Новая попытка посредничества ЕС между Сербией и Косово обречена на крах: Белград не верит ни Брюсселю, ни, тем более, Приштине....
Сегодня в Брюсселе пройдет встреча переговорщиков по урегулированию очередного обострения в отношениях Сербии и Косово. Она состоится на фоне недавнего фиаско посредников из ЕС (Франция, Германия, Италия) на переговорах президента Сербии Александра Вучича и премьера Косово Альбина Курти.
На фоне мощного обострения и даже силовых столкновений весной-летом этого года, сложно поверить, что новая попытка приведет к снижению напряженности. Александр Вучич явно не доверяет посредникам, тем более, что их главное требование - безоговорочное признание независимости Косова, т.е. отказ Сербии от своих законных и исторических территорий.
Подробности - в материале корреспондента The Moscow Post.
Уже давно очевидно, что ни один сербский лидер, желающий переизбраться, да и просто доработать до конца своей каденции, не пойдет на признание Косово. Хотя это одно из главных условий для вхождения Сербии в Евросоюз - по крайней мере, так утверждают бюрократы в Брюсселе. Вместе с тем, от Косово для нормализации отношений с Белградом требуют полнейшую фикцию - сформировать Сообщество сербских муниципалитетов (СММ). На самом деле, это нисколько не гарантирует права сербов на территории самопровозглашенной Республики.
Еще до сегодняшней встречи Александр Вучич заявил, что западный вариант ССМ неприемлем, а признавать независимость Косово он и не подумает. Таким образом, нынешняя встреча еще в зародыше будет такой же провальной, как и прошлые попытки Евросоюза и стоящих за ним США "прогнуть" сербов.
Ключевым посылом создания СММ является защита сербского меньшинства. Однако, минувшей весной весь мир наблюдал за обострением драматического конфликта. Тогда произошли столкновения на севере Косово, в муниципалитете Северна-Митровица, которые были организованы премьером самопровозглашенной республики Косово Альбин Курти. Позднее президент Сербии заявил, что стоящий в Косово контингент НАТО, вопреки своим заявлениям, не защитил сербов.
При этом сам Курти умыл руки и делал вид, что не имеет отношение к ситуации. Учитывая, что Курти - послушная марионетка западных "доброхотов", логично предположить, что за всей ситуацией стоял тот же Североатлантический Альянс. Есть сильные подозрения, что НАТО была бы выгодна горячая война между Белградом и Приштиной.
Этому предшествовало то, что в ноябре 2022 года полиция самопровозглашённой республики начала выписывать штрафы на сербские автомобильные номера. Дело шло к полному запрету оных, что нельзя расценить иначе, как акт политической агрессии. И без того бесправное сербское меньшинство стало подвергаться проверкам на дорогах. В ответ сербы на границе с Косово забросали камнями KFOR - международные силы под руководством НАТО, отвечающие за обеспечение стабильности в Косове.
Впрочем, эти силы, скорее, отвечают за недопуск сербов на свою собственную территорию и предотвращение возвращения ее силой. Удивительная избирательность, учитывая, каким варварским бомбардировкам подвергся Белград силами НАТО в 1999 году. Памятники жертвам тех бомбардировок стоят по всему городу.
Новое обострение произошло в сентябре 2023 года. Тогда на севере Косово группа этнических сербов вступила в конфликт с местными полицейскими. В результате столкновений один страж порядка Косово погиб, а группа забаррикадировалась в местном монастыре. Впоследствии трое из них были убиты.
Что интересно, ни Вучич, ни Курти не стали отрицать произошедшее, почти одинаково описав ход событий. Но Вучич подчеркнул, что причиной стало нарушение прав сербов на самоуправление. По сути, Приштина пытается вытолкнуть сербов из любых политико-административных процессов в северных муниципалитетах самопровозглашенной Республики.
Тогда обострение чуть не привело к полноценному военному конфликту. По тревоге была поднята армия Сербии, она сконцентрировалась на административных границах с Косово. В итоге НАТО и ЕС все-таки смогли утихомирить ситуацию.
По итогам того инцидента премьер-министр Альбин Курти заявил, что переговоры о нормализации отношений с Сербией зашли в тупик. Одной из причин Курти назвал позицию спецпредставителя ЕС по Западным Балканам Мирослава Лайчака, который говорил о необходимости создания в Косово сообщества сербских муниципалитетов для обеспечения прав и безопасности сербов. По мнению Курти, спецпредставитель ЕС "отказался от нейтральной позиции".
Таким образом, посреднический план ЕС неприемлем для обеих сторон. Для чего же в таком случае они соберутся в Брюсселе? Возможно, Сербии будут неофициально сделаны новые предложения по возможному членству в ЕС.
Это своего рода "морковка", которой европейцы махают перед носом, вовсе не собираясь реально исполнять данные обещания, зато блюдя собственные геополитические интересы. Самый острый пример такой лицемерной политики - Украина, а теперь еще и Молдавия, которая дошла до того, что официально отказалась называть молдавский язык молдавским.
Кроме того, ранее Александр Вучич объявил, что "не приемлет членство Косово в международных организациях, в первую очередь в ООН, и его независимость" и что признания косовской независимости "не будет ни де-юре, ни де-факто". Таким образом, Белград фактически отверг оба ключевых требования Запада.
Отметим также, что на 17 декабря в Сербии назначены внеочередные парламентские и местные выборы, которых требовала оппозиция. Только это не та оппозиция, которая противостоит позиции Вучича по Косово - как раз обвинений в "предательстве" и опасаются нынешние власти. Для сербов никакие уступки не приемлемы.
Столкновения в Косове и Метохии в мае 2023 года. Фото: https://regnum.ru/news/3809546
Несмотря на то что Сербия находится в своем праве, ситуация может принять опасный оборот - новая война на Балканах вовсе не фантазия и не сказка. Поэтому переговоры будут продолжаться хотя бы для имитации процесса.
Что касается России, она продолжает традиционно поддерживать Сербию, понимая, что в случае очередного геополитического катаклизма в РФ европейские доброхоты и НАТО постараются применить к ней ту же модель раздела и политического размежевания, какая была применена при расчленении Югославии, а затем и Сербии.
Читать на "The Moscow Post"