События 2022 года сильно изменили привычный культурный ландшафт в России, который, очевидно, уже никогда не будет прежним....

Ключевые изменения в сфере культуры можно записать в четыре основных категории – кино, театр, музыка и литература, о них и пойдет речь. Подробно об итогах уходящего года в материале The Moscow Post.

Кино

Намеченный ранее курс на импортозамещение в этом году стал для России доминирующим. Во многом это стало необходимостью, поскольку после начала специальной военной операции, международные кинокомпании стали прекращать сотрудничество с Россией. Исход голливудских студий, отказавшихся прокатывать свои старые и новые фильмы, а также отказ стриминговых гигантов обслуживать российских подписчиков вызвал коллапс в отечественной киноиндустрии.

В условиях отсутствия голливудских блокбастеров, собиравших основную кассу, в кинотеатрах особенно сильно стала ощутима нехватка отечественного контента. По мнению министра культуры РФ Ольги Любимовой в интервью ТАСС, в России нужно в год около 300 фильмов, причем 60 из них должны быть крупными релизами. На это выделена астрономическая сумма – более 11 млрд рублей, причем даже этого пока оказывается недостаточно.

- До сих пор, к сожалению, к российскому кино отношение очень своеобразное. То есть сейчас оно поменяется, потому что другого нет, - подчеркнула министр.

При том, что мировая индустрия постепенно оправляется от последствий пандемии и возвращает зрителя в кинотеатры, российский бокс-офис сократился в два раза по сравнению с не самым успешным 2021 годом - 22 миллиарда рублей против 40. К осени в стране закрылось 125 кинотеатров – около 6% от имеющегося числа. При этом важно уточнить, что имеются в виду полностью закрытые кинотеатры, а не процент неработающих залов, число которых остается неподсчитанным.

Один взгляд назад: подводим культурные итоги 2022 года

По словам министра культуры России, для замещения голливудского кино стране нужно порядка 300 фильмов. Фото: rg.ru

Согласно аналитике, лидером проката в уходящем году в контексте отечественного кино стало фэнтэзи "Последний богатырь: Посланник тьмы", а вот амбициозный исторический блокбастер "Сердце Пармы" не дотянул до ожидаемых результатов, уступив голливудскому боевику "Анчартед: на картах не значится", который вышел в российский прокат 10 февраля. Резонно предположить, что нехватку контента в кинотеатрах удастся заполнить не раньше, чем через несколько лет.

При этом отечественные студии уже анонсировали масштабные проекты. Так, например, председатель Совета директоров студии "Союзмультфильм" Юлиана Слащева заявила "Российской газете", что в разработке находятся несколько анимационных полных метров, которые будут создавать новых героев на основе книг, "уже написанных и прочитанных детьми".

- Это наш ответ "Гарри Поттеру", "Властелину колец", "Марвелу" и "Суперменам", - подчеркнула Юлиана Слащева.

Литература

Главное событие в литературной жизни России – это принятый под конец года закон о полном запрете "пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, смены пола и педофилии". По предварительным подсчетам новый закон затронет примерно половину книжного рынка, причем не только новую условно молодежную литературу, но и классику (что будет, например, с "Лолитой" Набокова?), и нон-фикшн-литературу (скажем, биографию Петра Чайковского).

Многие произведения, которые попадают под этот закон, к концу года уже были изъяты как из продажи, в том числе на маркетплейсах, так и из доступа в библиотеках. На этом фоне не таким заметным кажется отказ ряда иностранных издательств – например, Penguin Random House, Macmillan Publishers, Simon & Schuster - от сотрудничества с Россией.

Стоит отметить и закон об иноагентах, который напрямую касается книжного бизнеса. Так, с 1 декабря произведения авторов-иноагентов должны продаваться только запечатанными в пленку и с маркировкой 18+. Большинство издателей и магазинов прячут такие книги в прозрачный материал, есть и те, кто оборачивает их в бумагу, встречаются и сопровождающие записки с сообщением о статусе иноагента.

Что касается популярной литературы, то в топе продаж оказалось фэнтэзи – "Гарри Поттер", "Ведьмак", "Гравити Фолз", "Коты-Воители" и "Властелин колец". На фоне всеобщей тревожности эта тенденция вполне понятна.

