Подчиненные Сергея Собянина, фирма с иностранными корнями и российское юрлицо нашли пути обхода запрета российского правительства на закупку иностранного транспорта. ...
История о закупке ГУП "Мосгортранс" правительства Москвы партии автобусов иностранного производства MAN вместо российских "НЕФАЗов", о которой The Moscow Post рассказывает с 2022 года, получила продолжение.
Похоже, некоторые предприимчивые предприниматели и чиновники нашли новую схему обхода запрета госзакупки иностранных транспортных средств - оборудования навесил и вот уже не MAN с немецко-турецкими корнями, а вполне себе обрусевшая "Маня". Кто же оказался таким ушлым, а главное, почему чиновники закрывают на подобное глаза, разбирался корреспондент The Moscow Post.
Напомним, что Юрий Санников ещё в 2022 году в своём письме в редакцию The Moscow Post сообщил о том, что ГУП "Мосгортранс" правительства Москвы в 2019 году вместо российских "НЕФАЗ" закупил партию автобусов MAN, у которых страна происхождения вдруг сменилась... на Россию.
Да-да, иностранные MAN вдруг стали русской "Маней". Об этом тендере The Moscow Post подробно рассказывал. Спустя месяцы и, несмотря на массу обращений неравнодушного к ситуации Юрия Санникова, к октябрю 2022 года ситуация с мёртвой точки не сдвинулась. Второй материал вышел в октябре 2022 года. Замыкал серию расследований о странностях в сфере госзакупок третий материал, подготовленный по результатам претензии ООО "МАН Трак энд Бас Рус" - российской "дочки" MAN Truck & Bus SE, то есть одного из фактических бенефициаров этой истории.
Прошёл почти год с момента обнародования истории о тендере, но воз и ныне там. Разве, что все участники этой "наваристой" сделки с участием бюджетных миллионов наконец-то раскрыли, а как собственно обходится запрет постановления №656.
Ловкость рук и никакого мошенства?
Итак, в октябре 2019 года ГУП "Мосгортранс", права учредителя в котором осуществляет департамент горимущества Москвы, объявил тендер на поставку междугородних автобусов, оборудованных подъемным лифтом для инвалидов-колясочников, для нужд филиала служба заказных перевозок ГУП. Планировалось закупить три автобуса стоимостью по цене не более 24 941 707,75 рубля каждый.
Вместимость должна была быть от 20 до 30. Общая цена лота была чуть более 74,8 млн рублей. И вот в этом тендере был прямо прописан запрет на допуск товаров, прописанных в вышеуказанном постановлении №656.
Фото: https://zakupki.gov.ru/
Закупка проходит, победителем становится единственный участник - ООО "АвтоСпецКомпонент" (АСК), с которым и подписывается контракт на максимальную цену. Конкурентов-то не было.
Фото: https://zakupki.gov.ru
Вот только компания "АСК" поставила ГУП вовсе не какой-нибудь российский "НЕФАЗ", а туристические автобусы марки MAN. И при этом госзаказчик в лице директора филиала служба заказных перевозок ГУП Алексея Разгулова принимает этот товар. Как указано в документации, экспертиза поставленного товара была проведена внутренними силами заказчика, которого ничего собственно и не смутило.
Фото: https://zakupki.gov.ru
А как же запрет, спросите вы? Ответ на этот вопрос содержит документ, предоставленный Юрием Санниковым - это ответ на его обращения от Главного контрольного управления г. Москвы от 13 июня 2023 года.
Как следует из ответа, при заключении контракта ООО "АСК" планировало переоборудовать базовые автобусы российского производства марки НЕФАЗ, однако в связи со сроками поставки указанных автобусов (от 10 до 12 месяцев) компания переоборудовала туристические автобусы марки MAN. А вот, чтобы соблюсти запрет, прописанный в тендере, эта фирма после переоборудования турецко-немецкий MAN - установки подъёмника для инвалидов-колясочников Huebner EXEO III (после испытания некой лаборатории) - получила новые VIN, то есть идентификационный номер транспортного средства. А именно в номере кузова (VIN) и шифруется страна сборки автомобиля.
Казалось бы, это каким-таким чудным образом автотранспортное средство, собранное на заводе не в России, навесом на него дополнительного оборудования вдруг становится российским? Тут участники этой схемы тоже юридически подсуетились. Как следует из ответа всё того же Главконтроля, ООО "АСК" в 2019 году был включен в реестр Минпромторга как изготовитель автобусов на территории России, ему было выдано свидетельство ФГУП "НАМИ" о присвоении собственного кода изготовителя
автобусов (WMI) на модернизированных автобусах в соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств".
"Таким образом, ООО "АСК", согласно положениям Технического регламента, для производства и/или переоборудования автобусов использовало базовые модели ТС иного производителя", - уточняет Главконтроль.
Документ предоставлен Юрием Санниковым
А теперь вдумайтесь, берётся транспортное средство иностранного производства, на него ставят дополнительное оборудование и вот это уже не MAN, а вполне себе "Маня". То есть, если на японскую "Тойоту" прилепить велосипедный багажник российского производства, то можно смело бежать и менять VIN? Даже звучит диковато, но в то же время запрет на закупку иностранных автобусов обойдён, да весьма лихо обойдён.
