Семененко вернулся в кресло гендиректора "Кировского завода", чтобы по дешевке распродать офшорам то, что осталось от предприятия в предыдущий период его руководства?...

Председателем совета директоров ПАО "Кировский завод" вновь станет его совладелец Георгий Семененко. Такое решение принял совет директоров структуры. Вместе с тем, для самого завода это вряд ли хорошая новость: последние годы при руководстве того же Семененко предприятие сотрясали скандалы, там проходил крупный корпоративный конфликт, а финансовое состояние и исполнение своих обязательств перед заказчиками оставляло желать лучшего.

Что ждет завод дальше - разбирался The Sankt-Peterburg Post.

ПАО "Кировский завод" - одна из крупнейших российских промышленных компаний машиностроительного профиля с развитой металлургической базой. До недавнего времени в холдинг входило 17 предприятий, в том числе, "Петербургский тракторный завод", "Металлургический завод "Петросталь", "Завод "Универсалмаш", "Киров-Энергомаш", "Вагонмаш" и др.

Порядка 42% акций завода контролируют различные офшоры, в том числе, "Банворад Холдингс Лимитед" и "РМГ Холдинг Лимитед". У Георгия Семененко формально всего лишь 1,2%. У миноритариев совокупно около 20% компании, но ранее они пытались доказать, что за офшорами стоит именно семья Семененко, а доли, оказавшиеся у этих компаний, могли быть проданы им не по рыночной цене.

Если это так, то получится, что сам Семененко своими же руками мог вывести значительную часть активов за рубеж, да еще и за сущие копейки. При этом за ним могут стоять и другие офшоры.

Среди прочего, он бенефициар ООО "Танго Вижен" с долей в 7,25%. Партнером Семененко в этой компании является ООО "Френчинвест", которое, в свою очередь, принадлежит офшору "ФРЕНЧИНВЕСТ" из Эстонии. Той самой Эстонии, которая вводит санкции и мечтает чуть ли не об уничтожении нашей страны.

Впрочем, кое-что все-таки записано лично на Семененко - при этом ранее принадлежало непосредственно "Кировскому заводу". Например, ООО "ЗБТ" с объемом госконтрактов почти в полмиллиарда рублей. Часть его долей принадлежит ПАО, однако солидное количество капитала от Кировского завода через предпринимателя по фамилии Кондратьев перешло лично Семененко. За заводом осталось менее 50%. Сейчас Роман Кондратьев – гендиректор "ЗБТ".

А ведь "Кировский завод" - один из крупнейших подрядчиков российского государства по производству продукции тяжелого машиностроения.

Общий объем госконтрактов головного предприятия не велик - около 60 млн рублей. Однако многочисленные бывшие "дочки" структуры куда более успешны на этом поприще. Например, ООО "Вагонмаш" законтрактовалось со структурами Смольного на 11 млрд рублей - в основном, выполняя поставки вагонов для метро.

Фото: Rusprofile.ru

И тут важный момент. Все последние годы, включая и предыдущий период, когда Георгий Семененко был гендиректором (2005-2022 годы), и нынешний, когда он продолжал заседать в Совете директоров предприятия, завод удивительным образом лишался своих активов - тех самых крупных машиностроительных заводов.

В период с 2020 по 2023 год были проданы ЗАО "КСП", АО "МКС", АО "Петербургский Тракторный Завод", АО "Металлургический Завод "Петросталь" и многие другие. В том числе и упомянутый "Вагонмаш".

Фото: Rusprofile.ru

Последний до 2020 года частично принадлежал чешской "Шкоде", частично Синаре, а основной пакет был у Кировского завода. И вот, все три года шел процесс его полной передачи в иностранную юрисдикцию. Он был завершен летом 2023 года, когда компания полностью отошла "ШКОДА ТРАНСПОРТЕЙШН А.С."

Что такое "Шкода" - всем известно, крупный западный автоконцерн. Чехия ввела против России целый ряд санкций, это одно из самых недружественных нашей стране государств Европы. И собственники компании, где наибольший вес должен иметь Семененко, продали им актив, да еще в такой сложный период?

Фото: Rusprofile.ru

При этом "Вагонмаш" продолжает получать государственные контракты, средства от которых могут уходить на Запад. А затем - на поддержку украинской армии?

