Пытаясь "откусить" политический капитал от Владимира Путина, кандидаты от ближайших оппозиционных партий могут решать личные задачи....
В России все ближе выборы Президента. Учитывая популярность Владимира Путина, скорее всего, они станут своего рода референдумом о доверии его политике. Между тем, помимо Путина в гонке участвуют еще десять кандидатов. Все они пытаются не просто урвать кусок его популярности, но и выторговать себе лучшие условия для дальнейшей работы у Администрации Президента.
Однако, такая позиция грозит тем же КПРФ и ЛДПР потерей уважения у части избирателей и обвинениями в соглашательской позиции. Вместе с тем, они, похоже, и не стремятся победить и решают другие задачи.
Подробности - в материале корреспондента The Moscow Post.
Голосование, которое определит Главу государства, пройдет 15-17 марта. Сейчас в гонке участвуют 11 кандидатов, включая действующего Президента. Восемь из них, вместе с ним, идут самовыдвиженцами, еще трое - Леонид Слуцкий от ЛДПР, Геннадий Зюганов от КПРФ и Вячеслав Даванков от "Новых людей" - выдвинуты от своих партий.
Велика вероятность, что реально до голосования дойдут только Владимир Путин, Леонид Слуцкий, Николай Харитонов и Вячеслав Даванков. Вместе с тем, большая интрига, кто займет второе и третье место.
Напомним, по итогам выборов 2018 года вторую строчку занял Павел Грудинин - между прочим, на тот момент беспартийный, но выдвинутый КПРФ. Ему удалось заручиться 11,77% голосов избирателей, что в самой партии да и в экспертном сообществе посчитали хорошим результатом. Грудинин не был известен широкой общественности, и в какой-то момент даже начал раздражать АП, напирая на социальную повестку.
Каково же было удивление многих избирателей, когда уже после выборов через целую серию скандалов они вдруг узнали, что Грудинин - никакой не коммунист, а самый настоящий олигарх, который не чурается корпоративных конфликтов в своей собственной структуре.
Третье место тогда занял ныне ушедший из жизни Владимир Жириновский (5,65%), четвертое - Ксения Собчак (1,68%). Сейчас они в гонке не участвуют.
Вместе с тем, и внутриполитическая, и, тем более, внешнеполитическая ситуация изменилась. В условиях СВО поддержка Президента и курса страны стала маркером лояльности в российском обществе. Ни один кандидат от парламентских партий не выступает против СВО, понимая, что это электоральная смерть. В этом смысле примечательна позиция партии "Справедливая Россия - За Правду!", которая и вовсе отказалась выдвигать своего кандидата. Потеряв едва ли не всю электоральную базу, размыв партийную идеологию, до следующих выборов Президента партия может просто не дожить.
Зато наверняка постаревший Сергей Миронов мог что-то выторговать для себя в АП. Что именно, станет ясно после выборов.
При определении кандидатов самая интересная ситуация сложилась в КПРФ. Партия полностью растеряла свой оппозиционный ореол - опять же, кто может выступать против СВО в условиях колоссального внешнего давления? Вместе с тем, для КПРФ это очевидный "слив" выборов.
В бой идут одни старики
Ведь партия выдвинула кандидатом пожилого Николая Харитонова, который безуспешно участвовал в выборах главы государства еще 20 лет назад, в 2004 году. И это на фоне других молодых и крайне перспективных кандидатов. Например, зампреда ЦК КПРФ Юрия Афонина, который считается возможным сменщиком Зюганова.
Геннадий Андреевич все меньше появляется на публике. Ходят слухи, что ему уже просто по здоровью тяжело исполнять обязанности. Отказ выдвигать Зюганова был бы логичен, если бы вместо него ставку сделали на молодого, энергичного человека. Выдвижение Харитонова не только почти в ноль убивает шансы занять второе место, но и вызывает серьезный конфликт внутри самой партийной структуры.
Причина простая - Харитонов абсолютно проходной и непопулярный. Судя по всему, Зюганов просто боится, что молодой кандидат вроде Афонина воспользуется выборной кампанией, чтобы укрепить свои собственные партийные позиции - а Зюганову конкуренты на пост председателя ЦК не нужны.
Выдвижение Николая Харитонова – свидетельство того, что КПРФ даже не пытается вести реальную политическую борьбу. Фото: https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1899275/pub_633ff8b2019a5d211e329ac8_63402359d74ee05c61d37e38/scale_1200
Член правления Российской ассоциации политической науки, руководитель проектов ЭИСИ Владимир Шаповалов убежден, что решение выдвинуть Харитонова может привести к падению авторитета партии даже среди оставшегося "ядерного" электората.
"Стремление коммунистов уйти от реальной борьбы, минимизировать своё участие в выборах не может быть признано оправданным с точки зрения интересов России, граждан нашей страны и российской политической системы. Фактически тем самым коммунисты подыгрывают нашим противникам, Коллективному Западу, обвиняющему Россию в отсутствии демократии, политического представительства и политического участия", - отмечает эксперт.
Если говорить о самой кампании, то Харитонов ведет ее крайне блекло, слабо. Например, везде, куда он приезжает, его встречают хлебом-солью, кокошниками и прочими "традиционными" атрибутами, которые могли делать картинку в 70-х, 80-х годах прошлого века, но уж никак не в эпоху "Тик-Тока". Судя по всему, самому Харитонову такой стиль импонирует - а что еще надо, если он доволен?
