда УрФО".
Еще в декабре 2019 г. г-н Хабиров встречался с жителями села Подольск. И обещал, что долго в подвешенном состоянии их держать не будут.
Конечно, если уже потеряны 20 млрд. рублей "Русской медной компании", главное теперь - не упустить 50 млрд. от УГМК.
Задача архисложная!
Будет и серебро, и злато
Подольская группа медно-колчеданных месторождений относится к крупнейшим в России и является сырьевой базой "Уральской горно-металлургической компании".
Подольское медно-цинковое месторождение открыто в 1971 году. На двух залежах месторождения – "Северной" и "Центральной"- разведаны запасы медных, медно-цинковых и серно-колчеданных руд. Объем оценивается в 88,6 млн. тонн руды. Кроме меди в сырье может содержаться цинк, сера, серебро и золото.
Отработку месторождения будут вести подземным способом. Проект предусматривает создание горно-капитальных выработок. Строители пройдут два наклонных ствола, предназначенные для выдачи горной массы из подземного рудника. После этого оборудуют два вертикальных ствола шахт "Западная" и "Восточная".
Первый символический ковш земли на месте будущей разработки был вырыт в августе 2019 г. в присутствии Радия Хабирова и генерального директора (на тот момент) УГМК Андрея Козицына.
Андрей Козицын (слева) и Радий Хабиров. Фото: https://www.bashinform.ru/news/economy/2019-08-29/v-bashkirii-zapustili-stroitelstvo-rudnika-podolskogo-medno-tsinkovogo-mestorozhdeniya-2116648
Начало добычи на залежи "Северная" намечено на 2027 год.
Добычу на залежи "Центральная" планируют начать в 2032 году. После выхода предприятия на полную загрузку объемы добычи вырастут до 4,3 млн тонн, а число работников увеличится до 1400 человек.
В УГМК обещают, что среди работников большую часть будут составлять жители села Подольска и близлежащих деревень.
Но люди не хотят покидать насиженные места.
"Теневой губернатор" Свердловской области
Напомним, что еще 19 июля 2022 г. Андрей Козицын проинформировал ОАО "УГМК" о своём намерении покинуть пост генерального директора. Об этом сообщал РБК.
Это решение было принято с наложением персональных санкций со стороны зарубежных государств. И направлено на исключение возможного опосредованного применения санкций к компаниям группы УГМК.
С 20.07.2022 г. генеральным директором ОАО "УГМК" был назначен Эльфат Исмагилов. Он ранее занимал пост председателя совета директоров УГМК.
Фото: Rusprofile.ru
К слову, Эльфат Исмагилов начинал свою трудовую деятельность в прокуратуре города Якутска на должности помощника прокурора.
Вот такой интересный расклад.
Надо заметить, что СМИ отреагировали на уход г-на Козицына с поста главы Уральской горно-металлургической компании своеобразно. И даже писали, что это плохая новость для Башкортостана, Оренбургской и Кировской областей – регионов Приволжского федерального округа (ПФО), где работают предприятия холдинга "УГМК".
Фото: Rusprofile.ru
Предприятия УГМК в ПФО – это не только и не столько рабочие места, инвестиции и налоги, сколько накопленные экологические проблемы.
И если в родной Свердловской области г-ну Козицыну будет сложно забыть о своих социальных обещаниях, то инвестиционные и экологические программы УГМК в ПФО могут пойти под "обрезание" с большей вероятностью.
Но как же с переселением людей из Подольска?
Вот Медногорский медно-серный комбинат в Оренбургской области не выбирается из скандалов: рабочие гибнут на производстве, страдают из-за тяжелых условий труда и задержек зарплаты.
И после ухода г-на Козицына разбираться с этим придется губернатору Оренбургской области Денису Паслеру?
Денис Паслер. Фото: https://smartik.ru/buzuluk/post/156678383
Свои проблемы могут возникнуть у УГМК в Башкортостане, где Хабирову под выборы г-н Козицын пообещал вложить 50 млрд. в разработку вышеупомянутого Подольского медно-цинкового месторождения. И создать несколько сотен рабочих мест.
У г-на Хабирова в 2024 г. – новые выборы, а предъявлять будет нечего, не говоря о проблемах в Сибае, где несколько лет тлеет карьер?
Андрей Козицын обещал Радию Хабирову потушить Сибайский карьер и компенсировать нанесенный ущерб. Но обещаний не сдержал. Об этом писал The Moscow Post.
Все стрелки, выходит, переведены на Радия Хабирова?
Напомним, что громкие события на Сибайском руднике произошли в 2018-2019 гг., после чего Сибай и объявили зоной экологического бедствия.
Обогатительная фабрика и карьер - это градообразующие предприятия Сибая. Они находятся в управлении Сибайского горно-обогатительного комбината - филиала Учалинского горно-обогатительного комбината — УГОК из дивизиона УГМК.
