Европейский газовый рынок лихорадит. Цена мартовского фьючерса на хабе TTF в Нидерландах выросла 1 марта на 25%, до 125 евро за 1 МВт·ч, или 1424 долларов за 1 тыс. кубом...
Как передает корреспондент The Moscow Post, "Газпром" продолжает подачу российского газа для транзита через территорию Украины в штатном режиме в соответствии с заявками европейских потребителей, - заявил представитель компании. Но инвесторы опасаются прекращения поставок. Берлин эти опасения подогревает планами прекратить в перспективе закупки газа в России. Об этом сообщила посол ФРГ в Киеве, говорил министр экономики и защиты климата Германии.
На этом фоне цены на нефть также поднялись до максимальных за последние семь лет уровней. На лондонской бирже ICE стоимость фьючерсов на нефть Brent с поставкой в мае вплотную приблизилась к 110 долларам за баррель.
Нормально, хуже или только СПГ?В американском журнале Foreign Affairs 28 февраля опубликована статья "Газовые войны Кремля". Европейцы вместе с американскими соавторами размышляют о том, как "Европа может защититься от российского шантажа", перейдя на импорт СПГ. Среди авторов статьи Георг Захманн, старший научный сотрудник аналитического центра "Bruegel" в Брюсселе и его коллега по этому центру Симон Тальяпьетра.
В тот же день центр "Bruegel" выпустил доклад "Готовясь к первой зиме без российского газа". Те же авторы, та же тема - СПГ. Совпадение не случайное. Угар Евросоюза в области санкций зашкаливает. И надежда на СПГ, мотивированная политически, также представлена еще и в докладе Еврокомиссии "Торговля СПГ между ЕС и США".
Международное энергетическое агентство (МЭА) тоже готовит план кризисного реагирования для снижения зависимости от "Газпрома". Американцы в стороне не остались. Газета Washington Post высказалась в том смысле, что без российского газа Европе не выжить, что Евросоюз далек от единства и не хочет жертв ради Украины, особенно по вопросам поставок сравнительно дешевого российского газа.
Свои надежды Европа подкрепляет тем фактом, что объемы импорта СПГ из США постепенно росли, а в 2021 году превысили 22 млрд кубометров. Всего за шесть лет поставок Европа получила более 60 млрд кубометров американского газа. Для сравнения, объемы, поставленные "Газпромом" по трубам "Северного потока-1" только в 2021году составили 59 млрд кубометров.
Сценариев с поставками российского газа, по крайней мере, три. Первый – все останется, как было в 2021 году. Второй – газа станет меньше. Третий – рынок будет в критическом состоянии, газ будет дорогим, потребление придется ограничивать.
Остается только гадать и мечтатьО поставках российского природного газа на мировой рынок, включая СПГ, заявил Владимир Путин в своем приветствии по случаю открытия очередного саммита Форума стран — экспортеров газа (ФСЭГ). Это было 22 февраля. "Убеждены, что в интересах мирового сообщества обеспечить, чтобы энергопереход не превращался в средство продвижения политических и экономических интересов отдельных игроков и, тем более, не сопровождался санкционными или иными ограничениями", — указал президент. И пообещал, что РФ будет наращивать инфраструктуру и инвестиции в газовый сектор.
Но "погодные условия" за последние десять дней поменялись до такой степени, что прогнозировать ситуацию даже на ближайшие недели стало занятием неблагодарным. Европе не остается ничего другого, кроме как гадать! Так или иначе, опасения, что Россия может ответить, растут.
Дилемма, которую решает Еврокомиссия: пополнять ли свои ПХГ к следующей зиме дорогим газом? В случае, если ответных "газовых мер" на антироссийские санкции не последует и "Газпром" продолжит поставки в прежних объемах, операторам придется пережить массированное обесценение того газа, который они могут закупить сегодня и завтра по сверхвысоким ценам спотового рынка. Если поставки "Газпрома" будут строго ограничены контрактами и заявками, заполнить ПХГ к зиме можно и не успеть.
