Долю Daimler Truck в Камазе может выкупить его гендиректор Сергей Когогин. Не для этого ли компанию накачивали бюджетными деньгами?...
Немецкий автоконцерн Daimler Truck ("Даймлер") выходит из российского Камаза. По информации наших источников, 15%, которые он имеет в активе, достанутся не государству, а гендиректору и совладельцу структуры Сергею Кокогину. Сделку наверняка поддержит и "Ростех" под руководством Сергея Чемезова - и вряд ли за просто так.
Подробности - в материале корреспондента The Moscow Post.
Сегодня основные доли в "Камазе" распределены следующим образом: 47,1% у госкорпорации "Ростех", еще 23,5% у "Автоинвест" которая принадлежит олигарху Рубену Варданяну (20%), гендиректору предприятия Сергею Когогину (30%) и хозяину MR Group Николаю Тимохину, а оставшиеся и 15% как раз у Daimler Truck.
Чемезов скажет "да"
Учитывая санкции, все сделки по отчуждению российских активов от западных инвесторов должны проходить согласование в Правительстве. И уж тем более, если речь идет о компаниях с крупным госучастием. Поэтому переход доли "Даймлера" также будет согласован. Ключевой актор тут - Минпромторг, руководимый Денисом Мантуровым. Последний, как известно, давний соратник главы "Ростеха" Сергея Чемезова, без одобрения двух этих чиновников сделки не будет.
Вместе с тем, неизвестна возможная сумма сделки. Можно предположить, что она будет крайне низкой в связи со всей санкционной ситуацией - ранее многие инвесторы вышли из российских компаний с большим дисконтом для новых собственников. Наверняка также будет и на этот раз.
И поэтому это прекрасная возможность для Сергея Когогина получить актив по весьма низкой цене. Ну а о выгодах говорить не приходится. В этом случае он станет владельцем напрямую, а не через "Автоинвест", где ему приходится учитывать позицию партнеров Варданяна и Тимохина - мягко скажем, не простых переговорщиков.
Фото: Rusprofile.ru
Впрочем, с Варданяном ему проще договориться. Сейчас Рубен Варданян находится в СИЗО в Баку - после "решения вопроса" с Нагорным Карабахом власти Азербайджана задержали его по подозрению в финансировании терроризма и участии в деятельности незаконных вооруженных формирований. С человеком, сидящим за решеткой, можно было бы договориться и о выкупе его доли в "Автоинвесте".
Вместе с тем, непонятно, как такого человека, как Варданяна, вообще пустили в капитал государственного "Камаза". Ранее основанную им инвесткомпанию "Тройка Диалог" заподозрили в выводе почти $5 млрд из России на Запад. Если посмотреть на "Автоинвест", по итогам 2022 года компания получила почти 3 млрд рублей убытков. Может быть, деньги из "Камаза" уже "вымываются"?
И это при том, что само ПАО "Камаз" по итогам 2022 года получило прибыль 1,2 млрд рублей, выручку свыше 122 млрд рублей, увеличило стоимость своих активов. Компания выступала поставщиком по госконтрактам почти на 120 млрд рублей. В декабре 2023 года тот же Когогин заявил, что по итогам года структура получит рекордную чистую прибыль по МСФО - и это в добавок ко всей бюджетной поддержке производителя.
Т.е. это огромный, жирный кусок пирога, накаченный бюджетными деньгами, который может перейти в руки гендиректора предприятия.
Другой партнер Когогина, Николай Тимохин - тоже примечательный персонаж и многократный "герой" наших публикаций. Он основной бенефициар MR Group, крупного девелоперского холдинга, который считается близким к московской мэрии.
А долю свою в "Автоинвесте" он получил от не менее скандального персонажа, основателя и президента VI Holding Виталия Мащицкого. Последний - друг детства Сергея Чемезова, так что сделка наверняка была согласована с ним.
Супруга и небо в офшорах
Остается вопрос, а где же господин Когогин, если действительно именно он выкупит те самые 15% долей, возьмет средства? Есть основания полагать, что он куда богаче, чем кажется. Более того, он же имеет и влияние на политику: его супруга Альфия Когогина - депутат Госдумы всех последних трех созывов. Она состоит в Комитете по промышленности и торговле. И пусть их общие доходы за 2020 год составили свыше 70 млн рублей, этих денег явно не хватит, чтобы выкупить долю.
Ранее Альфия Когогина работала на "Камазе". По ее собственным утверждениям, за несколько лет она якобы принесла предприятию 3 млрд рублей. Вот только часть этих денег могла осесть вовсе не в "Камазе", а в западных офшорных кубышках, владение которыми пытаются приписать супружеской чете Когогиных.