Один взгляд назад: подводим культурные итоги 2022 года

Вполне логично, что на фоне тяжелых новостей лидером книжных продаж стала фэнтэзийная сага о мальчике-волшебнике. Фото: kinopoisk.ru

Санкции, кстати, тоже наложили свой отпечаток. Так, в частности, на некий период времени российским читателям придется забыть о качественной бумаге, понижающей контрастность, то есть более безопасной для зрения. В долгосрочной перспективе может снизиться и качество печати, поскольку производственное оборудование ранее закупалось в Западной Европе.

Отметим и то, что покупать книги на иностранных платформах, как и делать вообще какие-либо покупки, большинство российских читателей уже не может. Это связано с тем, что открытые в России банковские карточки зарубежные магазины не принимают.

По мнению литературного критика Анны Нуждиной, которое публикует издание "Формаслов", в литературном плане 2022 год — это в первую очередь ощущение "пустоты, упразднения пространства", которое возникло из-за закрытия нескольких премий и журналов, и ухода нескольких эпохально значимых поэтов. Также она подчеркивает, какую небывалую силу и размах набрала Ассоциация союзов писателей и издателей — одна из самых подвижных и внимательных институций, которая в грядущем году станет главной силой в формировании молодых авторов.

- На сегодняшний момент очевидно возникновение новой, еще относительно свободной ниши патриотической поэзии и прозы. Точнее сказать, она не новая, на какое-то время хорошо забытая и в полной мере реанимированная сейчас — как нечто отражающее актуальные потребности времени, - отмечает поэт, литературный критик Елена Севрюгина.

Музыка и театр

С уходом иностранных стримингов из России платформа "Яндекс. Музыка" стала одной из ключевых для прослушивания новых релизов, поэтому ее персональные итоги во многом отражают и федеральные тенденции.

По данным стриминга, в 2022 году самым популярным артистом стала исполнительница Anna Asti, которая стала своего рода заменой уехавшей за границу Светланы Лободы. Самым успешным альбомом на платформе стала пластинка Hattory рэп-дуэта Miyagi & Эндшпиль, сразу после выхода альбома все его песни заняли весь топ стриминга. Песня, котор пользователи чаще всего передавали друг другу в этом году, стала "3-е сентября" Егора Крида и Михаила Шуфутинского.

В числе самых популярных артистов страны вошли Леонид Агутин, Полина Гагарина, Zivert, Дима Билан, Сергей Лазарев, Елка, "Руки Вверх!" и другие. На формирование этого списка во многом повлияла эмиграция ряда русскоязычных артистов, которые выступили с критикой российской политики и сейчас работают за границей. Главным открытием года эксперты называют певца Ярослава Дронова, который выступает под псевдонимом Shaman, - его песня "Я русский" на фоне международного кризиса стала настоящим хитом.

Один взгляд назад: подводим культурные итоги 2022 года

Главным открытием года на музыкальной сцене стал певец Shaman, который обрел невероятную популярность после хита "Я русский". Фото: eg.ru

Что касается театральной жизни, то главные события традиционно произошли в управленческом плане – за год целый ряд знаковых театров страны получил новых руководителей. В их числе и "Гоголь-центр", который в этом году вернулся к своему прежнему формату и названию. Самая громкая новость – слух о том, что с поста гендиректора Театра Наций уходит Мария Ревякина, которая также является основной фигурой в руководстве премии "Золотая маска".

Эксперты ожидают, что уход Ревякиной из театра коснется и главной театральной премии страны, причем в ближайшей перспективе.

При этом, подводя театральные итоги, критик Павел Руднев в интервью газете "Культура" отмечает, что повседневное функционирование театров в целом не пострадало: есть что играть, кому и для кого играть.

- Театры по-прежнему будут играть спектакли, и этому ничто не сможет помешать. Вопрос в дальнейшем развитии, то есть вопрос тактики и стратегии. Тактика не меняется: есть репертуарная система, есть зритель, есть артисты. А вот вопрос стратегии, конечно, чуть более болезненный, потому что, безусловно, культура — это про диалог и коммуникацию, и никак иначе.

В завершение хочется отметить, что, очевидно, все нюансы тектонических сдвигов российской культуры за этот год в одном материале не уместить, тем более – спрогнозировать все новые векторы, согласно которым будет развиваться сфера в новом году. Пока точно сказать можно одно – культура России будет двигаться в немного иных направлениях, чем это было в последние десятилетия. И убедиться в этом мы сможем уже в самое ближайшее время.

Читать на "The Moscow Post"