По оценкам "Газпрома", по состоянию на 27 февраля объем активного газа в европейских подземных хранилищах упал до 28,8 млрд кубометров. Это на 21,3% (на 7,8 млрд кубометров) меньше показателя прошлого года и на 0,4 млрд кубометров ниже исторических минимальных значений на эту дату. Для пополнения запасов к зиме Евросоюзу потребуется закачать "такие значительные объемы газа", которые за один летний сезон никогда ранее не закачивались, утверждает пресс-служба "Газпрома". Суточные лимиты закачки ограничены технологическими возможностями хранилищ.
Брюссельские руководители призывают к "диверсификации поставок" и наполнению ПХГ в обход России. Бюрократы легко игнорируют факты и экономику. Увеличение добычи газа в Нидерландах может вызвать сейсмическую активность. Резервы Алжира и Норвегии полностью задействованы. Надежды на Катар и США в качестве поставщиков СПГ в Европу можно отложить лет на пять. Тем более надежды, что Япония и Южная Корея смогут помочь за счет "избыточных морских поставок". Долгосрочные контракты ограничивают "свободные объемы" даже в условиях высоких цен на газ в Европе.
Более того, спрос на СПГ в мире растет примерно на 5% в год. Эти темпы могут сохранится до 2025 года, идя в ногу с растущими потребностями азиатских стран, потребителей в других регионах мира. Иными словами, рынок СПГ может оставаться таким же напряженным, как и в 2021 году. ЕС, таким образом, следует приготовиться к ценам на природный газ на уровне одного-двух долларов за кубометр, может быть и выше, на длительную перспективу.
Если Москва "отключит газ"Страх получить "ответку" от России вполне реальный. В августе прошлого года Bloomberg сообщал, что Европа может остаться без тепла или платить за него втридорога "благодаря" политикам, выступавшим против "Северного потока — 2". Прогнозы оправдались, цены спотового рынка 1 марта находились на уровне 1,5 долларов за кубометр газа. Цена мартовского фьючерса на хабе TTF в Нидерландах выросла на 25%, до 125 евро за МВт·ч, до 1424 долларов за 1 тыс. кубометров на фоне обострения напряженности. На 2 марта этот показатель вырос до 2280 долларов за тыс. кубометров. Аналитики отмечают, что этот рост вызван дорогим "нероссийским" газом.
Все страны континентальной Европы около 40% импортного природного газа покупают в России, в Германии эта доля выше - 50-55%. В начале этого года Евросоюз опять стал принимать танкеры с американским СПГ, чтобы покрывать потребности, сдерживать рост цен. Напомним, что прошедшая зима оказалась в Европе сравнительно теплой. В прошлом году в Германии в это время заморозки повредили 30 тысяч ветряных турбин. Миллионы солнечных панелей были покрыты снегом и льдом. Парки ветряков и солнечные фермы не работали, но нуждались в подстраховке газовой и угольной генерацией.
Дефицит возник вслед за нежеланием немецких властей сертифицировать уже полностью готовый проект "Северный поток-2". В свою очередь, "Газпром" не стремился наращивать объемы прокачки газа по ГТС Украины сверх контрактов. В "газовом бодании" с Москвой отметились и Вашингтон, и Брюссель, и Лондон.
Теперь, в марте 2022 года, речь идет о максимальном давлении Запада на Россию. Утверждается, что ЕС отправляет в Россию только 5% своего экспорта, что экономика всех стран Европы намного больше российской, которая "плохо интегрирована в мировую". Потенциальных ограничений на европейский импорт со стороны РФ можно не опасаться, утверждают авторы.
Другое дело энергетика. Бельгия, Франция и Нидерланды в импорте природного газа из России более или менее защищены. Испания и Португалия не импортируют газ из РФ. Но Германия полагается на Москву примерно на 50% своего импорта газа, Италия - на 40%, Австрия, Венгрия, Словения и Словакия зависят на 60%, а Польша на 80%. Болгария зависит полностью.
Есть и опасения, что Россия может компенсировать проблемы отношений с ЕС за счет Китая. Но, как утверждает доклад "Bruegel" и статья в Foreign Affairs, Москве будет трудно заместить экспортные доходы, потерянные в Европе. В 2021 году Россия, по оценкам, продала нефти и газа в Европу почти на 100 млрд долларов.
Вывод, который делают авторы публикаций, не утешителен: "Если Москва отключит газ, ЕС сможет коллективно справиться — по крайней мере, на время … большинство государств, вероятно, доживут до осени 2022 года без серьезного дефицита". Наибольшие трудности испытают Болгария и Польша.
