За ошибки политика будут расплачиваться европейские граждане....

Вопрос The Moscow Post на брифинге представителя МИД РФ Марии Захаровой касался высказываний главы европейской дипломатии Жозепа Борреля. "Что ждет отношения России и Евросоюза и в чем от них польза?" - спросил корреспондент The Moscow Post.

"В ходе упомянутого интервью Боррель сделал еще одно признание. Что Евросоюз недостаточно сделал для сближения с Россией. С одной стороны, сложно поспорить, а с другой - Боррель смягчает положение дел и уходит от ответа.

Скорее ЕС много сделал для отдаления от России и разрыва отношений, чтобы усложнить нормальный диалог", - заявила дипломат.

Философия построения стратегического партнерства России и ЕС в качестве двух взаимозависимых мировых интеграционных полюсов, приобрела в Брюсселе логику извлечения из наших отношений односторонних преимуществ, а потом стала частью политики сдерживания России, - заключила Мария Захарова.

Мария Захарова: Боррель уходит от ответа

"Овес" нынче дорог

В "доковидном" 2019 году потребление природного газа в Европе составило около 560 млрд кубометров. За счет импорта было покрыто около 85% спроса ЕС газ. Доля "Газпрома" в потреблении достигла почти 40%. Норвегия и Алжир вместе дали около 25%. На долю поставок СПГ из США, Катара и других источников пришлось 20%.

Еврокомиссия разработала предложения по обеспечению энергетической безопасности Европы. Ключевой пункт - сократить потребление газа, нефти и угля, импортируемых из России. Евросоюз (ЕС) намерен стать независимым от российского топлива "задолго до 2030 года, начиная с газа". Еврокомиссия (ЕК) к началу апреля подготовит план поставок углеводородов в предстоящий зимний сезон, к июню определит предложения по плану сворачиванию связей с РФ, названного "REPower ЕС".

Одновременно, появились признаки сомнений, если не сожалений. Главный дипломат Евросоюза ЕС Жозеп Боррель задумался о возможных ошибках, о последствиях разрыва с Россией, особенно для энергетики ЕС. Брюссельский дипломат 14 марта посвятил свой блог проблеме снабжения Европы энергоресурсами, The war in Ukraine and its implications for the EU - European External Action Service (europa.eu).

Понятно, что назвать причины нависшего над Европой кризиса Боррелю непросто по политическим причинам. Легче признать преступления неонацистов на Украине, чем критиковать решения коллег-бюрократов ЕК, взявшей курс на биржевую торговлю газом.

Страсти на этом рынке кипят, что добавляет нервозности. Брюссель в ценообразовании на газ давно настаивал на конкуренции. Поставщики предпочитали долгосрочные контракты. Линия ЕК взяла верх и биржевые цены теперь колеблются, как никогда. Зависят от многих факторов и недавно "прыгнули" до 4 долларов за кубометр. За год цены выросли более чем на 500% до 1200-1300 долларов за тысячу кубометров.

Для экспортеров и владельцев запасов газа в подземных хранилища газа (ПХГ) наступила "золотая пора". По данным Федеральной таможенной службы, доходы "Газпрома" от экспорта по итогам января 2022 года увеличились в 2,7 раза по сравнению с показателем за аналогичный период 2021 года и составили 9,463 млрд долларов. Физический объем экспорта газа в январе (13,8 млрд кубометров) снизился на 14,3% по сравнению с декабрем, но в денежном выражении экспорт вырос на 13,5%.

Проблема рекордно высоких цен на газ прямо связана с запасами топлива в европейских ПХГ. По данным на 12 марта, хранилища были заполнены на 26,3% - это на 10% ниже, чем в среднем на эту дату за последние пять лет. Сейчас в хранилищах находится около 28,25 млрд кубометров газа - на 7,3 млрд кубометров меньше, чем в 2021 году. Показатель заполнения, составлявший весной 2021 года около 35%, к октябрю вырос до 75%. Теперь ЕК планирует к 1 октября каждого года обязать страны ЕС заполнять свои ПХГ на 90% и выше. Ззаполнять хранилища в условиях сверхвысоких, тем более резко меняющихся цен, и дорого, и рискованно. Деньги легко можно потерять при снижении цен.

Даже при относительно благоприятных условиях, когда заработали ветротурбины и потеплело, проблема не решается. Например, 12 марта европейские ПХГ пополнились на 175 млн кубометров газа, но отбор в тот же день составил 196 млн кубометров. "Газпром" имеет в Европе пять газохранилищ, которые используются во время отопительного сезона и во время ремонтных работ на газопроводах. В новых условиях ЕК может указывать, когда и сколько закачивать, когда и на сколько поднимать запасы газа и чей газ хранить.

