Ситуация с банкротством уникального химического института АО "Научно-исследовательский и проектный институт карбамида и продуктов органического синтеза" (НИИК) остается в...
Долгие годы основным владельцем "НИИК" был Игорь Есин, ныне занимающий пост генерального директора. Но несколько лет назад институт перестал справляться с заказами, и началась чехарда в составе акционеров и топ-менеджменте. А сейчас "НИИК" дошел до того, что проходит через процедуру банкротства. И окончится оно, видимо, тем, что долги повесят на генерального директора и бывшего собственника компании – Игоря Есина.
Интересно, что банкротство АО "НИИК" задумывалось как спецоперация. Видимо поняв, что продолжать бизнес и не потерять личные деньги у собственника не получится, Игорь Есин принимает решение привлечь экспертов по банкротству – Юрия Яворского и Максима Катана.
Первый уже имел опыт ликвидации десятка собственных компаний, а второй помогал ему в этом, выполняя роль временного управляющего. О чем говорить, если даже процедуру личного банкротства Яворский доверил провести Максиму Катану.
Партнеры принялись за дело. Игорь Есин передает свою долю в АО "НИИК" Юрию Яворскому, временным управляющим "НИИК" становится Максим Катан. То есть Есин нанимает некую антикризисную – как он думает – команду, которая должна с помощью процедуры банкротства отбиться от кредиторов. Институт активно занимал деньги и остается должным на сегодня около 2 млрд рублей. Почему Есин выбрал Яворского? Потому что Яворскому с помощью Катана один раз уже удалось уйти от ответственности и оставить банки с носом: он прошел процедуру личного банкротства, ликвидировал компании с многомилионными долгами, распродал имущество (в основном тележки, рабочий инструмент) и на этом – всё!
И здесь важен психологический портрет Игоря Есина. По словам знакомых с ним людей, он не особо любит вникать в детали. Он больше про презентации, выставки, конференции. Разбираться в юридических документах, законодательстве – не его конёк. И кажется, господам Яворскому и Катану это отлично известно. Именно этим они и воспользовались, когда взялись за банкротство "НИИК".
Дело в том, что по закону именно Игорь Есин как основной акционер и председатель совета директоров АО "НИИК" ответственен за все сделки, которые заключал институт, включая получение кредитов.
Его компании – крупнейшая из которых ТИКО-Пластик – выступали поручителями перед банками. А это означает субсидиарную ответственность. Поскольку "НИИК" находится в процедуре банкротства, то весь реестр, который уже на сегодняшний день сформирован на 2 млрд рублей, может быть повешен именно на Игоря Есина. Практикующие юристы говорят, что в последние годы увеличивается число дел, в которых руководителей и собственников должника привлекают именно к субсидиарной ответственности.
Игорь Есин был как собственником, так и генеральным директором "НИИК". Он непосредственно определял, как и куда будут распределены денежные средства со счетов будущих банкротов. Не забывал и о себе любимом - оплачивал со счетов личные нужды, например "Клуб лидеров", ну и, наконец, выплачивал сам себе дивиденды вместо того, чтобы погашать кредитные обязательства – с 2015 года сумма выплаченных дивидендов составила около 945 млн рублей.
Предполагаем, что Яворский – кстати говоря, бывший замполит – сумел убедить Есина в отсутствии рисков, нарисовал безупречные схемы. Но реальность существует по своим правилам: сегодня банки не позволят просто так уйти в закат с сотнями миллионов рублей, прикрывшись банкротством. И Есин – будь он реалистом – должен потихоньку начинать задумываться о своем будущем после банкротства "НИИК", завода "ТИКО-Пластик" и других своих компаний - по всем ним возбуждены банкротные дела. Он, видимо, и сам не исключает печальное развитие событий. Например, квартиру по месту регистрации горе-предприниматель уже успел переписать на сына.
Тучи сгущаются над головой Есина, даже если он этого сам и не замечает. Сейчас с "НИИК" судится "Сбербанк", на очереди другие кредиторы компании – ВТБ, Россельхозбанк. А летом станет понятно, что отвечать по долгам кому-то придется. И это будут точно не Яворский с Катаном.
Читать на "The Moscow Post"