Судьба международной организации кажется предрешенной....
В Скопье, с 30 ноября по 1 декабря проходило совещание министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ. Глава МИД РФ Сергей Лавров принял в нем участие, провел встречи, дал пресс-конференцию, собравшую более сотни журналистов.
Отвечая на вопрос, увеличились ли шансы "спасти ОБСЕ", Лавров отметил, что "шансы увеличились, но не на сохранение" организации, которая "себя уже превратила в нечто, что вот у меня, например, вызывает безразличие в отношении того, что с ней дальше произойдет", - ответил министр, которого не допустили к участию в ежегодном СМИД в Лодзи в 2022 году. Подробности в материале корреспондента The Moscow Post.
ОБСЕ – крупнейшая региональная организация, в нее входят 57 стран. Возможно, именно этот "супер-охват" является главным, может быть единственным, что пока держит Россию в ее составе. В остальном, членство в ОБСЕ давно стало обременительным источником проблем и неприятностей.
Незадолго до вояжа российской делегации в Северную Македонию через воздушное пространство Греции (а не Болгарии, как предполагалось), официальный представитель МИД РФ Мария Захарова ответила на вопрос, заданный корреспондентом The Moscow Post: "Министр Сергей Лавров недавно сказал, что "ОБСЕ еще можно попытаться спасти, но шансы невелики. Для чего спасать ОБСЕ?", — поинтересовался журналист издания.
Ответ официального представителя начинался со слов "ОБСЕ - это не коммерческий ларек, который перестал приносить прибыль, и его нужно закрыть, чтобы сократить убытки". Это "последняя оставшаяся платформа для диалога по европейским делам", где ведется работа с оппонентами. За этим последовал перечень "наиболее острых тем" этой работы.
Отвечая на вопрос, Захарова не могла даже предположить, что этот список будет расширен и воздушное пространство Болгарии закроется для нее персонально. Маршрут поменяли, получили разрешение на пролет через Грецию.
Для чего спасать ОБСЕ?
Но это присказка. Сказание о "платформе для диалога" так и остается пока незаконченным. Может "недосказанность" по поводу отношений России с ОБСЕ нужна дипломатам, дабы не оказаться в положении, в котором "никогда не говори никогда"?
Но представьте выпускника МГИМО, которому на госэкзамене достался билет с вопросом "Интересы России в Европе и роль ОБСЕ"? С чего начать, на что обратить внимание, чем завершить ответ? Экзаменаторы могут не понять, если ответ будет: "ОБСЕ - это важная платформа для диалога, но Москве безразлично, что с ней дальше произойдет". Эксперт РСМД Владимир Пряхин пишет, что "совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе было инициировано советской дипломатией" и считалось ее безусловной заслугой.
Задачи закрепления победных для СССР итогов Второй мировой войны и укрепления коллективной безопасности в Европе ставил еще министр А.А. Громыко. Фронтовика Л.И. Брежнева прельщала возможность коллективно подвести итоги войны, торжественно открыть вместе с руководителями европейских государств, США и Канады новую страницу в истории Европы.
Тогда также верили, что созыв общеевропейского совещания позволит вбить клин между США и их союзниками по НАТО. "Вбить клин" не удалось, это подтвердил Лавров, выступая в конце ноября на "Примаковских чтениях". Совет Европы, как и ОБСЕ задумывались, "как площадки для широкого взаимоуважительного общеевропейского диалога", … в итоге их "превращают в придатки Евросоюза и НАТО", - отметил министр.
После распада СССР, Россия из ОБСЕ не вышла, пересмотреть ее мандат не предлагала. Положение Москвы в ОБСЕ очень отличалось от того, что было до 1991 года, когда мир делился на "две общественные системы". В целом, "после ухода со сцены Советского Союза общеевропейский процесс стал терять смысл", - отмечал замминистра иностранных дел СССР Анатолий Адамишин еще в 2005 году.
Хотя, отлаженные бюрократические структуры ОБСЕ "переживают свое время, они переживают свою задачу, и очень трудно их денонсировать и ликвидировать", - заметил директор по науке фонда "Валдай", Федор Лукьянов.
"Региональным проблемам – региональные решения"
Бюрократия ОБСЕ продолжала гадить, теперь отношениям РФ с бывшими советскими республиками, став инструментом "надзора" на постсоветском пространстве. Очевидно, что в интересах России и Китая оградить Евразию, насколько это возможно, от влияния нерегиональных игроков, включая, прежде всего, США.
Лавров отметил, что ОБСЕ становится не просто "придатком Евросоюза и НАТО", организация с самых первых шагов была инструментом американской дипломатии, каналом влияния США на дела Европейского континента. Начиная с 1992 года, зона влияния ЕвроНАТОсоюза была расширена на государства Центральной Азии (ЦА). Этот регион становится стратегически важным и страны ЦА могут быть рычагом давления на Москву и Пекин. Не случайно, диалоговый механизм "С5+1", созданный в 2015 году, вышел на уровень глав государств.
