Могла ли депутат Госдумы Виктория Николаева покрывать рыбный бизнес олигарха Глеба Франка, пока ее брат – главный "Винни-Пух" Приморья, распоряжался незаконно нажитым иму...

Как передает корреспондент The Moscow Post, Ленинский райсуд Владивостока удовлетворил иск Генпрокуратуры и постановил обратить в доход государства 821 объект недвижимости, принадлежавший бывшему мэру города Владимиру Николаеву, его сестре — депутату Госдумы Виктории Николаевой, матери Раисе Николаевой, племяннице Евгении Забелиной и ряду аффилированных компаний. Кроме того, с ответчиков предписано взыскать 590 млн рублей незаконных доходов от эксплуатации этой собственности.
Среди конфискованного имущества - санаторный комплекс "Амурский залив" (три участка на 11,4 га, здания площадью 113 тыс. кв. м, стоимостью около 1,2 млрд рублей), апарт отель "Магнум" с 322 квартирами, 269 машино местами и 23 офисами (3,6 млрд) и десятки земельных участков, зданий и офисов общей площадью свыше 10 тыс. кв. м. Все это было получено с нарушением антикоррупционного законодательства в то время, когда Николаев был мэром Владивостока.
Удалось доказать, что Николаев незаконно занимался предпринимательской деятельностью, а также не предоставлял полные и достоверные сведения об источниках своего дохода, его размере и легальности. При этом Генпрокуратура указывала, что Николаев использовал подставных и номинальных лиц для ухода от контроля уполномоченных органов.


Виктория "прикроет" брата в Думе
Таким образом, эта конфискация стала невиданной по масштабу в современной истории Приморья. Но ведь Владимир Николаев персонаж давно известный и даже "отработанный" - все прекрасно знали, кто он такой и до 2025 года. Однако несмотря на связи с криминалом и судимости, он остался одним из крупнейших лендлордов Приморского края, а то и всей страны.
А заодно получил серьезное политическое прикрытие в Госдуме в виде своей сестры Виктории Николаевой. Последняя избралась от "Единой России" в 2016 году, затем переизбралась в 2021 году и явно очень хочет сохранить свои депутатские полномочия в 2026 году. Нынешняя история может серьезно подпортить ей карьерные перспективы.
Может показаться, что это анекдот, но в Госдуме Виктория Николаева вошла в Комитет по безопасности и противодействии коррупции. Помогает бороться с этим позорным явлением, кто бы мог подумать. И правда, как говорилось в советском киножурнале "Фитиль" - "что охраняем, то и имеем".
Повторимся, ее фигурировало в числе ответчиков по иску Генпрокуратуры, хотя в официальной декларации сведений обо всем этом богатстве вы, конечно, не найдете. Согласно последним опубликованным данным за 2021 год, она заработала менее 10 млн рублей, и оказалась владелицей скромной квартиры в 48 кв. метров, индивидуального дома в 134 метра и двух земельных участков общей площадью 1,7 тыс. кв. метров.

Приморские лендлорды от "Винни-Пуха" до Глеба Франка


Фото: https://rosdek.org/people/nikolaeva_viktoriia_viktorovna3
Всего то? Охотно верим - особенно после решения суда по иску Генпрокуратуры.


"Рыбное лобби" с Франком и Тимченко
Сама же Виктория Викторовна бизнесом не занимается. Откуда дровишки? Помимо брата-лендлорда она может лоббировать крупный рыбный бизнес, который оказался связан с ее братом Владимиром Николаевым и кое-какой "рыбой" покрупнее. Как минимум 2021 года Владимир Николаев был акционером АО "Турниф" (Тихоокеанское управление промысловой разведки и научно-исследовательского флота). Компания занимается рыболовством, переработкой и торговлей рыбными и морскими продуктами, выручка по итогам 2024 года - 6,6 млрд рублей, стоимость активов свыше 6,4 млрд рублей.

Приморские лендлорды от "Винни-Пуха" до Глеба Франка

Фото: Rusprofile.ru https://www.rusprofile.ru/history/467103?origin=egrul&group=founders&critical=0
 

А сейчас управление этой структурой осуществляет "Русская Рыбопромышленная Компания" - один из крупнейших игроков на отечественном рыбопромышленном рынке. До конца 2022 года она принадлежала зятю известного олигарха Геннадия Тимченко - крупному предпринимателю Глебу Франку, имеющему самые серьезные связи в политических и деловых кругах страны.

Приморские лендлорды от "Винни-Пуха" до Глеба Франка

Фото: Rusprofile.ru https://www.rusprofile.ru/id/467103
В рыбный бизнес оказалась вовлечена и мама экс-мэра Владивостока - вместе со своим партнером Виталием Дудко она выступает совладельцем рыболовной компании "Штурвал". А ведь женщине уже за 80 лет - когда только все успевает?
 