Другие активы отошли, в том числе, и российским собственникам. А кое-что и госструктурам - "Киров-Энергомаш" достался "Росатому". Об этом предприятии мы еще скажем, но вот что интересно: в основном, это как раз вполне доходные активы. Например, АО "Петербургский Тракторный Завод" по итогам 2022 года заработал 654 млн рублей чистой прибыли. В это же время само головное ПАО оказалось в убытке на 1,8 млрд рублей.

Кроме того, складывается впечатление, что часть активов могли просто "сбросить" с баланса, как долговое бремя. АО "МКС", из капитала которого ПАО вышло 1 января 2022 года, находится в состоянии банкротства, стоимость его активов - минус 691 млн рублей. Единственный год, когда компания получила прибыль, был 2019 год (56 млн). До и после - одни нули. Зачем нужна такая структура, кроме как проводить через нее сомнительные финансовые операции?

Битва за завод

Эта ситуация остро развивалась последние три года. А до этого на протяжении порядка 14 лет в самом ПАО шел корпоративный конфликт, который более-менее был улажен только к 2020 году.

Георгий Семененко стал гендиректором предприятия в 2005 году, после смерти своего отца Петра Семененко. К слову, как пишет "Версия", до сих пор ходят слухи, что уйти из жизни ему могли помочь. Тут можно было бы подумать в сторону Семененко-младшего, но в это верится с трудом. Скорее уж миноритарии могли думать о таком варианте, надеясь, что Георгий окажется послушным и управляемым. Но вышло по-другому.

В контексте действий Семененко на посту гендиректора миноритарии попытались доказать в судах, что Семененко-младший и его родственники установили контроль над предприятием незаконно.

Они подали целую серию исков, где, среди прочего, пытались доказать, что Георгий Семененко продал 35% акций завода, переведя их на баланс кипрских компаний, подконтрольных ему и его семье. Речь об уже упомянутых "Банворад Холдингс Лимитед" и "РМГ Холдинг Лимитед". Об этом пишет РБК.

Кроме того, миноритарии пытались взыскать с гендиректора около 20 млрд рублей убытка, якобы причиненного заводу и его акционерам. Однако, в результате они отозвали свои иски, конфликт был, хотя бы внешне, улажен. И кажется, тут не обошлось без одного крайне интересного персонажа - председателя совета директоров ПАО "Кировский завод", управляющего партнера юридической компании "Дювернуа Лигал" Егора Носкова.

Явление Носкова

Насколько известно, Носков акциями завода не владеет. Тем не менее, еще в 2012 году он был избран Председателем совета директоров компании. Происходило это как раз на фоне корпоративного конфликта, на которых Носков и связанная с ним "Дювернуа Лигал" практически специализируются. Не исключено, что большая распродажа активов ПАО проходила как раз под его чутким руководством. А может и в его интересах.

Вхождение Носкова в совет директоров почти совпало с моментом, когда Высший Арбитражный Суд опубликовал постановление по делу, связанному с корпоративным конфликтом, которое якобы должно было упростить задачу акционеров компании в спорах с менеджментом.

Как напоминает "Версия", ранее Носков входил в совет директоров оборонного завода "Арсенал", что якобы привело к тому, что мажоритарного акционера Михаила Сапего арестовали по обвинению в мошенничестве. Другой же член совета директоров, Олег Риферт, также оказавшийся в СИЗО, был вынужден признать вину в хищении 16% акций "Арсенала", подписав досудебное соглашение.

Возможно, Егор Носков вошел в совет директоров "Кировского завода" как раз, чтобы помочь уладить корпоративный конфликт. А в итоге сам же мог оказаться в числе его (конфликта) бенефициаров.

Ранее наше издание уже освещало деятельность Егора Носкова и его партнера в "Дювернуа Лигал". Тогда речь шла о странной ситуации, когда имущество основателя АО "Международный банк Санкт-Петербурга" (МБСП), бывшего сенатора от Ульяновской области Сергея Бажанова странным образом перешло к его адвокатам. Да, тому самому Носкову в том числе.

Суть же истории довольно проста - банк лишился лицензии, и Бажанов перевел свои активы адвокатам - будто бы лишь во временное управление. Однако, нет ничего более постоянного, как временное. Подробно об этом читайте в материале "Похождения адвокатов Носкова и Гущева".

