Вместо системного решения экологических проблем Владимир Уйба устроил министерскую чехарду, помноженную на коррупционные скандалы....

В Республике Коми очередной экологический скандал, который наверняка скажется на репутации главы региона Владимира Уйбы. На Нижне-Орминском нефтяном месторождении в Усинском районе из-за разгерметизации нефтепровода ООО "Нижнеомринская нефть" была загрязнена почва.

Это происшествие, не самое большое по масштабам на фоне других, могло бы остаться почти незамеченным, если бы такие ситуации при нынешнем главе Коми возникали едва ли не регулярно.

Именно Министерство природы и охраны окружающей среды Республики формирует политику в отношении опасных производств, проводит разъяснения для бизнеса, тесно работает с природоохранной прокуратурой.

Учитывая, что при Уйбе менее, чем за три года сменилось уже четыре министра, работа эта ведется скверно и не системно. Если ведется вообще.

Подробности - в материале корреспондента The Moscow Post в Республике Коми.

В причинах произошедшего в Усинском районе должны разбираться компетентные органы - та же природоохранная прокуратура. Сама компания, допустившая разлив нефти, крайне небольшая по меркам этой отрасли. Более того - находится в очень плачевном финансовом состоянии.

Не так давно она чудом избежала банкротства - в суде удалось договорится с ФНС о поэтапном погашении задолженности. Сейчас счета компании, которая принадлежит московскому бизнесмену Руслану Тутушеву, заморожены, она изо всех сил пытается выбраться из убытков.

Судя по всему, авария могла произойти из-за недостатка средств на техническое обслуживание трубопроводной сети, но это ответственность компании - Закон она обязана была соблюдать. А компетентные органы – это контролировать. Только контроля, видимо, не было.

Кто не на своем месте

Команда Уйбы должна была знать о плачевном состоянии активов фирмы, однако от того же Минприроды ни предостережений, ни просьб пристальней присмотреться к ее работе не было. Теперь же министр природных ресурсов Екатерина Киселевич успокаивает людей: худшего удалось избежать.

При этом сама Киселевич была назначена на должность год назад, в мае 2022 года. А до этого около полугода трудилась заместителем министра Андрея Якимова, который скончался 18 сентября, что и дало Киселевич дорогу наверх.

При этом сама Киселевич, вообще, похоже, без понятия, чем надо заниматься в министерстве природных ресурсов. Не говоря уже о второй части наименования ведомства - и охраны окружающей среды.

Сама она из Москвы, где очень долго работала в министерстве юстиции. Впрочем, у нее был опыт в Федеральном агентстве лесного хозяйства. Потом - в Минпромторге, в Департаменте легкой промышленности. Судя по всему, именно там, в Правительстве, ее и заприметил Уйба во время трудов в Минздраве. Ну и наверняка веское слово главы Минпромторга Дениса Мантурова помогло ему принять "правильное" кадровое решение.

Учитывая это, опыт Киселевич по части защиты и рационального использования природных ресурсов сложно назвать глубоким и системным. Но Владимиру Уйбе, судя по всему, профессионалы не нужны - нужны лояльные.

Нефтяное пятно на репутации Уйбы

На должность Екатерина Киселевич попала благодаря работе с Владимиром Уйбой в Правительстве РФ? Фото: https://naiti-foto-chela.ru/екатерина-сыктывкар/

Как следствие, в сфере этой продолжается бардак, который с каждым годом только нарастает. Проблем - просто гора.

Одна из них - это как раз скандалы, связанные с разливом и прочими авариями в нефтегазовой отрасли. Как пояснила руководитель регионального отделения Российского экологического общества Татьяна Плато, это связано, прежде всего, с износом трубопроводной системы. К приходу Уйбы на должность объем нефтеразливов составлял 62,45 кубометра на 4,5 гектара - это много. Учитывая, что аварии случаются чуть ли не раз в месяц, сейчас площади загрязнения должны быть больше.

В случае аварийных разливов страдает не только экосистема водного объекта, но и экосистема арктических территорий, которая наиболее уязвима к антропогенному воздействию. А ведь развитие российской Арктики - один из приоритетов Правительства РФ.

Убивая Арктику

Буквально недавно, 4 июля 2023 года Следственный комитет возбудил уголовное дело из-за разлива нефти в реку Колву из поврежденного нефтепровода. Об этом пишет ИА "Девон". Колва - это как раз арктическая зона.

Утечка произошла на Южно-Ошском нефтяном месторождении, на объекте компании ООО "Нобель Ойл". Ситуация точно такая же - разгерметизация трубопровода. В почву могло попасть до тысячи кубометров нефти.

При этом катастрофе узнали не от компании, а от общественников, за которым потом, похоже, поспело и Минприроды. При этом сама компания находится в еще большем финансовом "нокауте", чем ООО "Нижнеомринская нефть". Убытки в 75 млн рублей и стоимость активов в минус 3,7 млрд рублей по итогам 2022 года.

Нефтяное пятно на репутации Уйбы

Офшору - деньги, почве - нефть. Фото: Rusprofile.ru

Что еще интересней, структура записана на кипрский офшор "ДУМЕРСТОУН ХОЛДИНГ ЛИМИТЕД". Т.е. можно предположить, что компания зарабатывает деньги в РФ, попутно загрязняя почву, а средства может выводить за рубеж, недоплачивая налогов.