Альфия Когогина. Фото: https://chelny-biz.ru/upload/iblock/ef5/ef589183e2bb7efb525c6f4d21f95bc9.jpg
Ведь тот же самый "Автоинвест" ранее также был офшором - кипрской Avtoinvest. До 2017 года именно он владел 23,2% акций автоконцерна. Еще в октябре 2013 года "Камаз" выкупил у Avtoinvest ltd 3,72% собственных акций, передав их своей дочерней структуре ФЛК "Камаз".
Сделка сопровождалась серьезным скандалом - в редакцию СМИ "Челны ЛТД" пришло письмо, якобы подписанное директором департамента финансов Камаза Саматом Саттаровым. В нем утверждалось, якобы бенефициаром офшора являются гендиректор автогиганта Сергей Когогин с супругой.
Но ведь на тот момент он уже руководил предприятием. Значит, мог являться заинтересованным, аффилированным лицом. А ведь "Камаз", повторимся, преимущественно государственный. И на выкуп пошли те самые бюджетные деньги.
Фанера всему голова
Впрочем, он должен был обогатиться и до этой сделки. Напомним, что ранее он работал министром промышленности и торговли Республики Татарстан. В 2020 году правительством региона в Москве было учреждено ЗАО "Финансовая лизинговая компания" (ЗАО "ФЛК"). Она должна была помочь оздоровить ситуацию на "Камазе" через проведение экспертиз бизнес-планов инвестпроектов предприятий, претендующих на приобретение автомобилей "Камаз" в лизинг.
Контроль над этим осуществлял как раз министр Когогин. Как утверждают в Сети, якобы под его контролем ФЛК работала с предприятиями, которые были никак не связаны с программами по выводу концерна из кризиса. А среди контрагентов якобы был "Зеленодольский фанерный завод" (ЗФЗ), на тот момент, управляемый Александром Когогиным - братом нашего героя.
К слову, интересный вопрос, как предприятие попало под контроль Когогиных. Возможно, дело в том, что Сергей Когогин до 1999 года возглавлял администрацию Зеленодольского района Татарстана?
Причем работать ЗФЗ мог по залоговой схеме. Т.е. ЗФЗ по договору залогового имущества отдавало под залог ФЛК свою основную продукцию - фанеру. А ФЛК, не имея собственных больших средств, проводила переуступку долга Фонду межотраслевых и общеотраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Республики Татарстан.
В результате из Фонда могли выводиться значительные денежные суммы для обеспечения залога перед ЗФЗ. На самом же деле эти деньги могли пускаться ФЛК в оборот или зачисляться в фонд прибыли.
ЗАО "ФЛК" не полностью контролировалась Сергеем Когогиным. Филиал компании в Казани в начале 2000-х годов возглавляла Гарифуллина Альфия Гумаровна. Имя и отчество совпадают с именем и отчеством супруги гендиректора "Камаза". Несмотря на то, что юридический адрес филиала был зарегистрирован в одном месте, офис Гарифуллиной находился в здании Минэкономпрома РТ, а руководил данным министерством Александр Когогин.
Интересно, что Сергей Когогин всегда отрицал возможное участие в делах ЗФЗ.
В 2011 году крупнейшим мажоритарным акционером ЗФЗ с пакетом в 27% была ООО "Залог" (51,17% акций принадлежит Сергею, 48,83% - Александру), вторым – ООО "Альфа Инвест" (её собственник и гендир – Константин Сергеевич Когогин). Формально, как физическое лицо, директор "Камаза" не числится акционером фанерного завода.
Сергей Когогин. Фото: http://www.kamazopt.ru/news/2016/12/sergej_kogogin_o_zadachah_kamaza_v_2017_godu_1.jpg
Не до конца ясно, почему Когогин долгое время пытался скрыть возможную причастность к делам ЗФЗ. Возможно, потому что бенефициаром "Альфа Инвест" предположительно являлась кипрская "Popat Holdings Limited" и аффилированная с ней "DIGIMARKET HOLDINGS LIMITED"?
Сейчас Сергей Когогин мог нацелиться не только на долю "Даймлера", но и занимается странными вещами. Он может выводить активы "Камаза" на близких себе людей. Недавно он продал свою московскую компанию "Свежий ветер" бывшей телеведущей "Вестей Камаза" Людмиле Трейсман. Именно ей в прошлом отходили активы автогиганта. Ранее об этом подробно писал The Moscow Post.
Возникает вопрос - а зачем все это надо государству? Когогин может пользоваться своим положением для обогащения и вывода денег автогиганта за рубеж. Но Россия продолжает и продолжает вкладывать деньги в предприятие, и как же иначе? Возможно, правоохранителям стоит внимательней присмотреться, куда идут эти деньги.
Читать на "The Moscow Post"