Вопрос, заданный ранее нашим корреспондентом официальному представителю МИД России Марии Захаровой, имел косвенное отношение к тому, что обсуждалось в Кремле....
Президент России Владимир Путин на встрече с главным раввином России Берлом Лазаром и президентом Федерации еврейских общин России Александром Бородо сказал, что "после обострения ситуации на Ближнем Востоке Россия всё делает для того, чтобы помочь людям, которые оказались в заложниках. Известно, что наш МИД работает через политическое крыло ХАМАСа, и в целом определённые результаты есть", - сказал"
Вопрос заданный корреспондентом The Moscow Post Марии Захаровой звучал так: "Новый посол Израиля в России дала интервью изданию "Коммерсант". Ответы посла, "искажающие российские внешнеполитические подходы и исторические реалии", вызвали реакцию со стороны Вашего ведомства. Не могли бы Вы объяснить, в чем расхождения сторон в позициях и оценках?"
Ответ Захаровой: "Во-первых, скажу, что вчера посол Израиля был вызван в МИД. Состоялась беседа с заместителем министра иностранных дел, который также имеет статус Специального представителя Президента России по Ближнему Востоку, М.Л. Богдановым. Были высказаны все те претензии, которые у нас есть в связи с подобными подходами. Это не только интервью с неудачным набором фраз. Как мы поняли, это подходы (персональные, личные, партийные или еще какие-то – не важно), но это сформулированные подходы. Они были высказаны.
Параллельно с этим наше Министерство опубликовало опровержение тезисов, квалифицированных нами как ложные (говоря современным языком, фейковые), антиисторические и антинаучные. Они были опубликованы и на наших ресурсах в социальных сетях, и на сайте министерства и в том издании, которое первично опубликовало интервью посла Израиля.
Нужно ли мне все это говорить? Я думаю, что нет. Вы можете ознакомиться с этими тезисами. Они обширны".
Ознакомились и задумались
Задумались о том, что мы действительно знаем об отношениях России и Израиля.
Ответ Захаровой был кратким, но емким, сам по себе ответ содержал вопросы: "Это не только интервью с неудачным набором фраз. Как мы поняли, это подходы", - сказала она.
О возможных "глубинных" мотивах, которые влияют на позицию Израиля по отношению к России, мы можем только догадываться. Не ведаем о "подводных камнях", которые, как правило, дипломаты не склонны обнажать без особой на то нужды. Хотя такие "камни" есть и их обнажают новости из региона, где расположено еврейское государство. Тревожные сообщения с Ближнего Востока приходят ежедневно и не могут не вселять тревогу за страны и народы этого региона, где идут боевые действия. В них вовлекаются все новые участники, а Израиль находится в их эпицентре.
То, что происходит на Ближнем Востоке, угрожает не только региону. Но на первом плане остается человеческая трагедия. "Россия обращает внимание не только на россиян, но и на граждан других стран, оказавшихся в заложниках, в том числе пожилых людей и членов их семей, прошедших Холокост", - заявил Владимир Путин на встрече в Кремле.
Эти заверения, как показалось, должны были бы успокоить не только главного раввина и руководителя еврейских общин России. Путин, казалось, стремился развеять сомнения, которые были буквально "вброшены" в информационное пространство новым послом Израиля в России.
Что возмутило МИД?
В здании на Смоленской площади о негативной реакции дипведомства на интервью Симоны Гальперин изданию "Коммерсант" сообщил замминистра Михаил Богданов. МИД возмутило то, что посол "неуважительно высказывается об усилиях, которые предпринимает Россия в своих контактах, направленных на помощь в разрешении судьбы заложников". Еще, посол подвергла критике контакты Москвы с лидерами палестинского движения "Хамас".
Слова, произнесенные Гальперин, были названы МИД РФ "крайне неудачным началом [её] дипломатической миссии"! На сайте ведомства 5 февраля появилось клеймо "Fake" и сообщение "О провокационных и неприемлемых высказываниях посла Израиля С. Гальперин в адрес России".
Само издание "Коммерсант" оказалось в центре "турбулентности" и продолжило публикации по теме. В частности, одна из них, озаглавленная "Путин: Россия делает все, чтобы помочь захваченным "Хамасом" заложникам" появилась 8 февраля с изложением разъяснений МИД РФ.
Что разъяснила Москва?
В ряду претензий израильского посла по отношению к России значился Международный день памяти холокоста (27 января), который якобы не является официальным днем в государственном календаре РФ. Посол пообещала на эту тему "поговорить", чтобы вопрос отрегулировать. Скромно так, для начала.