Колва - многострадальная река. В мае 2021 года из-за разгерметизации напорного нефтепровода нефть попала сначала в нее, а затем в реку Печору (Ненецкий автономный округ). Авария произошла на трубопроводе Лукойла. И это было уже куда серьезней - 90 тонн нефтесодержщей жидкости. При этом экологи называли эти цифры заниженными в разы, а ущерб экосистеме Арктики мог составить 1 млрд рублей.

Надо отдать должное "Лукойлу" - он не стал перекладывать ответственность, и добровольно выплатил ущерб в 374 млн рублей. Только что, если он оказался занижен чуть ли не в три раза? В Минприроды по этому поводу никаких возражений высказывать не стали.

Нефтяное пятно на репутации Уйбы

Розлив нефти на Колве. Фото: https://tvzvezda.ru/news/2021513188-idZeb.html/player/

Тем более, что это уже не первая авария Лукойла в Коми. В 2020 году, уже при Уйбе, на одном из объектов компании произошла та же самая разгерметизация, в результате чего нефтяная жидкость попала в водные ресурсы региона. Площадь масляного пятна составила около 700 метров. На территории ввели режим ЧС, на место аварии приезжали важные "шишки". Видимо, только это и подстегнуло Минприроды предъявить "Лукойлу" иск на 2,2 млрд рублей.

"Крузер" для министра

Происходило это при бывшем министре природных ресурсов Алексее Кузнецове. А сам он ушел с должности на фоне громкого скандала. Кузнецов договорился до того, что публично назвал природоохранного прокурора Коми Дмитрия Перминова браконьером - якобы, тот хранит у себя дома 400 килограмм рыбы.

В связи с этим вопрос - откуда же он мог узнать об этом? Заходил к Перминову на чашку чая? С какими целями? В любом случае, суд признал это заявление клеветой, взыскал с него компенсацию морального вреда, заставил написать опровержение на ресурсах Минприроды. Такого унижения министерство не видело за всю историю. Работать с Перминовым Кузнецов явно больше не мог. И лишь в начале судебного разбирательства Уйба принял кадровое решение.

Леса в космосе

Другая гигантская проблема, которую не решает команда Уйбы - это незаконные лесные вырубки. Это настоящий бич региона, который составляет значительную долю его теневой экономики.

Как пишет "Комиинформ", в одном только первом полугодии 2022 года выявлено 91 лесонарушение, размер причиненного вреда от которых составил 19 млн рублей, в том числе 58 случаев незаконных рубок и уничтожения деревьев.

В результате к уголовной ответственности привлекли 13 человек по 10 фактам незаконных рубок, из которых семеро приговорены к лишению свободы условно, пятеро в виде штрафа на 1,0 млн. руб. и двое к обязательным работам. То же издание добавляет, что лесные вырубки в регионе видны даже из космоса.

Неблаговидными делами занимаются, казалось бы, совсем далекие от этого люди. Например, Краснозатонском лесничестве на горячем (через подставных лиц выписывали билеты на заготовку дров, а заготовленную древесину отправляя на пилораму) поймали бывшего сотрудника ФСКН.

Как правило, их ловят на другом - распространении запрещенных веществ, о чем они знают не понаслышке. Видимо, незаконные лесозаготовки в Коми стали еще более прибыльным бизнесом, чем торговля смертью. При этом под угрозой не просто лесной фонд, но уникальные природные комплексы. Например, "Бор-беломошник", против предполагаемой вырубки которого в 2021 году поднялась региональная общественность.

А ведь есть еще острейшая проблема лесных пожаров, которой команда Уйбы занимается, кажется, по остаточному принципу.

Уйбе пора на выход?

Т.е. работа действительно несистемная, позволяющая предположить коррупционную составляющую. А министры порой вообще могут не обладать достаточными компетенциями, и не задерживаются на одном месте.

При этом сам Уйба - мегаскандальный персонаж. The Moscow Post не раз рассказывал о его делах. А сейчас Уйба "вещает" доверчивым избирателям о том, как он якобы шесть раз увернулся от американских ракет Himars, когда был на передовой в зоне СВО. Охотно верим.

В конце 2022 года The Moscow Post предполагал, что в 2023 году под грузом провалов и проблем Владимир Уйба может уйти с поста. И показательно, как в том же конце 2022 года его команда стала разбегаться.

В конце декабря правительство Коми покинул министр строительства и ЖКХ Андрей Лисов. Он проработал в должности всего пять месяцев и за это время успел только получить предостережение от замгенпрокурора РФ за срыв сроков сдачи ФАПов.

Нефтяное пятно на репутации Уйбы

Владимир Уйба уйдет с поста в 2023 году? Фото: https://komiinform.ru/news/195480/

И.о. главы минстроя стал появившийся в Республике за 20 дней до этого уроженец Курганской области Николай Еланцев - он был назначен замминистра только восьмого декабря. Смена руководства одного из ключевых ведомств происходила в момент, когда северные города постоянно сталкиваются с коммунальными авариями.

Похоже, что Владимир Уйба мог стать настолько токсичным, что долго в команде с ним никто не задерживается. Можно предположить, что не задержится и нынешняя глава Минприроды Екатерина Киселевич. Впрочем, похоже, и для людей, и для окружающей среды будет лучше, чтобы вместе с ней с поста ушел и глава региона.

Читать на "The Moscow Post"