Свежая российская фантастика "Обратимая реальность" вобрала в себя все проблемы отечественных попыток в этом жанре. Разбираем, почему фильм стал неудачей....
В интернете состоялся релиз фантастического фильма "Обратимая реальность", который наглядно показал, что с этим жанром российское кино не справляется, если в него не вбухивать миллионные бюджеты – впрочем, и с ними результат получается не очень, сообщает корреспондент The Moscow Post.
Сюжет "Обратимой реальности" переносит нас в Москву недалекого будущего, где чувствуется леденящий кровь флер антиутопии. Города преисполнены холодного неона, люди ходят в одинаково блеклой одежде, не любят выражать эмоции и все так же кидают условно смешные картинки через "ВКонтакте".
При этом цвет и вкус к жизни возвращаются к жителям отдельно взятой страны только в некой виртуальной реальности. Это ультрасовременная разработка, которая позволяет окунуться в так называемые "приключения" – программируемые события в компьютерной локации, где пользователь может делать что угодно с кем угодно.
Хотел забраться на Эльбрус? Да пожалуйста. С детства мечтал забить решающий гол на чемпионате мира по футболу? Вуаля. Даже эротические переживания всех категорий доступны – любой каприз за ваши деньги. Понятное дело, что все сидят в этом "онлайне" каждую свободную минуту – ну, примерно как мы сейчас в своих телефонах.
Но в компании, которая занимается этой перспективной разработкой, начинаются проблемы: в виртуальной реальности вдруг оживают глюки в виде подсознательных страхов пользователей. Разумеется, это рушит на корню весь кайф, а иных и вовсе может отправить на тот свет. С этим придется разобраться молодому и талантливому оперативнику Михаилу (Павел Чинарев), который и железного коня заведет с пол-оборота, и в горящий интерфейс зайдет. Он внедряется в компанию под видом неопытного дебютанта и знакомится с одной из программисток (Вера Колесникова), чтобы обнаружить след так называемых "антивиртов" – подпольщиков, которые считают эту разработку ошибкой, разрушающей настоящую человеческую жизнь. Как водится, заговор будет раскрыт, тайна окажется гораздо больше предполагаемых масштабов, а герой влюбится с предельной взаимностью.
Режиссер Дмитрий Константинов известен, в основном, как неплохой сценарист – в частности, в этом статусе он работал над сериалом Валерия Тодоровского "Оттепель" и последним фильмом с Андреем Краско "Я остаюсь". Его режиссерские работы малоизвестны, и новый фильм, очевидно, продолжит эту линейку.
С одной стороны, причина в отсутствии зрелищности, которую зритель привык получать при просмотре фантастического жанра. "Обратимая реальность" почти целиком состоит из невыразительных разговоров, а экшн-сцены и спецэффекты вставлены в хронометраж ровно настолько, чтобы можно было сказать – да, они присутствуют.
Скорее всего, куцый визуальный ряд, который едва смог поколдовать лишь над прозрачностью компьютерных экранов, связан с отсутствием у фильма бюджетного финансирования, что в России обычно заранее ставит крест на кинопроекте.
С другой стороны, при таком внешнем антураже стоило ожидать продуманную и хитрую драматургию, способную увлечь зрителя внутренним содержанием. Но и здесь, к сожалению, зрителя ожидает в кармане большая фига: сюжет не только крайне предсказуем, но и в принципе не формирует в процессе какую-либо интригу, превращая фантастику в занудную костюмированную постановку.
Более того, до определенного момента "Обратимая реальность" сильно напоминает малобюджетную фантазию по мотивам недавнего блокбастера Стивена Спилберга "Первому игроку приготовиться". Примечательно, что появление самостоятельных ноток в сюжете полностью его запутывает, в итоге все смешивается в ослепительно-неоновый винегрет, в котором ковыряться попросту неприятно.
Фильму недостает зрелищности и увлекательного сюжета, в итоге скука атакует уже на первых минутах. Фото: kinopoisk.ru
Загвоздка даже не столько в плохо продуманном мире – хотя это уже разрушает весь фантастический ореол истории.
Больше всего огорчает то, что зрителя в очередной раз принимают за дурака и подсовывают ему вместо потенциально глубокого высказывания даже не его огрызок, а просто мятый фантик с узнаваемыми концепциями. Так, например, в числе финтов, которые якобы должны удивить или порадовать, подается идея, что любой подчиненный хочет угробить ненавистного начальника, а большие корпорации – выкачать из юзеров как можно больше денег.
При том, что все это как только не облизывали. Какой смысл презентовать подобные вещи в сто первый раз, если они заочно выглядят проигрышными (не по отношению к предыдущим вариантам, а даже сами по себе), – вопрос риторический и вновь адресуется большинству российской кинопродукции.
Героиня, единственная фанатка настоящих книг среди ушедших в виртуальную реальность, конечно же будет читать Замятина – ну, потому что это "тоже" антиутопия.
Проблема вновь в том, что подобные авторские выкрутасы отечественные режиссеры любят подавать зрителю просто так, потому что они не имеют никакого значения ни для героев, ни для зрителей, поскольку не работают в отведенных рамках.
В противном случае в кино давно бы показывали нарезки из любимых режиссерами статей Википедии – мол, посмотрите, что я читал и что мне интересно! Стоит добавить, что и грамотный продакт-плейсмент в российском кино делать тоже так и не научились.
Фильм сделан без привлечения бюджетных средств, а в России это в большинстве случаев ставит крест на проекте. Фото: kinopoisk.ru
К сожалению, не спасает фильм и актерская игра. Пожалуй, единственное, что в принципе можно отметить в "Обратимой реальности", – это игру Тимофея Трибунцева, который органично меняет маски и предлагает зрителю если не глубину, так хоть какой-то объем своих разноликих персонажей.
В остальном же фильм демонстрирует шаблонные роли, в которых нет ни пространства для актерской выразительности, ни изюминки, которая позволила бы сохранить образ в памяти.
Фильм вышел в прокат в апреле, когда из российского проката стали уходить крупные иностранные релизы. На этой бесконкурентной волне "Обратимая реальность" собрала аж 15 миллионов рублей. Очевидно, это в очередной раз не окупит затрат, а нелюбовь российского зрителя к отечественному кино – только усугубит.
Так зачем же подобные фильмы продолжают и продолжают снимать? Если наше кинопроизводство сможет ответить себе на этот вопрос – вот это и будет самая настоящая фантастика.
Читать на "The Moscow Post"