Но простите, у нас никак не сходится этот "пасьянс". Вот смотрим мы на приказ Минпромторга РФ от 12 ноября 2009 г. N 1023 "О критериях определения страны происхождения автотранспортного средства" и там вполне внятные критерии определения страны происхождения автотранспортного средства, и довес оборудования среди этих критериев не фигурирует. Есть что проверить компетентным органом, не находите?
Фото: https://base.garant.ru/
В целом в ГУП "Мосгортранс" (госзаказчике) как-то весьма легко относятся к закону, если судить по ФГИС "Единый реестр проверок. Например, только в июне 2023 года госучреждение получило несколько предостережений, в том числе, одно после обращения от работника по вопросам нарушения его трудовых прав Юго-Западным филиалом ГУП "МОСГОРТРАНС", второе - после того, как в Государственную инспекцию труда в городе Москве поступило извещение из ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" о пострадавшем работнике от несчастного случая на производстве, обратившемся (или доставленном) в медицинскую организацию).
Фото: https://proverki.gov.ru/
А не после ли вот такого "лёгкого" отношения к поставляемому транспорту и законам, мы потом наблюдаем вот такие сообщения как в предостережении от марта 2023 года: "В ОГИБДД УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве поступило обращение о нарушениях проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств в Северо-Восточном филиале ГУП МОСГОРТРАСНС, по адресу: г. Москва, ул. Верхнелихоборская д. 4.
Согласно информации указанной в заявлении, в период с ноября 2022 года по январь 2023 года сотрудниками ГУП МОСГОРТРАНС производился выпуск на линию транспортных средств с неисправностью тормозной системы, а именно – происходит неэффективное торможение автобуса (во время торможения электробус ускоряет движение и тормозной путь увеличивается), что влияет на безопасность перевозки пассажиров и других участников дорожного движения".
Но вернёмся к нашему тендеру по превращению MAN в "Маню".
Бенефициары тендеров
Компания "АСК", фигурировавшая в спорном тендере, создана в 2011 году и по основному виду деятельности занимается производством комплектующих и принадлежностей для автотранспортных средств, в том числе тех самых подъёмников для инвалидов.
По данным "Руспрофайл", ООО "АСК" являлась поставщиком в 31 государственном контракте на сумму 752 906 767 рублей. При этом, судя по всему, ООО - любимый поставщик ГУП "Мосгортранс". С ним заключено как минимум восемь контрактов на сумму свыше 345 млн рублей. ГУП принёс "АСК" больше всех в кошелёк. Среди заказчиков также отметились департамент ГО и ЧС, департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.
Фото: https://www.rusprofile.ru/id/5473576
Тендер на поставку трёх автобусов от 2019 года, который лёг в основу расследований The Moscow Post, не единственный в своём роде. Так, например, в феврале 2023 года был подписан контракт на 91,8 млн рублей (при этом на старте цена была 86,48 млн рублей) на поставку автобусов, переоборудованных для перевозки инвалидов-колясочников, для нужд филиала служба заказных перевозок ГУП "Мосгортранс". И снова в тендере был вписан запрет в рамках постановления №656. Речь идёт в этот раз о микроавтобусах "на базе транспортных средств ГАЗ". Производителем фигурирует некое ООО "Производственно-коммерческая фирма "Луидор".
Данная компания прописана в Нижегородской области, на её сайте указано, что фирма - "доработчик автобусов малого класса и спецавтомобилей на базе цельнометаллических фургонов ГАЗ, Mercedes-Benz, Volkswagen и Lada". То есть в цепочке бюджетных трат появится ещё одно "звено", которое увеличивает эти траты. Возникает вполне логичный вопрос, а зачем в этой сделке "АСК", если один доработчик уже есть? Не дешевле ли, сократить цепочку и сэкономить бюджетные деньги в это не простое для страны время.
Но вернёмся к "АСК". Судя по финансовым итогам - приросту выручки на 59% при итогах 2022 года - 178 млн рублей бизнес идёт не плохо. Хороший процент маржи в этих итогах приносят как раз таки госконтракты - и не только на переделку иностранных автобусов, но и по ремонту, дооборудованию. Например, в мае 2023 года с ООО "АСК" был подписан контракт на 9,9 млн рублей с ГУП "Мосгортранс" на ремонт салонов автобусов. Не тех ли, что в 2019 году "допиливали лобзиком"? А то, судя по документации, речь как раз таки идёт о MAN LION'S.
Фото: https://zakupki.gov.ru
Владельцами ООО "АСК" являются директор Пётр Дорофеев и Геннадий Кузнецов. У Кузнецова иных активов нет, а Дорофеев ранее был совладельцем ООО Фирма "Юпитер", которое ликвидировано в 2018 году как не действующее юрлицо. Среди бизнес-партнёров Дорофеева по "Юпитеру" был бывший совладелец строительного ООО "Кимстрой" - Виктор Дорогин, а сама фирма "Кимстрой" была исполнителем пяти госконтрактов Главупдк при МИД России на сумму более 27,2 млн рублей.