Дефицит газа в Европе может привести к тому, что цены на энергоносители в Европе "взлетят до небес, усугубив и без того продолжающийся кризис … экономическое восстановление после COVID-19 пошло под откос" вслед за санкциями в ответ на специальную военную операцию России.
Рост цен на газ в Европе ведет к росту затрат на электроэнергию, повышает инфляцию и подрывает покупательную способность населения и конкурентоспособность бизнеса. Газ также используется для производства аммиачной селитры и мочевины. Высокие цены и перебои с поставками отразятся на сельском хозяйстве и стоимости продовольствия.
Вердикт авторов вышеупомянутых материалов суров: "можно пережить нынешнюю зиму без дальнейшего российского импорта". Но управлять европейской экономикой в течение нескольких лет без российского газа будет много сложнее. Вывод - полная замена российского газа будет очень дорогой и может оказаться физически невозможной и экономически затратной.
Вопрос в том, как сохранить долгосрочные санкции против России? Любые контрмеры со стороны Москвы, беспокоятся авторы, ударят по интересам всей Европы, что требует от Брюсселя "всеобъемлющей энергетической стратегии для всего континента … в обмен на более решительную поддержку санкционного ответа ЕС", - думают в Брюсселе.
В рамках подготовки всеобъемлющей энергетической стратегии ЕС предстоит, как думают авторы статьи и доклада центра "Bruegel", продумать такие меры, как:
- детально оценить уязвимость стран-членов и компаний
- проанализировать варианты снижения зависимости от российского газа
- детально понять интересы всех стран ЕС, определить меры их защиты
- найти партнеров по долгосрочным контрактам на поставку СПГ
- разработать меры поощрения газовых компаний, чтобы пополнять ПХГ
- стимулировать пополнение ПХГ мерами господдержки
- инвестировать в возобновляемые источники и энергоэффективность.
Лет через "пять – десять" эти меры могут дать результаты, - делают выводы европейцы.
А пока, "ЕС должен создать специальный фонд для компенсации конкретным странам, регионам или секторам финансовых потерь, вызванных санкциями", чтобы сохранить политическое единство. Если этого сделать не удастся, Евросоюз может столкнуться с энергетическим кризисом.
Может ли Россия положиться на Китай?Этот вопрос волнует европейских аналитиков не меньше, чем европейская энергетическая безопасность. Действительно, России может переориентировать экспорт углеводородов в перспективе 5-10 лет. К 2030 году экспорт российского природного газа в Китай будет определенно превышать 100 млрд. кубометров в год только за счет уже действующих, утвержденных и предложенных к рассмотрению проектов. На ноябрь 2021 года 60% российских поставок нефти (4,5 млн баррелей в сутки, около 230 млн. тонн в год) приходилось на европейские страны). Доля Китая составляет около трети этих объемов и будет расти.
Для иллюстрации, 28 февраля, когда были обнародованы статья в журнале Foreign Affairs и доклад аналитического центра "Bruegel" в Брюсселе, "Газпром" подписал договор на проектирование газопровода через Монголию в Китай мощностью 50 млрд кубометров в год. Столько газа Германия получает из России в год. Совпадение это или сигнал Европе, решившейся пойти на невиданное обострение с Москвой?
Пакет из 16 межправительственных, межведомственных и коммерческих документов, включая совместное российско-китайское заявление о международных отношениях, был принят в рамках визита президента РФ Владимира Путина в Китай в начале февраля. Это может снять с России часть давления со стороны Запада. К примеру, готовность Китая импортировать российскую сельхозпродукцию. В ходе визита было заключено четыре коммерческих контракта. "Газпром" - CNPC по дальневосточному газопроводу. "Роснефть" - Huawei по информатизации и цифровизации и "Роснефть" - CNPC по поставкам 100 млн тонн нефти через Казахстан. Подписан меморандум по сотрудничеству в сфере низкоуглеродного развития.
Евросоюзу, прежде всего операторам газового рынка, предстоит оценить не только "насколько Россия может полагаться на Китай в качестве торгового партнера", но насколько решительно Россия может переориентировать свои торгово-экономические интересы в сторону от Европы.
Читать на "The Moscow Post"