"Похоронный король" Олег Шелягов собрался в политику, чтобы заниматься лоббированием собственного похоронного бизнеса?...
"Главный похоронщик" России, глава ГК Ritual.ru Олег Шелягов сегодня дал расширенное интервью РБК. Среди прочего, в разговоре была затронута и деятельность возглавляемой Шеляговым Военно-мемориальной компании (ВМК), одной из основных специализаций которой является организация прощальных церемоний для военнослужащих. Работа этой компании, ее сомнительные связи, также как и деятельность самого Олега Шелягова неоднократно становились предметом расследований в нашем издании.
Первый текст, подробно повествующий о том, как ЗАО ВМК может "наживаться" на героях военных конфликтов был размещен в The Moscow Post еще в 2016 году с тех пор Олег Шелягов неоднократно давал повод вновь и вновь возвращаться к своей персоне. Не стало исключением и сегодняшнее интервью.
Подробности - в материале корреспондента The Moscow Post.
Кому война, а кому мать родна
В интервью, Олег Шелягов заявляет, что "у Военно-мемориальной компании нет специального контракта на захоронение погибших военных с Министерством обороны", что, возможно, верно по форме, но сложно назвать правдивым по сути. В материале "Похоронка" для ВМК, или кто "наживается" на героях?", подробно расписывалась специфика сотрудничества Федерального военно-мемориального кладбища (ФГУП "ФВМК") ( находящегося в ведении Министерства обороны Российской Федерации) с ЗАО "Военно-мемориальная компания". Еще в 2015 году руководитель ФГУП "ФВМК" Дмитрий Коробцов и генеральный директор ВМК Олег Шелягов подписали соглашение о сотрудничестве, согласно которому ВМК сохранила статус единственной организации, которой доверены подготовка и проведение всех траурных мероприятий на главном кладбище России.
При этом Минобороны брало на себя обязательства "содействовать ВМК и ее структурам", "способствовать распространению среди личного состава Вооруженных Сил РФ информационных материалов о деятельности". Существовала даже директива Генштаба, разосланная во все военкоматы России и предписывающая, что в случае гибели военнослужащих, ритуально – похоронные услуги, включая изготовление и установку памятников, может оказывать только ЗАО "ВМК".
Уже тогда эксперты били тревогу, что подобный акт неприкрытого лоббизма нарушает антимонопольное законодательство. При этом ранее Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уже уличала Минобороны в "анти-конкурентном сговоре" с ВМК. Одним из главных лоббистов при этом выступал Дмитрий Коробцов, даже после вмешательства ФАС, вновь наделивший ВМК "монопольным правом" на "военные похороны". Как утверждает блогер Иван Темников на сайте "Блогспот", якобы ВМК ежемесячно выплачивала "поощрение" целому ряду должностных лиц Минобороны и военных комиссариатов. Последние не оставались в долгу: в ряде регионов РФ якобы были зафиксированы случаи лоббирования интересов ВМК со стороны руководства местных военкоматов.
Сам Олег Шелягов на сегодняшний день является учредителем 14 организаций - большинство из которых прямо или косвенно причастны к тем самым ритуальным услугам. Особыми бизнес успехами все эти конторы похвастаться не могут - по данным на 2022 год выручка там составила меньше двух миллионов в год, прибыль и вовсе в минусе.
Фото: https://www.rusprofile.ru
Но, несмотря на довольно скромные финансовые успехи, предприятие Шелягова продолжает пользоваться огромным влиянием на рынке ритуальных услуг. Не потому ли, что в его успехе задействованы механизмы далекие от чисто рыночных?
Цикалюк и щупальца "Сбера"
Среди возможных бенефициаров этого "бизнеса на гробах" назывался Сергей Цикалюк создатель СОАО "Военно-страховая компания" (ВСК).Ранее он был офицером Главного политического управления Министерства обороны и, по слухам, в свое время пользовался поддержкой первого зампреда Сбербанка Аллы Алешкиной. Формально ЗАО "Военно-мемориальная компания" было учреждена ООО "ВЕК-Б" и четырьмя гражданами РФ (Горбылевым, Слипченко, Соловьевым и Старосадчивым). А вот учредителем ООО "ВЕК-Б" является уже Сергей Цикалюк. Считается, что именно благодаря связям в военном ведомстве господин Цикалюк смог добиться заключения выгодных контрактов ВМК и Минобороны.
Относительно недавно Цикалюк стал фигурантом еще одного нашего расследования: как сообщал корреспондент The Moscow Post, страховая компания ВСК, якобы может быть причастна к информационным атакам на конкурентов с целью их ослабления и потенциально дальнейшего получения их бизнеса "за копейки".