Президент США Джо Байден 19 сентября встретился с лидерами Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана в кулуарах сессии Генассамблеи ООН. Причина такого внимания - особые отношения стран ЦА с Россией и Китаем. Объем торговли США с пятью государствами ЦА составляет менее 4,4 млрд долларов. Из них 86% — это торговля с Казахстаном.
Для сравнения, в 2022 году объем двусторонней торговли Китая с пятью странами ЦА достиг 70,2 млрд долларов, увеличившись на 40% по сравнению с предыдущим годом. Аналогичный показатель для России составил 42 млрд долларов, он вырос на 15% по сравнению с предыдущим годом. Это, во-первых.
Во-вторых, Евразия для США— это зона политического сдерживания и Китая, и России. Саммиты "Россия — Центральная Азия" и "Китай — Центральная Азия", прошедшие один за другим, усилили интерес США к региону. Вашингтон также беспокоят многосторонние связи в рамках ШОС, ОДКБ, Евразийский экономический союз (ЕАЭС).
В-третьих, США, ЕС и пять стран ЦА обсуждают проекты, конкурирующие с программой "Пояс и путь" и ЕАЭС. В частности, обсуждалась идея экономического и энергетического коридоров, было предложено развивать Транскаспийский транспортный маршрут между странами ЦА и Южной Азией.
В феврале 2023 года госсекретарь Энтони Блинкен побывал с визитами в Казахстане и Украине, созвал встречу министров иностранных дел "С5+1". Агентство США по международному развитию (USAID) планирует министерскую встречу "С5+1", посвященную вопросам "устойчивого экономического прогресса".
С самороспуском Советского Союза, Евросоюз (ЕС) также вторгается в дела Евразии. В 2007 году Брюссель принял стратегию по Центральной Азии. На встрече в Люксембурге в октябре министры иностранных дел государств ЦА и ЕС обсуждали вопросы углубления отношений, дополнили стратегию ЕС по ЦА 2019 года, наметили новые области сотрудничества. Следующее заседание "Центральная Азия - Европейский союз" запланировано в Туркмении в 2024 году.
Не сумели, или не захотели?
Накануне начала СВО, Лавров обвинил специальную наблюдательную миссию ОБСЕ в замалчивании того, что, по его словам, было украинскими нарушениями мирного процесса. Сегодня, с точки зрения интересов России, наиболее уязвимый регион, где бюрократия ОБСЕ может нагадить – это Центральная Азия.
О кризисе организации Лавров в Скопье высказался предельно жестко: "Мы наблюдаем полную деградацию всего того, что было создано в ОБСЕ. Деградацию всего, что было создано во всех трех измерениях безопасности: и в военно-политическом, и в экономическом и экологическом, и в гуманитарном и правозащитном", — сказал он.
Все это было известно еще в 2004 году, когда одиннадцать государств-участников СНГ заявили, что ОБСЕ "не сумела адаптироваться к требованиям меняющегося мира и обеспечить эффективное решение вопросов безопасности и сотрудничества на евроатлантическом пространстве", но уделяет выборочное внимание гуманитарной проблематике. Военно-политическая, экономическая и экологическая составляющая в работе организации была принижена.
Подводя итоги
"Чуть более чем через год исполнится 50 лет Хельсинкскому заключительному акту, основополагающему документу ОБСЕ. В этой связи с сожалением вынужден констатировать, что к этой юбилейной дате ОБСЕ подходит в плачевном состоянии, а ее перспективы остаются неясными", — заявил Сергей Лавров.
"Заключительному акту удалось охватить всё: от принципа нерушимости границ и различных военных аспектов безопасности до детально расписанных конкретных вопросов экономического и гуманитарного сотрудничества и специального раздела Follow Up to the Conference – договоренности о дальнейшем развитии процесса", - вспоминал в 2005 году Адамишин, участник подготовки документа.
И как бы подводя итоги тому многообещающему периоду в истории и страны, и Европы, констатирует: "… приходится признать: "нерушимые" границы, вроде бы навсегда утвержденные в столице Финляндии, не пережили глубокий кризис, охвативший коммунистическую систему во второй половине 1980-х. Сегодня в хельсинкском процессе участвуют 55 [57 в 2023 году] государств вместо изначальных 35. Все новички – это бывшие составные части трех расколовшихся стран-основателей: СССР, СФРЮ, ЧССР. А вот единственная интеграция, которую стремились не допустить подписанием Заключительного акта, – объединение Германии – как раз состоялась".
Читать на "The Moscow Post"