Полухин и несостоявшийся губернатор Белгородской области могут заниматься бизнесом по "окучиванию" редакций СМИ....
Белгородская компания с одним сотрудником делает деньги буквально из воздуха - продаёт право использования чужих фотографий. Спрут раскинул свои щупальца по всей стране - через подачу исков в арбитражи разных регионов. Среди представителей компании отметился и некто Александр Полухин, чьи фамилия в Белгородской области довольно известна. Такую же носил бывший вице-губернатор и экс-ректор БелГУ Олег Полухин.
Помимо этого, юридический владелец компании оказался связан с семьей другого бывшего чиновника Белгородчины - Геннадия Махотина. Попробуем разобраться, что же за компания "Пейзаж" промышляет на фотографическом поприще и кто за ней стоит. Подробности - в материале корреспондента The Moscow Post.
В юридической практике есть такое понятие как "потребительский терроризм", то есть целенаправленное злоупотребление клиента правами потребителя с целью получить выгоду, в том числе денежных компенсаций за якобы нарушенные потребительские права.
Бизнес ООО "Агентства по защите прав фотографов "Пейзаж" состоит в том, они подают иски о защите авторских прав к различным госучреждениям, изданиям и прочим лицам, которые посмели опубликовать ту или иную фотографию у себя в блоге, журнале или на сайте. До подачи иска второй стороне поступает претензия, где озвучивается сумма за не подачу иска. Если деньги авторы такой претензии не получают, то уже идут в суд, где сумма повышается.
При этом об иске вторая сторона порой даже может и не знать, то есть лишена права отбиться от претензий. Это объясняется тем, что такие дела рассматривают в упрощённом порядке, то есть быстро и без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов. Не получил уведомления, не уследил за базой судов - получи вердикт не в свою пользу. А о деле узнаешь только тогда, когда придёт уведомление от приставов.
Похоже в интеллектуальной сфере подобное явление также стало проблемой. Как грибы после дождя расплодились ИП и мелкие ООО-шки с минимальным капиталом и одним сотрудником, которые буквально из воздуха "делают" деньги, наживаясь на фотографах, СМИ и любой компании, а также физлицах. Про подобную схему The Moscow Post писал ранее, рассказывая о г-не Лаврентьеве, который занимается тем, что совместно со своими коллегами (ИП Игорь Петрович Расстрыгин и ООО "Антипиратские технологии")
Среди тех, чьи интересы представляла вышеуказанная группа лиц, оказался уроженец Киева, фотограф Виталий Раскалов, сотрудничающий с американскими телеканалами, а также, вероятно, спонсировавший ВСУ, его друг - российский фотограф Вадим Махоров и их общая знакомая - заочно арестованная в России судом по делу о незаконном доступе к гостайне блогер Лана Сатор.
Но Лаврентьев сотоварищи оказались не единственными, кто почуял золотую жилу в этом не пыльном деле.
Напейзажнули по арбитражам
ООО "Пейзаж", было создано в г. Старый Оскол (Белгородской области) которое сменило потом наименование на ООО "Федеральное агентство по защите прав фотографов "Пейзаж", а в июне 2023 года снова переименовались - в ООО "Агентство по защите прав фотографов "Пейзаж".
Фото: https://www.rusprofile.ru/
В арбитражах России на сегодня находятся свыше 1,5 тысяч исков с участием данного ООО и все поданы в 2022-2023 годы. Лихо, ничего не скажешь!
Во всех этих исках, за исключением парочки, "Пейзаж" выступает истцом. Ответчики - частные компании, СМИ и госучреждения. Со всех них компания с минимальным уставным капиталом 10 тыс. рублей и одним сотрудником, требует компенсации за использования фотографий. В качестве обоснования ООО ссылается на то, что у него с фотографами заключены некие договоры доверительного управления.
Фото: https://kad.arbitr.ru
За 2022 год выручка компании "Пейзаж" составила 14 млн рублей, прибыль выросла астрономически - на 886%. Все эти средства получены как проценты от выигранных судов за использование фотографий. То есть деньги появляются буквально из воздуха, ведь и фотографии делает не владелец фирмы, и в суды документы подают нанятые отдельные представители, о которых мы поговорим далее. А сам "Пейзаж" - это некая прослойка в длинной цепочке, которая, на наш взгляд, не выполняет никакой задачи, кроме как пофигурировать в качестве истца. И чем же это не потребительский террор?
Фото: https://www.rusprofile.ru/
При этом ответчики по делам "Пейзажа" находятся в разных уголках страны - от Москвы до Камчатки. А как же при такой географии "пейзажисты" представляют интересы своих клиентов, спросите вы? Особенно с учётом, что, по открытым данным, штат ООО - один человек. А тут всё просто - рассмотрение исков в порядке упрощённого производства происходит без вызова сторон, а иски подаются через электронную базу правосудия. А уж шаблонов нашлёпать для однотипных исков - не велика задача.
Тут хочется отметить, что владельцем и директором "Пейзажа" является Виктор Тюхай, который, судя по другим своим активам, никакого отношения к юриспруденции не имел до этого и в целом создаётся впечатление о номинальности этой персоны. Тюхай был директором ныне ликвидированных белгородских компаний - профорганизация ООО "Комбинат строительных материалов" и ООО "Монтажстрой-М".
