Одна из крупнейших фармацевтических компаний "Профитмед" может быть обанкрочена при участии Германа Грефа для ее бывшего собственника Виктора Харитонина?...
Гендиректора фармдистрибутора "Профитмед" Дмитрия Свирина подозревают в мошенничестве с кредитом Сбербанка.
Как удалось выяснить корреспонденту The Moscow Post, в истории могут оказаться "зашиты" интересы главы "Фармстандарта" Виктора Харитонина и главного банкира страны Германа Грефа.
Кредиторский разгуляй
Проблемы у "Профитмеда" начались в 2021 году, когда прибыль организации стала неуклонно стремиться вниз, причём, согласно последним показателям, имеет отрицательное значение в 8,8 млрд рублей. Кредиторы таскают фирму по судам. Самыми крупными являются требования Сбербанка, по чьему иску было арестовано имущество сначала самой компании, а потом и Свирина.
При этом, по словам экспертов отрасли, "Профитмед" до конца 2022 г. работал в обычном режиме, внешних проявлений системных проблем у него не наблюдалось. Так что возникает подозрение, что его банкротство может быть преднамеренным.
Что интересно, судебные требования к фирме поступили и от структур, связанных с г-ном Харитониным – например, от принадлежащего ему "Аресбанка" – кредитно-денежное учреждение захотело порадовать себя 600 млн рублей. Этот иск суд до сих пор не рассмотрел, хотя с момента его подачи прошло почти полгода.
Харитонин дал кредит, по сути, самому себе, а теперь у самого же себя требует деньги обратно?
Иск к компании подала и фирма "Эклиф", что фигурирует в деле о картельном сговоре от 2020 года - УФАС тогда подозревала её вместе с "Профитмедом". Отсюда напрашивается вывод о том, что "Эклиф" также может входить в круг интересов Харитонина.
Полисан, Христенко, Голикова
Недавно крупная фармацевтическая компания "Полисан" отсудила у "Профитмеда" более 258 млн рублей. Эта фирма ("Полисан"), как удалось выяснить корреспонденту The Moscow Post, может входить в круг компаний, близких к бывшему главе Минпромторга Виктору Христенко и его супруге Татьяне Голиковой.
Дело в том, что визитной карточкой фирмы является препарат "Циклоферон". А его производством занималась "Натива" – её возглавлял Александр Малинин, ранее работавший в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения в период, когда Голикова как раз была министром здравоохранения.
Г-н Харитонин тоже считается близким соратником тандема Голикова-Христенко. Ведь именно "Фармстандарту" зачастую достаются крупные госпреференции и контракты, которые мечтает получить любая компания на фармацевтическом рынке. Как пишет "Момент истины", Голикова вместе с супругом сделали все, чтобы продвинуть препарат "Арбидол" (препарат производится "Фармстандартом").
Ещё более красноречивый факт – в "Фармстандарте" начинал свой путь пасынок Голиковой - сын Христенко Владимир, который сейчас владеет одной из крупнейших фармацевтических компаний "Нанолек".
Так что, можно предположить, что в деле о банкротстве "Профитмеда" бенефициары "Полисана" могут действовать с Харитониным сообща.
Своего не упустит
Любопытно, что до 2021 года Харитонин был учредителем компании "Профит Хауз", которой принадлежала "Профитмед". Им же владела Ольга Свирина – жена Дмитрия Свирина. Потом Харитонин вышел из этого актива, и всё, видимо, отошло Свирину. Когда же дела у компании наладились, Харитонин мог захотеть вернуть всё обратно.
Фото: Руспрофайл
Свирину же принадлежал пакет акций в "Профитмед". И, как ни странно, его не взяли в залог для обеспечения кредита, не стали пытаться договориться о реструктуризации, как это обычно бывает в подобных ситуациях, а сразу завели на него дело. Говорят, Харитонин решил попросту "отжать" у своего партнёра бизнес, и для этого решил в том числе воспользоваться помощью Германа Грефа.
Греф на "проводе"
И здесь мы переходим к другой ключевой фигуре истории. Если посмотреть, как резво Сбербанк выделяет кредиты другим структурами и без проблем их реструктурирует, становится удивительно, что банк так поступил с "Профитмедом". Например, сеть 36,6, безоглядно занимавшая деньги у кредиторов и находившаяся в 2011 году в крайне тяжёлом положении, умудрилась без проблем реструктурировать все свои долги перед другими кредиторами в Сбербанке. Сумма была нешуточная – 4,15 млрд рублей. По новому кредиту заложили долю в "Верофарм" – об этом писал РБК.
Реструктуризация – обычная практика госбанка – точно также он поступал и с "АвтоВАЗом", и с другими структурами – как государственными, так и частными.
Сбер, кстати, активно кредитует и структуры "Фармстандарта". Например, в 2016 году аж 8,6 млрд рублей получила компания "Отисифарм", образовавшаяся в декабре 2013 года в результате выделения брендированного безрецептурного бизнеса из структуры "Фармстандарта".
В последнее время вокруг Грефа множатся ситуации, связанные с отъёмом Сбербанком активов – путём законным, но всё же вызывающим некоторые вопросы.
Например, основанная Владимиром Чуйковым упаковочная фирма "Готэк" с октября прошлого года перешла под управление офшора "САЛГОН ИНВЕСТМЕНТС ЛИМИТЕД". По данным "Интерфакса", часть этого офшора контролируется Сбербанком.
Банк оказался в капитале компании из-за долгов Чуйкова перед ним. Вроде ничего криминального. Однако, известно, что в состав Совета директоров "Готэк" входили гендиректор компании "СБК Картон" (бывшая структура Сбербанка) Иван Пономарёв и зам гендиректора "Сбербанк Капитал" Фёдор Перфильев. И это дало им в руки некоторые рычаги влияния.
Как утверждают авторы сайта "Пикабу", якобы "СБК Картон" сразу заняло достаточно жесткую позицию по управлению всеми делами "Готэка". Это привело к расторжению договоров с рядом покупателей и поставщиков в судебном порядке. Вместо них кредитор навязал "Готэку" своих поставщиков и покупателей, по менее выгодным условиям для компании.
Это, как мы понимаем, могло сказаться и на финансовом положении фирмы и, соответственно, на её возможности рассчитаться по долгам. Так что есть ощущение, что фирму могут изнутри разваливать, чтобы потом прибрать к рукам по выгодной цене.
Не такая ли ситуация случилась и с "Профитмедом"? А потом этот актив может уплыть в чьи-нибудь добрые руки (тому же Харитонину, например), как уже происходило со многими купленным на госденьги компаниями Сбербанка.
У него, кстати, долгое время была в управлении структура "Сбербанк Капитал", возглавляемая бывшим президентом РПЛ Ашотом Хачатурянцем. Именно при нём происходило то, что называли не иначе, как рейдерским захватом "Павловскгранита". Сейчас последний обанкрочен, как и его бывший владелец Сергей Пойманов, проигравший все суды "Сбербанку". "Сбербанк Капитал", как и в ситуации с "Готэком", тогда забрал компанию за долги, предварительно войдя в её капитал. Хачатурянц ушёл из сберовских структур в 2021 году. Но методы остались?
Учитывая неплохие отношения Германа Грефа с Виктором Христенко, в совпадение интересов Харитонина и главы Сбера верится больше, чем в то, что Свирин и правда смошенничал. Операция-приватизация в завершающей стадии?
Читать на "The Moscow Post"