Он вам не Жириновский
Совсем другая ситуация у ЛДПР, которая также серьезно потеряла в популярности после ухода из жизни Владимира Жириновского. Очевидно, что именно Леонид Слуцкий, победивший во внутрипартийной борьбе, должен был стать кандидатом от партии. Но здесь есть несколько серьезных проблем.
Как бы ни старался Слуцкий (один раз ему в этом подыграл даже Президент), он не Жириновский, не харизматик, не является объединяющей фигурой. Соответственно, не может держать аудиторию. Под выборы он мог получить гарантии дальнейшего финансирования партии, получения государственных должностей ее членами. Особенно это актуально после ухода последнего губернатора Смоленской области от ЛДПР Алексея Островского.
Возможным кандидатом вместо Слуцкого называли хабаровского губернатора Михаила Дегтярева. Но, во-первых, Дегтярев серьезно укрепился в регионе и явно доволен своим положением, а недавно визит в Хабаровск нанес и Владимир Путин. Это - знак поддержки. Для Дегтярева участие в президентской кампании, да еще с возможным внутрипартийным конфликтом со Слуцким, могло нести риски.
Под управлением Слуцкого партия в ближайшие годы и вовсе может развалиться - ранее об этом подробно писал The Moscow Post. Не добавляет ей перспектив и недавний скандал с двумя депутатами Госдумы, еще старыми "жириновцами" - Борисом Пайкиным и Юрием Напсо. Похоже, только оставшиеся аппаратные возможности Слуцкого и Ко помогли им сохранить мандаты.
Но если ЛДПР постепенно уходит в небытие, то Хабаровский край останется - сейчас Дегтярев куда более заинтересован в обычной работе и "ровных" отношения с АП, чем в политической борьбе, да еще с действующим Главой государства.
Леонид Слуцкий имеет реальную перспективу занять второе место. Фото: https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/05/14/1789744746_0:0:3072:1728_1920x0_80_0_0_aede21d9ddd04904675c10ea7e992734.jpg
В отличие от Николая Харитонова штаб Слуцкого избрал более действенную тактику. Оказывается, Леонид Слуцкий (видимо, имея инсайды из АП) принялся посещать те регионы, куда не так давно наведывался Президент Владимир Путин. Например, в конце января у Слуцкого запланирована серия визитов на Дальний Восток.
Таким образом, Слуцкий пытается оседлать волну, попасть в повестку, которую до него уже обозначил Президент России. К слову, после озвучивания этих планов и визита Путина там же решил побывать и Николай Харитонов.
В Сети утверждают, якобы если Слуцкий опередит кандидата-коммуниста по итогам голосования, это позволит АП лучше контролировать КПРФ - и не допустить усиления партии на фоне трудностей в российской экономике, возникших из-за СВО. Правда, в КПРФ и так избегают "давить" на социальную тематику. А в АП прекрасно помнят "финты" с протестным голосованием в той же Хакасии, где победил коммунист Валентин Коновалов.
Т.е. в АП могут сознательно добиваться выхода Слуцкого и ЛДПР на второе место. Если так, надо полагать, что с главой партии у АП уже имеются некие договоренности о том, как вести компанию и какие аппаратные выгоды можно получить после.
Кто на новенького
Пожалуй, глотком свежего воздуха во всей этой кампании является выдвиженец "Новых Людей" Вячеслав Даванков. Почему же не глава партии Алексей Нечаев? Судя по всему, потому что обществе он известен, в первую очередь, как предприниматель, олигарх, чей бизнес может работать по принципу сетевого маркетинга. На этом при нашем электорате далеко не уедешь. Даванков же, в свою очередь, еще и самый молодой кандидат – ему всего 39 лет.
Его рейтинг и узнаваемость сильно меньше того же Слуцкого. Зато и антирейтинга у него нет. А за Слуцким (Харитонова вообще тяжело брать в расчет) - целый ворох скандалов. Одни только обвинения в домогательствах чего стоят.
Даванков - один из немногих, кто реально пытается заигрывать с молодой аудиторией. Например, он очень любит компьютерные игры. С ними же был связан его первый бизнес - компьютерный клуб, о чем он в обязательном порядке рассказывает молодежи.
Вячеслав Даванков всеми силами перетягивает на себя либеральный и молодежный электорат, но в широких слоях населения его просто не знают. Фото: https://cdn.iportal.ru/preview/news/articles/b5857f822fc711449f79512d10bc52790c8ba2da_1080.jpg
Между тем, как утверждают в Сети, якобы кандидатство на мартовских выборах не повышает, а даже понижает статус политика. В этом смысле, решение Нечаева выставить Даванкова может иметь и такую подоплеку. Ведь в ходе кампании на кандидата обязательно выльют море негатива. При любых раскладах трудно поверить, что Даванков сможет подняться выше четвертого места.
Таким образом, основная задача конкурентов Владимира Путина и тех, кто за ними стоит – не столько победить, сколько получить максимальную электоральную поддержку для усиления своих аппаратных и административных позиций после выборов, т.е. уже в новой конфигурации власти. Стоит ли голосовать за тех, кто, несмотря на декларации, не желает или не готов брать на себя ответственность за судьбу страны – решать каждому.
Читать на "The Moscow Post"