Фото: https://www.rusprofile.ru/
ООО "Монтажстрой-М" владели Ольга и Игорь Махотины, а ко второму активу, который ранее возглавлял Тюхай, имела отношение Елена Махотина (возглавила его после Тюхая). При этом семья Махотиных, включая Геннадия Махотина (возможно, отца Игоря и Ольги Махотиных), также была учредителями некоммерческого партнерства "Научно-исследовательский институт гигиенической безопасности строительных материалов и промышленных отходов", что был ликвидирован в Москве в 2021 году.
Упомянутый Геннадий Махотин был не последним человеком в Белгородской области - в период с 2002 по 2005 год он занимал пост главного врача госучреждения "Центр Госсанэпиднадзора в городе Старый Оскол и Старооскольском районе".
Фото: https://www.rusprofile.ru/
Помимо этого, Геннадий Махотин, по открытым данным, - заслуженный врач России, экс-начальник отдела организационного обеспечения деятельности и ответственный секретарь комиссии по вопросам здравоохранения аппарата Общественной палаты России. Фамилия Махотина в 2008 году также упоминалась в материалах "Новой газеты" (архивная ссылка) как потерпевшего по делу торговцев должностями. Якобы этому потерпевшему обещали похлопотать о назначении губернатором Белгородской области.
Фото: https://novayagazeta.ru
В те же годы высокий пост в Белгородской области занимал и Олег Полухин - в 2000-2012 годы был руководителем аппарата главы администрации области, а также заместителем губернатора Белгородской области. Можно предположить, что Полухин, позднее занявший пост ректора БелГУ, но покинувший его в 2023 году, был знаком с Махотиным. Не зря же амбиции последнего выросли до губернаторства. Для этого одного "хотения" маловато, должны быть и связи.
О том, что вместе с уходом экс-губернатора Евгения Савченко из Белгородчины "посыпаться" может его давний соратник Олег Полухин, к работе которого в качестве ректора НИУ БелГУ могут появиться вопросы у правоохранителей, The Moscow Post сообщало в одном из прошлых материалов. Вопросов было не мало, в том числе по бюджетным вливаниям, деньгам для "Фонда помощи Белгородскому университету", а также общественность не забыла историю и о том, как был найден мёртвым в лесу проректор Валентин Затенацкий, имевший отношение к распределению госконтрактов.
От чего же мы вдруг вспомнили именно сейчас фамилию Полухина?
Дело в том, что фирма Тюхая - "Пейзаж", работавшего на семью Махотиных, также имеет в своём "коллективе" некоего представителя - Александра Полухина. Эта фамилия фигурирует в материалах судов, а также эта подпись стоит и возражениях на отзыв на иск "Пейзажа" к The Moscow Post.
Фото: https://kad.arbitr.ru/
Фото: материалы дела по иску к The Moscow Post
Ранее интересы "Пейзажа" представлял другой адвокат - Илья Гончаров, о котором The Moscow Post рассказывал много интересных фактов.
Но вернёмся к новому представителю.
Номер телефона, указанный как номер Полухина, числится за оператором Воронежской области. Помимо этого, некий Александр Сергеевич Полухин из Воронежа в открытых источниках указан как совладелец WebJustice. На сайте последнего уточняется, что это некий сервис интернет-правосудия, через который за не большую плату могут заверить сайт. Судя по пользовательскому соглашению на сайте, представляет сервис ИП Седых Евгений Николаевич.
В публикации газеты "Коммерсант" от 2020 года Евгений Седых, владеющий компанией Webjustice, был представлен как юрист, сопровождающий работу ООО "Федеральное агентство по защите прав фотографов "Пейзаж". В группе Webjustice в соцсетях фигурируют как Полухин, так и Седых. Оба из Воронежа. Помимо этого, Евгений Седых имеет в Воронеже компанию по разработке программного обеспечения - ООО "Интернет-Правосудие" и такой же ИП. Ранее в его активе было ещё три юрлица, но они ликвидированы. При этом долю в воронежской фирме Седых - ЗАО "Ониони-Недвижимость" имела и белгородская компания - ООО "Гигант-Инфо" и как раз таки из Старого Оскола. Вот такая тесная связь меж двумя регионами.
Фото: https://www.rusprofile.ru
И вот ещё какое совпадение - упомянутый выше Игорь Махотин, который до сих пор является президентом ассоциации "Промстройиндустрия" из Белгородской области, также был ликвидатором регионального отделения "Трудовой партии России" в Воронежской области. Лидер партии - Сергей Вострецов, депутат Госдумы прошлого созыва. В Белгородской области партия также имела собственное отделение, которое возглавляла Александра Андросова - экс-владелец любимого господрядчика белгородских властей - ООО "Владимирстройресурс".
Помимо этого, Махотины по сей день имеют бизнес в Воронежской и Белгородской областях. Вот и возникает вопрос, а не имеет ли отношение воронежский Полухин, что представляет интересы "Пейзажа" Тюхая, к бывшему белгородскому вице-губернатору Полухину? Не слишком ли много совпадений?
Да и сам юридический владелец "Пейзажа" в свете всех нюансов больше похож на номинала, прикрывающего интересы реальных владельцев. А фамилию последних после расследования The Moscow Post вполне можно предположить.
Читать на "The Moscow Post"