Егор Носков. Фото: http://www.provocator.org/pohozhdeniya-advokatov-noskova-i-guscheva/

Может быть, именно Носков сегодня принимает реальные решения на предприятии? А господин Семененко может очень бояться санкций. Напомним, что у него есть "золотая" яхта за 300 млн рублей, конфискации которой он явно не хочет. Да и западные офшоры никто не отменял. Судя по всему, именно опасаясь санкций, в 2022 году Семененко покинул пост гендиректора.

Однако, насколько известно, ни его активы, ни его имущество за рубежом не конфисковано. И вот он вернулся обратно, чтобы продолжить большую распродажу вместе с Носковым? На посту гендиректора такие процессы контролировать явно легче, чем с позиции простого члена совета директоров.

При этом еще в 2020 году The Moscow Post предполагал, что с предприятия могут выводиться активы и деньги через покупку долей "Магнита" структурами Александра Винокурова. Тогда ООО "Нацбиопродукт", входящая в "Марафон Групп" Александра Винокурова, приобрела 0,4% акций ПАО "Магнит" за 1,16 млрд рублей.

Учредителями "Нацбиопродукта" выступали кипрский офшор "Эмджи Марафон Групп (Сайпрус) ЛТД" и ООО "Фармаконтур". Учредителем последнего числится тот же "Эмджи Марафон". Это же кипрский офшор выступает учредителем ООО "Марафон Групп" Винокурова, а также ООО "Здравмаркет" и ООО "Марафон Марбл".

Фото: Rusprofile.ru

У "Фармаконтур" помимо "Нацбиопродукта" есть и другая дочерняя структура - ООО "Бентус Лаборатории". А вот среди других её учредителей легко отыскивается офшор "РМГ-холдинг лимитед". Если это действительно был процесс вывода активов, то в последующие три года он мог приобрести чуть ли не обвальный характер.

Отметим, что "Бентус Лаборатории" являются крупным поставщиком для российских госструктур, в том числе, для Минобороны. Сумма госконтрактов - почти 400 млн рублей. И часть из них может уходить на кипрские берега для пользы Семененко и его семьи?

"И стропальщик, и оператор, и грузчик"

Эти процессы идут на фоне скандалов на заводе. Срывы сроков поставок, проблемы с сотрудниками, и многое другое. В начале мы упоминали АО "Завод "Кирoв-энергомаш", который впоследствии отошел "Росатому". А в период его нахождения в ПАО завод сорвал сроки поставок оборудования для ледокола "Арктика", за что предприятию предъявили претензии в 90 млн рублей.

В "Росатоме" посчитали, что справятся куда лучше, если сами будут контролировать завод, поставляющий оборудование для их проектов. В итоге он достался госкорпорации. И разве это не унизительно для Семененко и его менеджеров? Не справились, проштрафились, и вынуждены были отдать "игрушку" серьезным людям?

Сделку оценили в 12 млрд рублей. И теперь большой вопрос - где эти деньги? На заводе, в России, или уже далеко за рубежом?

При этом постоянные финансовые качели ПАО и скандалы приводили к конфликтам с рабочим коллективом. В 2015 году трудовая инспекция выявила там, вдумайтесь только, 651 нарушение трудового законодательства. В основном, это касалось неправильно составленных трудовых договоров, в которых не был прописан функционал сотрудников, были и другие моменты.

Такое обычно бывает, когда руководство и собственники предприятия собираются "мудрить" с нагрузкой и зарплатой своих рабочих. А интересней то, что предписание трудовой инспекции долгое время не исполнялось: Георгий Семененко ушел на больничный, и этим, по сути, оправдывал свое бездействие. Об этом писал "Деловой Петербург".

Фото: https://ocompanii.net/reviews/detail.php?id=776545

При этом сами работники жалуются в Сети и на якобы задержку заработной платы, и на ее крайне низкий уровень. Утверждают, проблемы есть якобы даже с инструментами. И это у ПАО с миллиардными оборотами и кучей госзаказов. А среди прочего, "ты и стропальщик, и оператор, и грузчик". Т.е. тут явная отсылка к тем же самым вопросам, которые задавала трудовая инспекция. Только речь идет не о 2015, а уже о 2020 годе.

Похоже, благополучие сотрудников давно отошло даже не на второй, а на третий план. А на первом - распродажа активов и желание безбедной жизни на Западе? В таком контексте нетрудно предположить, что завод при нынешних собственниках долго не протянет.

Читать на "The Moscow Post"