"Развод и газовые "алименты"

На наших глазах происходит официальное оформление "развода" между Россией и Европой. Москва назвала Совет Европы инструментом пропаганды НАТО и с готовностью с ним рассталась, а заодно и с ПАСЕ. Тяга к разрыву есть и в Европе. Например, британские финансовые организации, акционеры TotalEnergies SE, потребовали уйти из России. В случае такого решения французская компания потеряет 14% своего портфеля СПГ. Сегодня ей принадлежит почти пятая часть "Новатэк", 20% акций проекта "Ямал СПГ" и 10% в новом проекте "Арктик СПГ-2".

Европолитики, принимая решения по отношениям с "Газпромом", должны учитывать экономические реалии. Боррель еще в начале февраля предупреждал, что высокие цены на энергию помешают восстановлению экономики после пандемии. Далее, объяснил, что "сложности с поставками газа" вызваны "кризисом отношений с Россией", хотя признал, что Москва контрактные обязательства выполняет. Как-то невнятно промямлил, что без долгосрочных контрактов дополнительных поставок не будет.

В новых условиях новых контрактов может и не быть. С мега-санкциями, которые ввел ЕС, было бы логично поддерживать высокие цены на газ. Брюссель, объявив войну главному партнеру по собственному энергетическому комфорту, сказал все, что можно.

Причины энергетического кризиса в Европе коренятся в подмене руководством ЕС, задуманного как экономическое сообщество, его главных целей большой политикой. С конца 1990-х годов ЕК пыталась всеми силами внедрить конкуренцию на европейском газовом рынке, преодолеть "излишнюю зависимость от российского газа". ЕК давно стремилась ограничить потенциал РФ в обеспечении Европы энергоресурсами, снизить роль "Газпрома", но не заметила, как стала частью ЕвроНАТОсоюза.

Отсюда берет начало идеология "Зеленого перехода", планы развития конкурентного газоснабжения через хабы, другие инициативы, включая Третий пакет реформ в области газа и электроэнергии 2009 года, направленный на либерализацию рынка электроэнергии и газа. От стабильной зависимости "по разумным ценам" Европа попросту "вильнула" в сторону высоких цен. Итоги борьбы с "Газпромом" сложились не в пользу бюрократов ЕК, тем более европейских потребителей.

По данным "Газпрома", средняя цена экспорта по контрактам в 2021 году составила 272,8 долларов за 1 тыс. кубометров, прогноз цены газа на этот год - 296 долларов за 1 тыс. кубометров. Средняя цена экспорта газа "Газпрома" в январе составила почти 686 долларов за 1 тыс. кубометров. В декабре прошло года цена экспорта составляла 517,8 долларов за 1 тыс. кубометров.

Тем временем, в прошлом году средняя цена газа на споте по индексу TTF выросла с привычных 250-300 долларов за тысячу кубометров до 600 долларов, к осени стоимость контракта с поставкой "на день вперед" превысила 1000 долларов, в декабре выросла до 2200 долларов за тысячу кубометров. Таких цен на газ в Европе никогда не было даже близко. Нетрудно заметить, что, введя санкции, Брюссель "выстелил в ногу" Европе, особенно Германии и странам "второй скорости", расположенных к востоку от Берлина. С новыми ценовыми реалиями этим экономикам справиться будет особенно трудно.

Поразмыслить об ошибках в отношениях с Россией, как это озвучил Боррель, не значит пересмотреть решения или исправить ошибки. Напротив, ЕС ввел санкции, запрещающие финансирование энергетического сектора России в любой форме. Кроме того, под ограничения попали "Роснефть", "Транснефть" и "Газпромнефть", то есть те компании, которые продолжают снабжать Европу углеводородами. Евросоюз заморозил инвестиции в российские проекты по добыче и разведке ископаемого топлива.

Отсюда три "мобилизационных" рекомендации, которые сделал Боррель. Первый – повышение сопротивляемости Европы высоким ценам. Второй – преодоление зависимости от России, в результате чего ценовые невзгоды могут нахлынуть с новой силой. Третий – повышение способности Европы к обороне, как бы для спокойствия в условиях экономической войны. Иными словами, предстоит готовится к дефициту энергоресурсов и укреплению вооруженных сил.