Приморские лендлорды от "Винни-Пуха" до Глеба Франка

Фото: Rusprofie.ru https://www.rusprofile.ru/id/6122907


Она - многостаночница, имеющая доли в более чем 20 юридических лицах: "Трансриэлти", "Мистраль Дв", "Капитал", "Партнер", "Камелот", "Альянс", "Реал-Сервис", "Астирс", "Гранд", "Тихий океан"), базе отдыха "Морской берег", рекламного агентства "Ситибилборд", стройкомпании "Интеб", фирм "Влад Авиа Тур" (деятельность по организации отдыха и развлечений) и "Инвест Групп" (аренда и лизинг строительных машин и оборудования) и других. Включая тот самый "Турниф", которым сейчас управляет структура, связанная с олигархом Глебом Франком.
Если решение суда по иску Генпрокуратуры вступит в законную силу, эти компании отойдут государству.
Кстати, истории Владимира Николаева и Глеба Франка чем-то похожи - оба получили колоссальные активы не без помощи государства. Глеб Франк построил свою "рыбную империю" во многом благодаря тесным связям с государством, происхождению из влиятельной семьи и партнерству с крупнейшими финансовыми и административными игроками. Ключевым звеном в его карьере стал отец — Сергей Оттович Франк, бывший министр транспорта России и многолетний генеральный директор ПАО "Совкомфлот", одного из крупнейших судоходных холдингов страны.
ПАО "Совкомфлот" перевозило значительные объемы российской экспортной нефти. На этом фоне Сергей Франк считался человеком, близким к Игорю Сечину и вообще к нефтяной отрасли, с отличным доступом к административному ресурсу, включая Минтранс, Минсельхоз и крупнейшие госбанки. Его положение обеспечивало сыну Глебу Франку идеальные условия для старта: ресурсы, связи, понимание логистики и международных рынков.
На сегодняшний день регулирование рынка вылова и переработки рыбы более выгдно крупным игрокам, поскольку они могут получать квоты на вылов рыбы и других морских ресурсов под строительство новых рыболовецких судов и перерабатывающих мощностей. Мелкие компании себе этого позволить не могут.

Приморские лендлорды от "Винни-Пуха" до Глеба Франка

С Николаевыми оказался связан олигарх Глеб Франк (на фото) – один из крупнейших рыбопромышленников России. Фото: https://fishnews.ru/_img/thumb/f7261fd9-f4af-49d0-b6a8-2a2c36bd8efe/big.jpg


Способствует этому, в том числе, поправки в законодательство, за которые активно голосовала депутат Госдумы Виктория Николаева. Например, она поддерживала закон о крабовых аукционах, выгодный, опять же, крупным представителям отрасли, разрабатывала поправки к закону об инвестквотах в рыбной промышленности и многие другие подобные инициативы.
Неудивительно, ведь, как оказалось, ее брат Владимир Николаев был совладельцем одной из крупнейших рыбопромышленных компаний Приморского края. Для рыбного олигарха Глеба Франка такой человек в Госдуме явно не помешал бы.
 

Не стареют душой "Винни-Пухи"

Что касается главного героя нынешних разбирательств Владимира Николаева - еще раз можем повторить, что удивляться нечему, он персонаж известный и даже "отработанный".
Еще 90-ые он был лидером организованной преступной группировки "Винни-Пухи", промышлявшей рейдерскими захватами, рэкетом, да и простыми грабежами. Это именно та среда, где молодой Николаев сколотил достаточно денежного капитала, чтобы конвертировать его в капитал политический. Ну а затем - обратно, с огромным "профитом".
Еще одной важной сферой деятельности этой ОПГ было крышевание рыбного бизнеса. Группировка была более агрессивной, при решении вопросов склонна к применению силового воздействия, поддерживала контакт с криминальными авторитетами из Комсомольска-на-Амуре - все это сведения из учебного пособия "Организованная преступность Дальнего Востока: общие и региональные черты". Впрочем, о криминальных связях Николаева с ОПГ "Винни-Пухи" писала и деловая пресса.
В те же 90-ые будущий мэр Владивостока уже получил судимость. В 1999 году суд приговорил Николаева к 3,5 годам за избиение председателя краевого спорткомитета Михаила Чикина и угрозы убийством директору спорткомплекса Татьяне Ефремовой. Однако после 15 месяцев в СИЗО Николаева амнистировали — он вышел на свободу прямо в зале суда. И что жители Владивостока, голосовавшие за Николаева, между прочим, на прямых выборах мэра, ждали от такого чиновника?
 

Приморские лендлорды от "Винни-Пуха" до Глеба Франка

Фото: https://t.me/monitoring_27/227740


Уже будучи мэром Владивостока, в 2007 году Николаев был обвинен в злоупотреблениях и превышении должностных полномочий, приговорен к 4,5 года лишения свободы условно. Летом 2008 года Николаев выехал за рубеж и был объявлен в международный розыск. В 2013 году Николаева исключили из списка Интерпола, а в октябре 2016 года он вернулся в Россию.
Т.е. уже после совершения им коррупционного преступления и приговора суда он скрывался от органов надзора. А потом спокойно вернулся в страну и продолжил владеть колоссальным имуществом, его сестра стала депутатом Госдумы, а в партнёрах мог появиться рыбный олигарх Глеб Франк. Настоящее "волшебство" – и ни дня, проведенного за решеткой.

Читать на "The Moscow Post"