Группа жителей Новосибирска пожаловалась на своего мэра Анатолия Локтя в Следственный комитет РФ и потребовали привлечь его к ответственности....

Они считают Локтя виновным в том, что живут в неблагополучном районе, практически на свалке и на кладбище. Об этом The Moscow Post стало известно из письма, которое пришло в редакцию. К нему было приложено заявление в адрес председателя СК Александра Бастрыкина от жителей улиц Малыгина и улицы Хилокской Ленинского района г. Новосибирска, которые пытаются найти правду, и привлечь к отнесенности виновных в том, что они вынуждены фактически жить на свалке.

В том, почему в Новосибирске никак не наведут порядок, разбирался корреспондент The Moscow Post в Новосибирской области.

Цитируем: "В заявлении перечислены многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологического благополучия, в частности, при установлении санитарно-защитных зон (СЗЗ) для полигона ТКО "Левобережный" и кладбища "Клещихинское", а также при осуществлении торговли продуктами на Хилокском и Малыгинском рынках. Кроме того, жители указывают, что связанные с этим решения судов, поддержавших позицию прокуратуры, которая встала на защиту новосибирцев, мэрия и подконтрольные ей муниципальные предприятия не исполняют. По мнению жителей, действия мэра и мэрии квалифицируются по статьям 236, 286 и 293 УК РФ".

Статьи подразумевают ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, превышение полномочий должностным лицом и халатность.

Фото: предоставлено автором письма

Бастрыкин поручил и.о. руководителя следственного управления СК РФ по Новосибирской области Зарипову В.Б. организовать проверку по изложенным в обращении доводам и предоставить по ней отчет. Исполнение на контроле у центрального аппарата СК.

Помимо этого, жители проинформировали наше издание о том, что "после обращения жителей Малыгинского жилмассива в правоохранительные органы следственный отдел по Ленинскому району города Новосибирска Следственного управления Следственного комитета РФ по Новосибирской области возбудил уголовное дело по ч.1 ст. 238 УК РФ.

Вокруг объектов – полигон ТКО "Левобережный" и МКУ "Ритуальные услуг" кладбища "Клещихинское" — не установлены специальные территории с особым режимом использования, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан.

Таким образом, в действиях неустановленного лица, уполномоченного на установление санитарно-защитных зон для указанных объектов, имеются признаки преступления, предусмотренного ч.1 ст. 238 УК РФ – оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей".

Получается, дело возбуждено, свидетели опрашиваются, лицо, в отношении которого ведется следствие, не установлено. В поисках правды жители Левобережья в г. Новосибирске обили немало порогов. Тема раз от раза широко освещается в СМИ. Фактически, Левобережье зажато между свалкой, Хилокским рынком с его многочисленными нарушениями и Клещихинским кладбищем.

Непотопляемый Хилок

Хилокский рынок – в простонародье "Хилок" – появился еще в 90-е годы. Сейчас он называется ТЦ "Хилокский", но суть не изменилась – в основном, на Хилке торгуют в розницу фруктами, овощами и другими продуктами питания. Подробно о проблемах на рынке рассказывало издание "Царьград".

Прилегающий к рынку микрорайон называют "мигрантским" гетто: "Кругом иностранные "специалисты", мусор, грязь, нет дорог, нет детских площадок, нет освещения, полицейских патрулей нет!"

В 2020 году новосибирцы подавали исковое требование о закрытии рынка, но безуспешно. По мнению эколога и активиста, одного из инициаторов иска Михаила Михайлова, "вся грязь города" сосредоточена на Хилке.

Это доказывается расположением рынка – близ кладбища и мусорного полигона, в нарушение всех санитарно-эпидемиологических норм.

Кроме того, Хилок превратился в город в городе, причем незаконный, провоцирующий рост криминала. На рынке есть общежития с нелегальными мигрантами-торговцами, кафе, увеселительные заведения. И спрятаться от проверок там легко.

Кроме того, есть мнение, что рынок – центр сбыта наркотических препаратов. В 2008 году в Новосибирск из Кыргызстана приехал КамАЗ с грузом виноград. Виноград привезли на Хилок, а вместе с ягодами – и крупную партию наркотиков. Тогда силовикам удалось взять участников преступления.

Еще одно громкое дело, связанное с Хилком, случилось в 2019 году на улице Малыгина рядом с жилыми многоэтажками. Нелегальные мигранты устроили средь бела дня стрельбу.