Асимметричный шок

За этим следует неутешительный вывод Борреля: ценовые последствия для Европы будут значительны, рост цен на энергию в ЕС в этом году превысит 35%! Крупнейший энергетический концерн Германии E.ON считает, что Европе будет крайне трудно значительно сократить зависимость от поставок энергоносителей из России, по крайне мере в ближайшие три года. Об этом говорится в заявлении генерального директора E.ON Леонарда Бирнбаума.

Прогнозируя "значительное сокращение", Боррель пытается представить ситуацию вкупе с потрясениями еврозоны 2008 года и влиянием пандемии. Асимметричный шок, по его мнению, или внезапное изменение экономических условий, затронет "некоторые страны ЕС больше, чем другие". Причина в сильной зависимости стран "второй скорости" от российского газа. Евросоюз, по его словам, должен готовиться к мобилизации, чтобы "предотвратить ослабление ЕС асимметричными потрясениями", наращивать "потенциал солидарности" с пострадавшими странами. При этом Боррель не совсем корректно сравнивает "объединенные закупки вакцин" с перенастройкой системы газоснабжения.

Не исключено, что ЕС придется пересмотреть систему оптовых цен на электроэнергию. В настоящее время цена для всех видов генерации определяется ценами на газ. Доля газовой генерации в общих объемах производимой электроэнергии из всех видов топлива выросла за тридцать лет с 17,5% до 49,9% к 2020 году.

Курс на СПГ

За время с 2015 по 2021 год доля СПГ в потреблении природного газа странами ЕС выросла с 8% до 18%. За это же время доля собственной добычи в потреблении сократилась с 24% до 9%, доля Норвегии сохраняется на уровне 20% и не может существенно вырасти. Доля Алжира в эти годы не превышала 8-10%. Заместить российский газ, составляющий 45% импорта и 40% потребления, будет непросто и дорого.

Стратегия по сокращению газовой зависимости от России выглядит следующим образом:

Во-первых, это замещение трубопроводного газа сжиженным. Даже если все объемы СПГ Катара (107 млрд кубометров в 2021 году) направить в Европу, это составит только 60% от объемов, поставленных в том же году Россией. Американский СПГ заместит не более 30% импорта газа из РФ, если цены будут сопоставимы с азиатскими.

Во-вторых, Европе предстоит пройти через снижение норм энергопотребления и всемерную экономию газа и электричества. Жозеп Боррель призвал жителей Европы снижать личное потребление энергии. "Нужны индивидуальные усилия для снижения потребления газа. Это так же, как снижать потребление воды во время засухи или надевать маску во время пандемии коронавируса", - заявил он в Европарламенте.

В-третьих, Европе предстоит продолжить переход на возобновляемые источники генерации, но уже без сравнительно недорогого газа, который идет в Европу по долгосрочным контрактам. Возобновляемые источники для эффективной и стабильной работы нуждаются в поддержке со стороны газовой генерации, мощности которой можно оперативно регулировать в течение суток или в зависимости от ветровой нагрузки, что критично для парков солнечных батарей или ветровых ферм. К 2020 году природный газ (699 Twh) по отношению к возобновляемым источникам (1115 Twh) составлял 63%.

Таким образом, дальнейшее наращивание "зеленой" генерации должно сопровождаться наращиванием газовой генерации. "План Борреля", как бы косвенно, ставит под вопрос реалистичность стратегии "зеленого перехода", связанную с использованием водорода, производимого из газа. Про "водородный альянс" РФ и ЕС теперь можно забыть. Как будет выглядеть рынок удобрений и, как следствие, рынок продовольствия?

Нацеленность Евросоюза на оборону ляжет дополнительным бременем на бюджеты, которым придется в новых условиях поддерживать страны "второй скорости", со-финансировать расходы на строительство приемных терминалов, разведку и разработку месторождение газа за рубежом. Отказываясь от экономичного трубопроводного газа, Евросоюз подрывает собственные интересы по целому ряду направлений.

"Европа значительно увеличила импорт СПГ. Его чистый объем в январе достиг 12 млрд кубометров. Цены на СПГ в последнее время стремительно растут, реагируя на резкий рост европейского спроса. Для США это очень выгодно – три месяца подряд Европа является крупнейшим экспортным рынком для американского СПГ" - делится мнением китайское издание "Хуаньцю шибао". Дональд Трамп может быть доволен, как, впрочем, и президент Байден. Их призывы к Берлину отказаться от проекта "Северный поток-2" услышаны и выполнены. Вопрос только в том, сколько их увещевания будут стоить экономике Германии, а также потребителям в Европе.

Читать на "The Moscow Post"