За последними коррупционными скандалами в Минпромторге может стоять глава ведомства Денис Мантуров. Ну, а "козел отпущения" в случае проблем с правоохранителями всегда на...

Как сообщает корреспондент The Moscow Post, Таганский суд Москвы приговорил к 4,5 годам колонии бывшего директора департамента металлургии и строительных материалов Министерства промышленности и торговли РФ (Минпромторг) Павла Серватинского.

Правда, кое-что наводит на мысль о том, что господин Серватинский, хоть и виновен, но, по сути – отдувается за грехи гораздо большего количества людей, чем можно предполагать при беглом взгляде на дело. Удивительна позиция Дениса Мантурова, который продолжает отмалчиваться по этому громкому случаю. Он явно не хочет, чтобы эту историю ассоциировали с его руководством.

Обвиняют господина Серватинского в том, что в 2018 году чиновник способствовал выдаче бюджетной субсидии компании из Кабардино-Балкарии якобы на возмещение произведенных фирмой затрат на научно-исследовательскую деятельность, хотя знал, что та подала в министерство поддельные документы – писал "Коммерсант". Ущерб от действий чиновника правоохранители оценили в 31 млн рублей.

С нас взятки гладки

Речь идет о фирме "Исток". Она, как оказалось, все еще существует и прекрасно себя чувствует, несмотря на то, что за Серватинского "плотно взялись" еще весной прошлого года и следствие доказало, что "Исток" предоставлял фиктивные документы для получения субсидии. У компании растет выручка, а ее гендиректор Касумов Тембулат Алиевич, с которым Серватинский как раз и заключал контракт, все еще занимает должность.

Единственным госзаказчиком фирмы, что числится в списке "Руспрофайла", является ФКУ ИК-1 УФСИН (исправительная колония) России по Кабардино-Балкарской Республике. Эта же госконтора обеспечивает контрактами другую компанию, где Касумов числился учредителем – "Исток+": она тоже явно не бедствует. Сейчас в списке учредителей нет имени Тембулата Алиевича, зато фигурирует некая Касумова Елена Ибрагимовна.

Это может означать, что семья Касумовых, скорее всего, до сих пор в той или иной форме контролирует компанию. И, скорее всего, через того же Касумова могла бы поддерживать контакты с учреждением УФСИН.

Фото: https://www.rusprofile.ru

Вторым учредителем "Исток+" значится некий Константин Александрович Михайлов. У господина Михайлова есть действующая фирма "Парус", занимающаяся торговлей лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием. Примечательно, что единственным поставщиком госконтрактов фирме является та же самая колония УФСИН.

Фото: https://www.rusprofile.ru

Но даже заключенные с ней в 2017 году два контракта не спасли финансы "Паруса". Возникает закономерный вопрос, почему учреждение УФСИН вообще заключало контракт с компанией, у которой финансы буквально "на дне". Упоминаний о том, что "Парус" славится своей надежностью, мы в интернете не нашли. Что ж, наверное, снова сыграла на руку личная приязнь к определенным лицам или, что более вероятно, желание "попилить" немного бюджетных средств через доверенные структуры…

Фото: https://www.rusprofile.ru

Кто сказал, что ученые не зарабатывают?

Все перечисленные выше контракты были заключены с обозначенными фирмами в годы, когда главой УФСИН России по Кабардино-Балкарской Республике был Мухаммед Маржов. Он занимал пост с августа 2015 по май 2018 годов.

Пока он занимал должность, его заместитель погорел на консервировании капусты и свеклы – как сообщал ТАСС, тот по предварительному сговору с должностными лицами федерального казенного учреждения колонии-поселения №5 УФСИН присвоил 1,6 млн рублей, выделенных ранее на соответствующий контракт.

Известно, что господин Маржов сейчас является директором Кабардино-балкарской ассоциации развития инновационных технологий "Рассвет", пост он занял в 2018 году – почти сразу после ухода из УФСИН. Денег в компании, можно сказать, никогда не было и нет. В чем, спрашивается, интерес? Чтобы это понять, вернемся к "Истоку".

Фото: https://www.rusprofile.ru

Фирме от Серватинского "перепало" 13,5 млн рублей как раз таки на научно-исследовательскую деятельность, связанную с "приоритетными направлениями промышленности, в рамках комплексных инвестиционных проектов". По версии следствия, работы были не выполнены, деньги предположительно ушли в карман Серватинского. Интересно, а вторая сторона ("Исток") по дружбе ему помог?

Если вспомнить ситуации, когда Минпромторг выделял деньги на развитие тех или иных инновационных проектов, которые, по сути, "улетали в трубу", потенциально возвращаясь через пустые проекты обратно к чиновникам, захватывает дух.

Инновации "в трубу"

Например, в 2020 году суд отправил в СИЗО заместителя директора департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга РФ Антона Исаева, обвиняемого в особо крупном мошенничестве. Хищения осуществлялись в рамках контрактов, заключенных министерством с ПАО "Аквасервис" и другими фирмами-однодневками, через которые чиновник выводил бюджетные средства – писал РБК.