МИД РФ напомнил, что 27 января 1945 года именно Красная Армия освободила нацистский концлагерь Аушвиц-Биркенау (Освенцим) и в 2005 году эту дату Международным днём памяти жертв Холокоста объявила Генассамблея ООН по предложению, в частности, и России.
Привели и слова президента Владимира Путина: "Сбережение памяти о трагедии войны – принципиальная позиция нашего государства и общества, всего многонационального народа России".
Еще, послу напомнили, что Холокост пережил не "только еврейский народ", но "представители различных этнических и социальных групп", подвергавшихся преследованию и массовому уничтожению. МИД РФ сослался на Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/60/7. Еще, на Резолюцию ЮНЕСКО 34С/61 и слова Берлинской декларация ОБСЕ о уважительном отношении "ко всем этническим и религиозным группам".
Привели также слова Сергея Лаврова о том, что "Холокост и истребление многонационального советского народа – это вещи одного порядка, кроме цифр. 6 млн чел. – Холокост и больше 20 млн чел. – народы Советского Союза". Лавров сказал, что "память о жертвах Холокоста не освобождает никого от сегодняшней работы, чтобы благодаря и ради этой памяти не допустить новых нацистских движений. Наблюдаем это сейчас на Украине, в Эстонии, в Латвии, где возрождаются неонацистские настроения и практики".
МИД РФ также отметил "политизацию темы Холокоста", добавил, что язык, связанный с Холокостом, используется подчас "в политических или идеологических целях", привел примеры, включая перечень форм искажения информации о Холокосте, составленный экспертами Международного альянса в память о Холокосте (IHRA).
К этому можно было бы добавить, что уполномоченный правительства ФРГ по борьбе с антисемитизмом Феликс Кляйн в 2022 году призывал Украину присоединиться к IHRA, осудить Бандеру, как идеолога укронацизма.
МИД РФ выразил удивление тем, что "посол Израиля, а также задававший ей вопросы корреспондент обошли стороной тему неонацизма на Украине"!
Послу Гальперин (и не только ей) напомнили, что нацистам и "служившим в вооруженных подразделениях Третьего рейха" на Украине устанавливают памятники, в их честь называют улицы, проводят факельные шествия и празднества. Нашивки и шевроны украинских военнослужащих копируют нацистскую символику. "При этом израильские дипломаты цинично покрывают украинский неонацизм", - подвели итог в МИД РФ.
Израильскому послу также указали на то, что в таких странах, как Польша, Чехия, Прибалтика, Украина идет "уничтожение памятников солдатам Красной Армии". Сравниваются с землей и места захоронений воинов, остановивших Холокост. Протесты МИД России по этому поводу Израиль не поддержал. МИД Израиля не стал комментировать инцидент с выступлением эсэсовца Я. Гунько на скандальном заседании парламента Канады в сентябре 2023 года.
Россию в 2019 году не включили в состав оргкомитета по разработке концепции музея концлагеря "Собибор", а перед этим отказали в участии в этом проекте. "Вызывает недоумение то, с какой легкостью наши несостоявшиеся партнеры по проекту - Нидерланды, Словакия и Израиль, подчеркиваю, Израиль - изменили свою позицию в отношении российского участия", - сказала тогда Мария Захарова.
Подходы, "сформулированные" Гальперин
Казалось бы, все предельно ясно, на Россию, как говорят, "наехали". Сделала это посол Гальперин грубо и прямолинейно. Похоже, что транслировала, уверенность своего руководства в том, что Тель-Авив может оказывать непропорциональное влияние даже на Вашингтон. Решили проверить, что будет, если пойти на обострение в диалоге с Москвой.
Получили то, что МИД РФ изложил письменно и устно. Но в мире дипломатии свои правила, Симону Гальперин уважительно назвали "опытным дипломатом", посоветовали услышать все "из первых уст" от освобожденных заложников, узнать у них, "стоило ли их освобождение российских контактов с ХАМАС".
Как это принято в Израиле, задали встречный вопрос "Почему не удается вызволить остающихся в плену сограждан?". И посоветовали руководству Израиля проявить большую гибкость и прагматизм в деле установления перемирия в Газе. Это "облегчило бы и решение проблемы с заложниками", - заметили в МИД России.
Так, что получился "открытый и прямой диалог". Все, как и хотела посол Израиля, когда предложила взять у нее интервью российскому изданию "Коммерсант". Остается только заверить ее коллег в том, что в России тоже надеются, что отношения двух стран должны и будут оставаться дружественными.
Осталось, правда, прояснить, как в Израиле будут в дальнейшем "формулировать подходы" (персональные, личные, партийные или еще какие-то – не важно), как это назвала Мария Захарова.
Читать на "The Moscow Post"