Нового главу Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Антона Иванова коллеги обвинили в рейдерском захвате....

В июне этого года депутат Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский, член ВООПИиК, подготовил обращение в прокуратуру. Он заявил, что Петербургское отделение Общества подверглось рейдерскому захвату. В ситуации разбирался The Sankt-Peterburg Post.

Реготделение Общества было распущено решением центрального совета ВООПИиК от 19 мая, но само отделение уведомлено не было и узнало о своём роспуске из СМИ.

По мнению Бориса Вишневского у центрального совета по уставу не было права распускать отделение. Кроме того, в петербургском отделении никогда не состояло 78 человек. "Так и происходят рейдерские захваты, когда откуда ни возьмись появляются люди", - говорит Вишневский

29 июня, через месяц после заявления Бориса Вишневского, в Обществе должны были состояться выборы нового руководства. Получилось так, что Президиум центрального совета Общества буквально вышвырнул из своих рядов четырех самых известных и активных петербургских градозащитников: замглавы петербургского отделения Александра Кононова, члена президиума горотделения Алексея Ковалева, члена президиума городского отделения Анну Капитонову и упомянутого выше Бориса Вишневского.

Решение о проведении саморепрессий в Обществе приняли поздно ночью накануне выборов. По мнению исключенных градозащитников, целью смены власти в отделении может быть вопрос лояльности к властям Санкт-Петербурга.

Но вернёмся к нашему ВООПИиКу. Новым главой Общества стал замглавы петербургского отделения историк Антон Иванов. Исключённый из Общества депутат Борис Вишневский ещё до выборов выразил мнение, что если ВООПИиК возглавит Антон Иванов и его люди, то на городском отделении организации можно поставить крест. По его мнению, в худшем случае отделение может перестать быть градозащитной организацией и рискует оказаться под контролем комитета по охране памятников (КГИОП).

Одиозный КГИОП уже не раз мелькал в СМИ под дурными заголовками. В ноябре 2011 года представители Коалиция Петербургского Действия "Градозащита" выступили с докладом "Разрушители Петербурга", в котором анализировали лоббистскую деятельность Комитета по государственному контролю.

Ключевыми лицами, стоящими у истоков решений которые многие посчитали незаконными, были названы заместитель председателя комитета Алексей Комлев и начальник управления государственного учёта объектов культурного наследия и правового обеспечения Алексей Разумов. В 2013 году Алексея Разумова арестовали с поличным при получении мелкой взятки. Тогда "Градозащита" высказала желание помочь следствию материалами в отношении его коррупционных действий, чтобы ему не вменили в вину одну лишь мелкую взятку.

15 мая 2020 года Комитет опубликовал законопроект об отмене возможности подачи повторных заявок на включение объектов в список памятников культурного наследия. В тот год градозащитники и многие участники Общества заявили, что этот закон лишит возможности сохранить многие исторические здания и повлиять на планы девелоперов по сносу или перестройке.

Затем, уже осенью 2020 года СК РФ выпустил короткометражный фильм под названием "Где эта улица, где этот дом?". В ленте открыто критиковали Комитет и его роль в градостроительных скандалах.

В июне 2022 года, СК РФ возбудил против сотрудников КГИОПа уголовное дело по факту превышения должностных полномочий: в городе ежегодно вспыхивали градостроительные скандалы, когда исторические здания сносили якобы как не подлежащие закону об охране дореволюционных построек, для чего в паспортах зданий подделывали даты возведения.

Так были уничтожены манеж лейб-гвардии Финляндского полка, здания "Васильевского винного городка", корпуса Торговых бань Екимовой, а дома Лапина на Рижском проспекте подготовили к сносу. Отчего у СК РФ такое рвение победить КГИОП, от принципиального чувства справедливости или от личного желания Александра Ивановича Бастрыкина сохранить город своего детства и юности, точно сказать нельзя.

На пути разрушения исторических памятников Петербурга стоят сейчас только СК РФ и ряд градозащитников.

Читать на "The Moscow Post"