Рэкет, конфликты, стрельба, наркотики – ощущение, что на Хилке до сих пор 90-е. Жители микрорайона создали паблик: "Хилокский жилмассив: welkom to ГЕТТО!" А в шапке указан тот, кто, по мнению жителей, должен нести ответственность за происходящее:

Не смотря на требования жителей закрыть Хилок, он продолжает свою работу, не смотря на данные с Руспрофайла, говорящие об убыточности рынка и на иски, которые он успешно отпинывает.

Организация была ликвидирована в декабре 2021, но сразу воскресла. Фото: https://www.rusprofile.ru

Зяблов снова во главе Хилка. Фото: https://www.rusprofile.ru

Расселение в пользу кладбища?

По поводу незаконности границ Клещихинского кладбища и границ санитарно-защитной зоны (СЗЗ) мэрия Новосибирска тоже получала иск от региональной прокуратуры. Суть в том, что муниципалитет неправомерно разбил погост на несколько маленьких участков, установив для каждого отдельную СЗЗ. Прокуратура потребовала объединить участки и увеличить СЗЗ.

Суд первой инстанции удовлетворил решение. Муниципалы подали апелляцию, считая, что решение невозможно выполнить. "Объединение участков в единую территорию приведет к серьезному расширению санитарно-защитной зоны Клещихинского кладбища. В нее попадут жилые дома на улице Малыгина и Хилокской, а также территория одноименного оптового рынка. За этим неминуемо должно последовать закрытие рынка, так как торговать плодоовощной продукцией в защитной зоне кладбища запрещено и переселение жителей ближайших домов, так как жить там тоже нельзя". Но суд оставил решение в силе, о чем стало известно вчера. Причем выполнить предписание необходимо в течение полугода.

То есть, получается, что на проблему отреагировали – но весьма неоднозначно. Расширение границ кладбища и СЗЗ потребует переселения жителей – и госфинансирования. Проблема, быть может, разрешится – но вряд ли. Расселить за полгода практически целый микрорайон? Звучит фантастически.

Кабинетный огнеборец

Накануне Новосибирск опять "порадовал" нас новостью о горящей свалке близ Хилка. Анатолий Локоть жаловался на совещании на вонь – на левом берегу дышать нечем, а правый берег оттуда вовсе не виден из-за дыма. Начальник управления мэрии города Новосибирска по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности Александр Ерохин уточнил, что "горит свалка в селе Прокудское и на законсервированном полигоне ТБО на все той же улице Малыгина. На Северо-Западе, в Дивногорском и на Титова люди жаловались на сильный запах гари. Туда выезжала комиссия, определила источники. Это оказались свалка в Прокудском и на Малыгина. В Кочковском районе основной огонь потушили, но мусор тлеет. Это происходит с 16 июля". Вот так – горит с 16-го, а мэр города учуял только вчера.

Мусорные "войны" уже в печёнках сидят у новосибирцев. И Локоть реагирует на проблемы – а толку нет.

Так, в конце ноября 2019 года из-за долгов "Экологии-Новосибирск" с рынка утилизации ТКО ушли многие подрядчики. В конце декабря Локоть озаботился ситуацией и поручил уделить внимание вывозу мусора и привлечь к нему "Спецавтохозяйство", структуру, подконтрольную муниципалитету.

Фото: https://www.rusprofile.ru

В январе 2020 вдруг выяснилось, что в Ленинском районе, где расположена ул. Малыгина, пропала большая часть мусорных контейнеров. Предположительно, их забрали разорвавшие контракты с "Экологией Новосибирск" подрядчики. Сообщает издание "Континент-Сибирь".

А потом и сама "Экология Новосибирск" сама себя признала банкротом. И это не смотря на средства в размере 147 млн руб., выделенные ей государством накануне.

О том, кто теперь в ответе за вывоз мусора, история умалчивает. Но Анатолий Локоть живо реагирует на все нарушения. Вот как он объяснил ситуацию с возгоранием на мусорном полигоне в Левобережье: "Доступа с муниципальной земли нет. Там начинается Новосибирский район. От возгораний никто не застрахован. Они носят разный характер – иногда и хулиганский. Но реакция на задымления будет более оперативно", - пообещал Локоть. И отметил, что сотрудники "Спецавтохозяйства" часто просто не могут подобраться к выгорающему конусу из мусора.

То есть, работа ведется, но как-то не получается ничего у муниципалов. Нет ни виновных, ни ответственных. Возможно, причина в том, что основные силы брошены на борьбу с пылью. Этот пункт входил в рамки предвыборной программы Анатолия Локтя в 2014 году.

И хотя еще в 2020 году мы выдвигали предположение, что Локтя могут снять с поста, он до сих пор сидит в мэрском кресле. Сидит ровно и безмятежно – потому что крики жителей о помощи пока остаются без ответа.

Читать на "The Moscow Post"