Протесты в Свердловской области
Идем дальше. Андрея Козицына называют "теневым губернатором" Свердловской области. А, кстати, почему?
Тут надо напомнить, что, несмотря на явное несогласие населения, в Свердловской области дали "зелёный свет" третьей очереди Волковского месторождения, а также строительству обогатительной фабрики у городка Кушва.
Волковское месторождение. Фото: https://вевед.рф/eburg/news/144286-ugmk-pristupaet-k-ocherednomu-yetapu-osvoeniya-volkovskogo-mestorozhdeniya.html
И еще надо напомнить и о таком факте: конце марта 2023 г. Министерство экономического развития РФ сообщило, что заключило два СЗПК (соглашения о защите и поощрении капиталовложений) в сфере горнодобычи на 209 млрд рублей, в рамках которых будут осваивать два месторождения руды в Свердловской области и Башкортостане.
Соглашения подписаны по схеме СЗПК. Подписи поставили инвесторы, главы регионов и Минэкономразвития.
Таким образом, в Свердловской области будет построен рудник и обогатительная фабрика. Инвестиции? 125 млрд рублей.
Губернатор Евгений Куйвашев, конечно же, за этот проект.
Детали губернатора не особо интересуют?
Евгений Куйвашев. Фото: https://letsgophotos.ru/фото-губернатора-свердловской-облас/
Ещё одно месторождение будет освоено в Башкортостане, объём инвестиций - 83 млрд рублей.
Речь идёт о двух скандальных проектах "Уральской горно-металлургической компании".
И по данным из отчёта компании за 2021 г., АО "Святогор" из дивизиона УГМК планирует расширение сырьевой базы - проекты "Месторождение "Волковское". Это и есть третья очередь и строительство обогатительной фабрики по переработке медно-железо-ванадиевых руд Волковского месторождения.
В октябре 2022 г. АО "Святогор" продолжил подготовку к строительству фабрики - велись проектные работы и выбор подрядчика.
Жители Кушвинского городского округа, на территории которого находится Волковское, выступают против стройки.
А у жителей посёлка Баранчинский даже есть свой горький опыт взаимодействия с УГМК. В 2021 г. они обращались в СМИ, рассказывая, что взрывы на месторождении привели к появлению трещин в домах. The Moscow Post подробно об этом рассказывал. Тогда же была проведена экспертиза.
Эта экспертиза показала, что проект третьей очереди не соответствует требованиям природоохранного законодательства, имеет существенные недоработки по экологическим, техническим и социальным вопросам, не обеспечивает экологическую безопасность. И, следовательно, не может быть реализован. Но жители не были услышаны властями.
Протесты в поселке Баранчинский. Фото: https://tagilcity.ru/news/2020-10-21/novyy-kushtau-zhiteli-baranchinskogo-vystupayut-protiv-stroitelstva-mednogo-rudnika-245546
И проект решили двигать под сурдинку.
Но еще в 2020 г. под петицией против строительства фабрики было оставлено более 30 тыс. подписей.
К слову, АО "Святогор" было фигурантом проверок надзорных органов более 300 раз: нарушений было обнаружено очень много. И с таким послужным списком компания получает безоговорочную поддержку у властей?
Выходит, не зря г-на Козицына называют "теневым губернатором" Свердловской области?
Как будут переселять? Силой?
Таким образом, разработка крупнейшего в Зауралье Подольского медно-цинкового месторождения вступает в активную стадию.
Руководству Башкортостана уже была представлена концепция жилой застройки нового района, куда будут переселены жители после начала освоения месторождения структурами УГМК.
Руководство Башкортостана заявляет об особом контроле за действиями УГМК, чтобы "не пострадали жители Подольска".
Радий Хабиров обещает, что жители Подольска не пострадают. Фото:https://put-okt.com/articles/eto-interesno/2023-07-05/radiy-habirov-rasskazal-kak-izmenilas-zhizn-bashkirii-posle-nachala-spetsoperatsii-3328624
В эксплуатацию объект планируется вводить в два этапа. Ввод первой очереди намечен на 2025 г. на залежи "Северная", которую будут отрабатывать в течение 5 лет. Пуск второй очереди ожидается в 2032 г., добыча начнётся на залежи "Центральная".
Кроме строительства рудника, проектом предусмотрено возведение обогатительной фабрики, комплекса очистных и водозаборных сооружений, энергетической подстанции, а также различных технологических, административных и бытовых зданий.
Но как, каким образом будут "выкуривать" народ из домов с садами и огородами в "каменные мешки" того же Сибая, где продолжает тлеть карьер? А сам Сибай объявлен зоной экологического бедствия?
Или глава Башкортостана Хабиров не в курсе, что у него творится под носом? "Медные" трубы покоя не дают?
Читать на "The Moscow Post"