Если говорить о репутации "АСК" и отношении к заказам, то в качестве примера можно привести не только сотрудничество с ГУП, но и такое "пятно" на белых одеждах, как сделка с ООО "Автотранс". Челябинская компания в 2014 году через суд взыскала с "АСК" неосновательное обогащение - 417 тыс. рублей и проценты за пользование чужими денежными средствами.
Дело в том, что "АСК" взялась выполнить работы по переоборудованию транспортного средства - автобуса марки Mercedes Tourino, но, получив аванс и по прошествии четырёх месяцев, так и не согласовал с заказчиком проектные работы, техническое задание, не утвердил в двустороннем порядке спецификацию работ, тем самым не исполнил свои обязательства по договору.
Компания "АСК" не зря в качестве замены "НЕФАЗу" (а был ли мальчик?) выбрала MAN. По данным с сайта ООО, "АСК" является партнёром "дочерней" фирмы MAN Truck & Bus - ООО "Ман Трак Энд Бас Продакшн Рус" по дооборудованию автобусов марок MAN и Neoplan в России. То есть это ООО у нас ещё один бенефициар спорного тендера. О роли этой компании The Moscow Post уже рассказывал.
Фото: https://www.truck-sell.ru/sertifikaty/
Отметим лишь, то, что об окончательном уходе из России MAN и Scania, которые входят в группу Traton и принадлежат концерну Volkswagen, заявили осенью 2022 года. Сообщалось, что еще в марте обе компании прекратили поставку автомобилей и запчастей в Россию. Вот тут и возникает ещё один вопрос, а как "АСК" собственно будет ремонтировать свои "обрусевшие" MAN в свете подобного шага, с учётом, что основные-то части автобусов никто не менял?
В мае 2023 года сайт "Ваш личный автоэксперт" сообщил, что владельцем представительства компании MAN стало ООО "МАН Трак Челны", которое в июне 2023 года планирует изменить название ООО "МАН Трак энд Бас Рус" на ООО "МТБР". По данным ЕГРЮЛ, ООО "МАН Трак Челны" в декабре 2022 года выкупило некое торговое ООО "МАН Трак энд Бас Рус", переименовав то в "МТБР".
Компания ООО "МАН Трак Челны" (ранее называлось "Мелинатранс") базируется в Татарстане. При этом сама компания "МАН Трак Челны" довольно не примечательна: уставный капитал всего 10 тыс. рублей, по основному виду деятельности заниматся техобслуживанием и ремонтом, а выручка 2022 года - 1,3 млрд рублей. На роль покупателя крупного автопроизводителя с доходом почти 14 млрд рублей походит мало, вам не кажется? Владеют активом Диана Гарифуллина и Марина Дубова.
У Дубовой в активе также доли ООО "Клевер Трак" и ООО "Клевер Трак Казань". При этом последнее создано буквально на днях - в июне 2023 года, а первое - в декабре 2022 года. Явно под какие-то отдельные проекты. При этом основной владелец "МАН Трак Челны" - Гарифуллина (доля - 99,99%) ранее вообще не владела никаким бизнесом, но вот сама фамилия Гарифуллиных на чиновничьем и политическом небосклоне Татарстана встречается не раз - есть и депутаты, и чиновники высшего звена среди носителей этой фамилии. Вдруг кому-то из них и приходится родственницей Диана Гарифуллина?
Тут не лишне вспомнить, что "МАН Трак Челны" базирует в Набережных Челнах (Татарстан), то есть там же, где и ПАО "КамАЗ", и ПАО "Нефаз". Так может новый покупатель фактически не так и далёк к этим двум гигантам, которых "прокатили" на тендере в 2019 году?
Вопрос цены
Возвращаясь к тендеру 2019 году, о котором рассказывал Юрий Санников, хотелось бы отметить, что ещё одним камнем преткновения здесь является итоговая цена прошедшей закупки. И хотя в ответах госорганов и отмечается, что та соответствует рынку, но есть, как говорится, нюанс. Формируется эта цена тендера, исходя из выборочного опроса (запроса цен) к отдельным коммерческим компаниям. Так было и в том тендере.
Опросив три компании, госзаказчик вывел цену из этих данных. Названия этих опрошенных, как и то, по какому принципу их отбирали, в материалах закупки не фигурирует. Но Юрий Санников ранее уже отмечал, что, по его мнению, цена тендера была завышена.
Не знаю, как вас, но нас подобная ценовая политика смущает, так как она ничем, кроме как письмом коммерческих структур по желаемой цене, не подкреплена.
Фото: https://zakupki.gov.ru
Как мы видим, в России давно сложилось странное такое импортозамещение, больше похожее на допиливание лобзиком и смену шильдика для обхода ограничений в госзакупках. Может пора Следкому и Генпрокуратуре обратить внимание на эту схему?
Читать на "The Moscow Post"