Фамилия Цикалюка фигурирует еще в одном скандале двухгодичной давности, связанном с хищением денег из военного ведомства – в 2021 году СК направили материалы для возбуждения дела против четырех генералов и трех полковников. Проверяющих заинтересовали подробности попыток внедрения еще в 2012–2016 годах во внутренних войсках МВД информационной системы "Недвижимость", что, как оказалось, существовала только на бумаге. Изначально договоры на создание ИС были подписаны между главным центром автоматизированной системы управления (ГЦ АСУ) внутренних войск МВД и Всероссийским научно-исследовательским институтом автоматизации управления в непромышленной сфере им. В.В. Соломатина (ОАО "Вниинс"). Так вот "Вниис" до недавнего времени являлось акционером ВСК.
Фото: https://www.rusprofile.ru
Рельсы на кладбище
Имелись у ВМК и иные связи: После того, как хозяева ВМК решили продать эту структуру, основным акционером компании стал крупнейший негосударственный фонд в стране – НПФ "Благосостояние" , подконтрольный ОАО "Российские железные дороги". В этом же фонде с 2012 года работал и Олег Шелягин в должности советника исполнительного директора, где курировал вопросы корпоративной пенсионной системы холдинга РЖД. После того, как НПФ "Благосостояние" приобрел ЗАО "ВМК", в последующие пять лет фонд направил более 7 млрд. пенсионных рублей на развитие точек продаж, обучение сотрудников и бесконечные реструктуризации и модернизации громоздкой, но бесперспективной структуры. По слухам, из ВМК параллельно был выведен большой объем активов , а отдельные работники не стеснялись нагреть руки на практически бесконтрольном потоке пенсионных средств.
Вопросы к деятельности Шелягова, также как и аффилированных с ним структур, возникали не только у ФАС. В 2020 году офис ЗАО "Ритуал-Сервис", одним из совладельцев которого является Олег Шелягов, в Москве подвергся обыску о стороны сотрудников столичного Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Северному административному округу. Однако в итоге обвинения так и не были выдвинуты.
По мнению гендиректора "Ритуал-Сервиса" Дениса Маршавина все началось из-за помещения морга в Боткинской больнице, в котором Ritual.ru работал в сотрудничестве с ГБУ "Ритуал".Маршавин считает, что это может быть попыткой выдавить конкурентов из-за второй волны COVID-19. Надо заметить, что сам Шелягов, в сегодняшнем интервью, заявил, что хотя работы им добавилось, "количество заказов и выручка это,две большие разницы" и что выручка даже при увеличенном количестве заказов сохранилась примерно на одном уровне.
Имя Шелягова всплывало и в совсем ином контексте при продаже "Мособлбанка" в которой мог быть замешан глава госкорпорации "Агентство страхования вкладов" (АСВ) Юрий Исаев. Предполагалось, что он мог быть "посредником" от госкорпорации по продаже кредитной организации. Якобы имя Исаева упоминалось на встрече бывшего владельца "Мособлбанка" Анджея Мальчевского с покупателями Олегом Шеляговым и банкиром из "СМП-банка" Павлом Бальским. Якобы, там же прозвучали и имена братьев Ротенбергов, тоже вероятно имевших какое-то отношение к этой покупке.
"Похоронный король" идет в политику
В 2016 году в Нижнем Новгороде прошла пресс-конференция НРО КПРФ, посвященная предстоящей избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Законодательного Собрания Нижегородской области.Среди выдвиженцев оказался и Олег Шелягов. Он занял место Александра Горшкова, который выбыл из рядов компартии, по причинам чуть менее печальным, нежели то, чем занимается Олег Шелягов: Горшков был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частями третьей и четвертой ст. 159.2 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере, совершенное при получении государственных субсидии).
Спустя два года после избрания Олег Шелягов вошел и в нижегородский похоронный бизнес, приобретя 51% акций в местной конторе ООО "РИТУАЛ-НН". В марте этого года появилась информация о том, что Олег Шелягов купил две региональные газеты: "Московский комсомолец в Нижнем Новгороде" и "Московский комсомолец в Иваново".
В изданиях стали публиковаться его колонки на тему похоронного бизнеса, а его телеграм-канал внезапно вырос с 850 человек до 4 тысяч подписчиков. По некоторым данным, медийная активность Шелягова связана с желанием избраться в Ивановскую областную думу от "Партии пенсионеров". Шелягов же является и руководителем регионального отделения этой партии в Москве.
Впрочем, учитывая его предыдущую политическую деятельность, возникает нешуточное подозрение, что и здесь избрание депутатов станет лишь предлогом для того, чтобы поглубже запустить свои щупальца в региональный погребальный бизнес. Печальным, на грани кощунства, символизмом выглядит стремление Шелягова держаться возле партий, предпочтение отдающих избирателям достаточно преклонного возраста. Кому смерть и горе, а кому и денежки.
Читать на "The Moscow Post"