Сегодня состоялся очередной брифинг официального представителя МИД РФ Марии Захаровой. Традиционно, свой вопрос задал корреспондент The Moscow Post....
Корреспондент нашего издания в вопросе к директору департамента информационной политики МИД РФ напомнил, что на прошлой неделе постоянный представитель РФ при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве Гатилов выступил на пресс-конференции по итогам Девятой Обзорной конференции КБТО (Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия). В 2001 году США в одностороннем порядке сорвали переговоры по юридически обязывающему протоколу и выступают против его принятия. Плюс к этому были обнаружены биолаборатории Пентагона на Украине.
"Как в этих условиях можно доверять Западу и рассчитывать, словами Гатилова, на то, "что у стран Запада возобладает здравый смысл, и они перестанут подрывать реализацию КБТО"?— поинтересовался журналист
Мария Захарова отметила, что ситуация является недопустимой и она остается неурегулированной в связи с нарушающей конвенцию военно-биологической деятельностью США на украинской территории.
Все это требует от государств-участниц конвенции решительных действий, в МИД даже проводили на данный счет специализированные брифинги. В частности, ситуация со всей ясностью демонстрирует необходимость безотлагательных шагов по укреплению конвенции, чтобы иметь действенные механизмы для разрешения подобных ситуаций и их предотвращения в возникновения будущем.
Вместе с подавляющим большинством участников конвенции, а это 120 государств, в том числе западных, МИД исходит из того, что эффективность конвенции повысилась бы при принятии универсального юридически обязывающего недискриминационного протокола, касающегося всех статей конвенции с эффективным механизмом проверки.
Разработка инструмента, который позволил бы обеспечить надежное исполнение конвенции и предотвратить ее нарушение с 2001 года необоснованно блокирует США. Несмотря на массированное сопротивление страны Запада в результате напряженных, методичных усилий на недавно совершившейся Девятой обзорной конференции конвенции российским дипломатам удалось добиться консенсусного формирования рабочей группы по укреплению конвенции.
Одним из направлений деятельности группы названа верификация и соблюдение конвенции. Россия намерена активно работать в новой структуре и выйти на согласование действенных мер, которые в перспективе могли бы стать основным частями юридически обязывающего протокола в конвенции. Вместе с единомышленниками, с теми, у кого вместе с нами есть единый взгляд, продолжим продвигать российские инициативы, направленные на практическую реализацию конвенции.
Речь идет о формировании в рамках структуры мобильных медико-биологических отрядов для развития международного сотрудничества в мирных целях, оказании помощи и предоставление защиты в случае применения биологического оружия и проведение расследований в случае предполагаемых нарушений положений конвенции, а также учреждении комитета для анализа научно-технических достижений для анализа разработок, способствующих достижению целей конвенции и предоставление рекомендаций государствам-участникам. Также речь идёт о включении в форму отчетности мер доверия в рамках КБТО, информация о биологической деятельности за рубежном с целью снятия сохраняющихся вопросов о такой активности и создании механизма для проведения расследований в связи с предполагаемым нарушением обязательств по конвенции в связи со статьей 6.
Еще один вопрос касался Восточной Азии. 9 декабря заместитель министра финансов Республики Корея Ким Сон Ук призвал КНДР вернуться к участию в Расширенной туманганской инициативе. На сайте МИД РФ этот механизм межправительственного сотрудничества был упомянут в июле 2021 года. В частности, названы вопросы расширения порта Зарубино и развития соответствующей инфраструктуры. Этим портом и доступом к нему давно интересовались китайские компании и власти прилегающей провинции. Какая позиция у Вашего ведомства сегодня по этим вопросам?
Мария Захарова указал, что МИД РФ приветствует развитие регионального торгово-экономического сотрудничества в Северо-восточной Азии, непосредственно вопросами деятельности туманганской инициативы занимаются ведомства экономического блока государств-участниц. В целом вопрос Мария Захарова переадресовала в Минэкономразвития РФ.
Читать на "The Moscow Post"