А в этом году в Новосибирске возбудили дело о мошенничестве в отношении академика РАН Сергея Багаева – выяснилось, что в 2017 году с дочерней коммерческой структурой Института лазерной физики СО РАН, которой руководил Багаев, был заключен фиктивный договор – писал ТАСС.

Хотя само учреждение контролируется Минобрнауки, следовательно, камень можно было бы кинуть в сторону этого ведомства. Тем не менее, Багаев, согласно приказу Минпромторга от 15 августа 2015 года, входит в состав рабочей группы ведомства.

Приказ Минпромторга о внесении изменений в состав рабочей группы. Фото: https://minpromtorg.gov.ru

В 2015 же, кстати, во входящем в "Ростех" НИИ "Полюс" им. М.Ф. Стельмаха выявили хищения на 33 млн рублей – здесь снова не обошлось без фиктивного договора, на этот раз на поставку оборудования – писал РБК.

Видимо господин Маржов, поработав в УФСИН и самолично поняв, как работают структуры, имеющие дела с Минпромторгом, тоже решил получить маржу с такого предприятия.

В 2017 году в отношении перешедшего под контроль Росгвардии, а ранее принадлежавшем Минпромторгу ФГУП "Ведомственная охрана объектов промышленности России", были возбуждены дела в отношении начальника управления ФГУП Владимира Подольского и начальника отдела Сергея Горбунова по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере, правда, в этот раз не связанное с хищениями посредством фиктивных разработок – писал ТАСС.

Раз уж заговорили о происходящем в ведомстве, нельзя не вспомнить как дела с более крупными проектами – например, связанных с оборонной промышленностью. Совсем недавно главу Балтийской промышленной компании Диану Каледину задержали по делу о поставке станка – писал "Деловой Петербург".

Выяснилось, что в 2016 году БПК заключила с оборонным предприятием "Научно-производственное предприятие "Сигнал" контракт на поставку фрезерного обрабатывающего центра марки F.O.R.T. российского производства – на закупку выделили 15 млн бюджетных средств.

По версии следствия, вместо российской техники по завышенной стоимости было поставлено китайское оборудование, на которое впоследствии нанесли отечественную маркировку. При этом документация о происхождении станка была сфальсифицирована.

Каледина отнюдь не "мелкая сошка". Как писал "Деловой Петербург", "сегодня она фактически возглавляет процесс возрождения отечественного станкостроения, являясь посредником между зарубежными технологиями и российскими производителями".

К тому же, БПК входи в АО "Концерн "Автоматика", крупнейшим заказчиком которого выступает Минпромторг. Если уж такие вещи происходят, считайте, в высоких кругах, то что творится "внизу"?

Фото: https://www.rusprofile.ru

The Moscow Post уже писал о похожей истории – когда на Иркутском авиационном заводе проблему импортозамещения на самолетах "МС-21" решили с помощью "контрафакта", клея и отвертки.

Суть была в том, что завод отдавал "Аэрокосмическим системам" из наукограда Дубна контракты, связанные с бортовыми кабельными сетями самолетов, в том числе "М-21". На примере одного из них выяснилось, что другая фирма "Корпорация Иркут" в параллель заключала с "Аэрокосмическими системами" допконтракт на выполнение работ, что уже фигурируют в выполняемом компанией контракте от завода. Таким образом непонятно куда ушли более 95 млн рублей.

Более того – вместо выполнения условий контракта, а именно в данном случае проведения ОКР на разработку отечественного тестера бортовой кабельной сети для самолета "МС-21", "Аэрокосмические системы" поставили заказчику заграничный прибор с переклеенными шильдиками (информационная табличка, на которой размещены надписи и обозначения, относящиеся к маркируемому изделию).

Надо понимать, что это только то, что нам известно – малая толика. А сколько еще сомнительных дел "ускользнуло" от внимательных взглядов журналистов? Да и проверяющих органов.

Так что, по сути, в данном случае Серватинского, можно считать, что сделали "козлом отпущения". Провернуть подобное без серьезной поддержки, без возможных пособников он смог бы навряд ли. Стоит ли внимательно присмотреться к гендиректору Истока, господину Касумову, который оказался не в курсе аферы? Впрочем, в то, что был не в курсе – верится слабо, ведь был доказан факт подачи липовых документов.

Значит, есть вероятность, что на это просто "попросили" закрыть глаза. Да и с тем же Серватинским могли просто договориться, чтобы не говорил лишнего. И не сказать, что ему дали большой срок – пара лет, и сможет выйти по УДО, а затем и какой-нибудь бонус можно снискать. Что по этому поводу думает глава Минпромторга Денис Мантуров, который в этой истории словно в рот воды набрал? А может, молчит специально – что тут скажешь…

Читать на "The Moscow Post"